Геометрическая абстракция, логический абстракционизм
Геометрическая абстракция( другие названия – холодная абстракция, логический, интеллектуальный абстракционизм) – течение в абстрактном искусстве в основе которого лежит создание художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.
Геометрическая абстракция выросла из исканий поля Сезанна и кубистов, которые первыми пошли по пути деформации натуры в поисках «новой реальности». Она имела целый ряд разветвлений. В России это был лучизм М.Ларионова, возникший как своеобразная реакция на новейшие открытия в физике; «беспредметничество» О.Розановой, Л.Поповой и В.Татлина, переросшее позднее в конструктивизм; суперматизм К.Малевича, в котором беспредметность рассматривалась как «новый живописный реализм»; во Франции – отчасти орфизм Роббера Делоне; но главным его представителем была голландская группа «Стиль» («Де Стейл») во главе с П.Мондрианом и Т.Ван Дусбургом, выдвинувшая концепцию неопластицизма – искусства чистой пластики, задача которого заключалась в очищении природы от иллюзорного многообразия и обнажения таящейся в ней первичной схемы.
Геометрическая абстракция, оказав значительное влияние на становление современной архитектуры, развитие дизайна, промышленного, декоративно-прикладного искусства, оставалась доминирующим направлением в искусстве вплоть до окончания
Второй Мировой войны. В 1950-е гг. На первый план выходят «лирические течения абстракционизма» (ташизм, абстрактный экспрессионизм). Однако в 1960-е гг., с появлением на художественной арене минимализма о оп-арта, геометрическая абстракция получает второе рождение.
Мастера геометрической абстракции: Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Любовь Попова, Роббер Делоне, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Йозеф Альберс, Фрэнк Стела, Жюль Олицки, Виктор Вазарели, Бриджит Райли
Лирическая абстракция
Лирическая абстракция (другое название – лирическо- эмоциональный, психологический абстракционизм) – одно из течений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационность исполнения.
Основоположником этого направления был русский художник Василий Кандинский – признанный лидер и теоретик абстракционизма, основные принципы и положения которого были изложены им в работах «О духовном в искусстве» (1911); «Ретроспектива» (1913); «Точка и линия на плоскости» (1926). Согласно учению Кандинского, моделью современного общества являлась пирамида, в основании которой находились люди материальные и примитивные, на следующей ступени – одухотворенные, а на самой вершине – художники, владеющие умами и сердцами людей и несущие им свет искусства. Осознавая несовершенство и иллюзорность реального мира, художник должен был покинуть его во имя мира «под знаком Духа», т.е. переместить взгляд с окружающей действительности внутрь себя. Природные формы служат препятствием для художника и должны быть им отринуты. Он создавал картины, ориентированные на свое внутреннее зрение, а голос души подскажет ему подлинную форму произведения.
Произведения лирического абстракционизма – воплощения субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете, моментальный снимок душевного состояния человека. Предметные образы мертвы, они «убиты своими знаками», поэтому живопись должна быть беспредметной. Картины В.Кандинского освобожденные от форм реальности, утверждали выразительную ценность цвета, музыкальную ассоциативность, цветовых сочетаний, выражавших «космические начала» и «духовные сущности» мироздания.
Идея полного «освобождения от форм» была подхвачена абстрактными экспрессионистами (течение в американской живописи) и получила логическое завершение в их технике письма – «живописи действия», способе выражения, чуждого всякой фигуративности и стремящегося к передаче на полотне основных реалий цвета и драмы творчества.
Мастера лирической абстракции: Василий Кандинский, Пауль Клее, Джексон Полок, Аршиль Горки, Франц Клайн, Альфред Манисирер, Ханс Хартунг, Эмилио Ведова.
кандинский
мандриан
Лирическая абстракция — одно из течений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационность исполнения. Произведения лирического абстракционизма — воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете. Принято считать, что основоположниками лирической абстракции были Аршиль Горки, Ланской, Андрей Михайлович[источник не указан 1599 дней].
Варианты использования[
Термин «лирическая абстракция» по-разному использовался различными авторами. Вероятно, термин был введён французским живописцем Жоржем Матьё. Европейская критика часто использовала термин в качестве синонима неформального искусства или ташизма, американцы — выхолощенной формы абстрактного экспрессионизма.
Геометрическая абстракция (иногда геометрический абстракционизм) — форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм, иногда, хотя и не всегда, расположенных вне иллюзорного пространства и объединенных в беспредметные, абстрактные композиции. В основе абстрактных композиций лежит создание художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.