Методы и приёмы развития лексики в хореографическом номере
Эти методы дают возможность балетмейстеру:
1) Избежать повторов, длиннот, топтания композиции на месте, добиться драматургического развития.
2) Позволяют непрерывно обновлять лексику, развивать способность неординарного применения 1, 2, 3 движений (лейт - движений) и хореографических (пластических) мотивов для выражения свойственных и неповторимых черт в создании образа. Отличие одного образа от другого.
Ι. Комбинирование – это способ соединения лексики, самый простейший берётся в этюдной форме на родной хореографии.
Танцевальная комбинация (в переводе с латинского языка сочетание) – это свободное соединение нескольких движений в логической последовательности, возможные различные сочетания в различном порядке на определенную музыкальную фразу. Те движения связываются не механически, а подчинены мелодии раскрывающей её характер.
Они имеют:
1) Динамическое развитие (от простого к сложному)
2) Определённое завершение концовку, хореографическую точку ( ключ, притоп, и т.д.)
3) Может передавать определённый смысл и создавать образ, хотя не обязательно, и не везде.
4) Элементов не менее двух, не увлекаться количеством, выделять основные и вспомогательные движения, т.е. соединительные для основных элементов, которые нельзя исполнить подряд.
5) Выполняются с одной или с двух ног.
6) Координировать с движений головы, рук, использовать ракурсы и позы.
Учитывать технические возможности исполнителя.
Принципы (правила) развития комбинации:
1) от просто к сложному.
2) темповое развитие (от медленного к быстрому)
3) ритмическое развитие.
4) контраст (быстро – пауза) ракурс.
ΙΙ Варьирование – это поиск нюансов, вариантов движения. Видоизменения второстепенных элементов одного движения при сохранении его основы, сущности.
Принципы (правила) варьирования:
· изменения положения в пространстве (ракурс тела, рисунок);
· изменения ритма, темпа;
· усложнение движения за счёт второстепенных элементов (прыжки, вращения, полупальцы, соединительные шаги или движения);
· изменение голосов тела. «Голоса» - это различные телесные центры, корпуса, головы, руки, кисти, направления взгляда;
· изменения уровня пространства (лёжа, сидя, в grand – demi plie, стоя, на полупальцах, прыжки или поддержки).
Варьирование (изменение) пластического мотива.
Пластический мотив – это:
· несколько движений объединённых, слитных;
· многократное лейтмотивное вариационное повторение одного лейт движения.
Эти отдельные мотивы должны обладать яркой характеристикой и иметь сквозной метод развития, т.е. встречаться, сопутствовать номеру, образу на протяжении всего номера. Этот постоянный повтор, приводит к тому, что зритель запоминает его и возврат к нему напоминание о своеобразии героя или образе номера, в начале номера нужно заявить главный индивидуальный мотив, а затем его разработать.
Существует несколько приёмов:
а) Повторять точно «а» - 2 такта – «а» + «а» = 4 такта,
б) Повторять вариантно, т.е. сохраняется основа: изменяется не главное движение, а вспомогательное, второстепенное,
в) Сохранить временные границы мотива, а окончания заменить,
г) Многократное повторение с новым изменением, здесь варьирование главный признак,
«а» + «а» 1, + «а» 2+ «а» 3 и т. д.
д) Формула для крупных мотивов:
«а» + «в» + «а» 1 + «с» + «а» 2
Происходит варьирование только одного мотива, а остальные это сочинение новых мотивов, и вся эта цепь склад в единый хореографический текст.
