Схемы аспектного анализа современного урока

Аспект: современные подходы к целеполаганию

Анализ урока ___________

(класс, предмет, тема, учитель)

· цели и задачи урока сформулированы:

·

  Да Скорее, да Скорее, нет Нет
Эмоционально привлекательно        
Четко        
Кратко        
Доходчиво        

· формулировка целей урока для учащихся осуществлена:

- через содержание и тему

- через действия учащихся

- через результат действия, на который выйдут учащиеся в итоге

· постановка данной цели вызвана:

- программой

- желанием учителя

- интересами учащихся

- случайным стечением обстоятельств

· если цели урока достигнуты, то в чем это выразилось?

_______________________________

_______________________________

· если цели урока не достигнуты, то что этому помешало?

_______________________________

_______________________________

Аспект: Современные подходы к работе с содержанием урока

Анализ урока___________

(класс, предмет, тема, учитель)

· основные способы работы с содержанием:

- рассказ учителя

- обсуждение с учащимися в ходе дискуссии

- самостоятельная работа учащихся с учебным материалом

· ведущая идея урока

· ключевые понятия

· учебный материал урока:

- был новым для учащихся

- расширял представления учащихся об изучаемом

- отвечал на вопросы учащихся

- был полезным для решения ими сегодняшних проблем

- будет полезен учащимся в будущем

- давал информацию для самопознания (другое)

· на какой стиль мышления (какие способности) учащихся был рассчитан материал урока?

Абстрактно-последовательный (интеллектуальные) Абстрактно- случайный (эмоциональные) Конкретно- случайный (интуитивные) Конкретно- последовательный(деятельностные)
       

· как в ходе урока было осуществлено адаптирование учебного материала к особенностям конкретного класса?

· какие источники использовал учитель для отбора учебного материала?

· какие пространства содержания были реализованы на уроке:

- нормативное

- дискуссионное

- смысловое

Аспект: организационно-практический компонент современного урока

Анализ урока___________

(класс, предмет, тема, учитель)

1.Средства, используемые на уроке.

Наглядные ТСО (аудио, видео) Раздаточный материал Практические Словесные Другие
           

2.Чередование форм деятельности учащихся.

Формы                  
Индивид.                  
Парная                  
Группов.                  
Фронт.                  
Время 0-5

3.Учебные действия, предлагаемые учащимся. Актуализированные психические процессы.

Процессы Внимание Память Мышление Воображение Речь Чувства Воля
Действия              
               

4.Вопросы для общего обзора по уроку:

Были ли в ходе урока ситуации выбора у учащихся? ____________________

Какие вопросы возникали у учащихся? ____________________

Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке?

_____________________

Как была организована обратная связь? _____________________

Как учитель относился к неверным ответам учащихся? _____________________

Как была организована рефлексия учащихся по поводу обсуждаемого на уроке?

_____________________

Аспект: современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке

Анализ урока___________

(класс, предмет, тема, учитель)

1. Палитра оценочных действий учителя

Вариант действия Количество Примеры, иллюстрации
Согласие    
Одобрение    
Ободрение    
Замечание    
Отрицание    
Упрек    
Угроза    
Неопределенная оценка    
Опосредованная оценка    
Невербальные оценки (мимика, жесты)    

2. Способы проверки знаний учащихся учителем.

__

3. Варианты взаимопроверки и взаимооценки учащимися.

__

4. Результативные действия учащихся на уроке

Варианты Количество
Ответы на вопросы учителя (фронтально)  
Ответы на вопросы учителя (индивидуально)  
Записи в тетрадях  
Идеи, предположения, гипотезы (от групп или индивидуально)  
Схемы, рисунки  
Алгоритмы  

5. Варианты самооценки и самоконтроля учащимися.

__

6. Адекватность оценочных суждений реальным достижениям.

__

7. Адекватность отметок – нормативам

__

4. Комбинированный анализ урока[8]

1. Общие сведения об уроке:

· дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;

· обстановка в классе; чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;

· оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска;

· организационное начало урока; приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;

· тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока); цель посещения урока.

2. Тип и структура урока:

· тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия; место урока в системе занятий по целому разделу;

· связь урока с предыдущим: как она осуществлялась;

· структура урока: соответствует ли она данному типу урока; последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока;

· особенности подведения итогов урока.

3. Содержание урока:

· соответствие содержания программе;

· связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;

· установление межпредметных связей;

· методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;

· особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;

· использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного материала

4. Методы и приемы обучения на уроке:

· используемая система методов и приемов, их сочетание;

· соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;

· соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;

· соблюдение основных требований к уроку;

· особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;

· виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;

· формирование у школьников умения учиться;

· использование для самостоятельной работы дидактических мате­риалов и технических средств обучения;

· формирование у школьников навыков самоконтроля;

· способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки;

· обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.

5. Домашнее задание:

· подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;

· дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащимся;

· объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

6. Поведение учащихся:

· заинтересованность, прилежность, дисциплинированность уча­щихся;

· методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;

· мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;

· отношение учащихся к учителю.

7. Поведение учителя:

· умение владеть классом, организовать его работу, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;

· стиль и тон в работе, педагогический такт;

· наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;

· внешний вид учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция;

· авторитет учителя.

8. Результаты урока:

· выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана;

· уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность);

· значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее;

· инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;

· советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.


  1. Структурный анализ урока
Этапы урока Дидактическая задача Содержание этапа Условия достижения положительных результатов Показатели выполнения дидактической задачи
Организационный этап Подготовить учащихся к работе на уроке Взаимные приветствия учащихся и учителя. Проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку Собранность, сдержанность, требовательность учителя. Систематичность (из урока в урок) организационного воздействия. Последовательность впредъявлении требований Кратковременность организационного момента. Полная готовность класса к работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся
Этап проверки домашнего знания Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися. Установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки Выяснение степени усвоения заданного на дом материала. Определение типичных недостатков в знаниях и их причин. Ликвидация обнаруженных недочетов Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности. Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса Возможность учителя за короткий промежуток времени (5–7 мин.) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки. Возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков. Высокая степень выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома
Этап всесторонней проверки знаний Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях. Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования Проверка объема и качества усвоения материала различными методами. Проверка характера мышления учеников. Проверка степени сформированности общеучебных навыков. Комментирование ответов учащихся. Оценка знаний, умений и навыков Использование различных методов проверки знаний (от фронтальной беседы и индивидуального опроса до тестовой проверки). Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний. Создание при опросе нестандартных ситуаций. Привлечение всех с помощью специальных заданий к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы. Создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости иоперативности умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на прояснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, чтонеобходимо сделать для совершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся
Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала. Показ его практической значимости. Постановка перед учащимися учебной проблемы Предварительная формулировка учителем цели. Оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксация этого в поурочном плане. Умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они смогут научиться в ходе урока, какими знаниями умениями и навыками овладеть. Вариативность приемов сообщения цели на различных уроках Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах. Эффективность восприятия иосмысление нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)
Этап усвоения новых знаний Дать учащимся представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах. Восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация учащимися новых знаний. Усвоение учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. На основе приобретаемых знаний выработка соответствующих умений и навыков Организация внимания. Сообщение учителем нового материала или самостоятельная работа учащихся. Обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала: полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов; выделение в изучаемых явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование приемов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка учителем учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление таблиц первичного обобщения материала, по возможности актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа Использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использованием компьютерной техники. Правильность ответов и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы. Качество знаний учащихся на последующих этапах обучения
Этап проверки понимания учащимися нового материала Установить, усвоены или нет учащимися связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности. Устранить обнаруженные пробелы Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. Обращение учителя к классу с предложением дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д. Учет дополнительных вопросов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала Опрос средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов. По ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала. Основной критерий выполнения дидактической задачи – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников
Этап закрепления нового материала Закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Закрепление полученных знаний и умений. Закрепление методики изучения материала. Закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решить теоретические и практические задачи. Использование разнообразных форм закрепления знаний Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи. Умение воспроизводить основные идеи нового материала. Умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся
Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока Информация о домашнем задании и его выполнении. Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения. Подведение итогов работы: работа класса, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники Спокойное объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения, систематическое выполнение этапа в границах урока. Умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание. Включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов, дифференцированных подходов в отборе учебного материала, задаваемого на дом Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками

Наши рекомендации