В основе всякого варьирования лежит принцип контраста:
1) Противоположность различных граней движений,
2) Противоположность характера ритма (резко - плавно и т.д.),
3) Противоположность временных длительностей (мелкое дробное движение и широкое pord de bras),
4) Контраст движений в пространстве (динамика и статика движения),
5) Контраст темпа,
6) Контраст направления в пространстве, т.е. рисунка, ракурса,
7) Смена акцента (контраст ударений выделение движений силой или выразительным штрихом,
Когда на сцене разные персонажи, образы, одна или несколько групп исполнителей то движения могут исполняться:
1) Используя принцип пластического одноголосья (гомофония), т.е. единый текст для всех исполнителей. Движения исполняются в унисон (одновременно, согласовано) здесь мы используем гомофонический приём развития действия (комбинирования ,варьирование),
2) Используя принцип пластического многоголосья .Одновременно исполняется резкая самостоятельная для каждых отдельных групп лексика. Зритель видит и слышит сразу несколько звучащих ритмических и пластических мотивов. В танцах такие моменты несут в себе богатую, эмоциональную окраску и яркую зрелищность, здесь исполняются полифонические приёмы развития лексики.
Эти приёмы заимствованы из музыкального искусства.
ІІІ Полифонии (многоголосье)
Одновременное звучание нескольких мелодий (голосов) делает музыку многоплановой пространстве глубокой. Восприятия полифонии сложно надо почувствовать и осознать звучание каждого голоса.
Логику соотношения голосов вступающих одновременно или поочерёдно.
Гомофония (одноголосье), отчётливо различается один ведущий голос и аккомпанемент, сопровождающий голоса. Внимание приковано к мелодии, а всё прочее воспринимается как дополнение к ней.
1.Подголосочная полифония одновременное звучание нескольких подголосков, вариантов:
а) подголоски мелодически сходны
б) большую часть времени в подголосках сохраняется один ритмический рисунок (например, хор на три голоса, когда народную песню исполняет хор, и каждый несёт не совсем то, что другие, не другие мелодии, а какой - то вариант гармонично звучащий с тем, что поют). Создаёт ощущение общей мелодической основы, а богатство вариантов словно символизирует творческую свободу каждого участника).
2.Контрастная полифония- существенное различие звучащих вместе мелодий (голосов), восприятие одновременно звучащих самостоятельных мелодий весьма не просто, поэтому число ……….. от 2 до 6.По этой причине перед тем как объединить контрастные мелодии композитор обычно знакомит слушателя с ними порознь. Это применяется для следующих художественных задач:
1) Темы отменяют и мирно дополняют друг друга.
2) Одновременно сталкивается сугубо - конфликтные антоганические начала. Слушатель становиться как бы свидетелем противоборства остро враждебных сил.
Контрапункт (противостояние) или точка против точки. Одновременно звучание нескольких различных мелодий. Контрастное полифоническое образа непросто различными мелодиями, но ещё взаимно согласованными, то есть сочетание в общем темпе и размере.
3.Имитационная полифония – имитация это (повтор, продолжение, передразнивание) складывается если разные голоса по - очереди вступают с одной и той же темой, присущей музыкальном произведению: канон ,конвенция , фуга.
Приёмы симфонического развития лексики (полифонические приёмы в танце).
Принципы симфонизма – наличие нескольких тем, которые не проходят отдельно, а сливаются в полифонию. Полифония в танце проявляется проведением хореографических тем гармонически соединенных .Полифония в хореографии может быть и без наличии полифонии в музыке.
1.Имитационные приёмы – это поочерёдный последовательный повтор движений или комбинаций различными голосами.
І. Перекличка (для коротких хореографических фраз и движений 1-2 такта )
а) буквальная (а) - первый голос, а – второй голос, а - третий голос.
б) вариантная а-1 голос, а 1 – 2 голос, а 2 -3 голос.
ІІ Имитация - для более длинных хореографических фраз 7-8 тактов.
Повтор может быть только вариантный одинаковым должно быть только начало.
ІІ Секвенция (волна) для коротких хореографических фраз и движений (1⁄ 16 ,1⁄8 повтор, буквально без пауз повторяющийся во множестве голосов)
4.Канон для длинных хореографических фраз 8-16 тактов следующий вступающий голос буквально повторяет комбинацию одного голоса вступление второго и последующих голосов запаздывает на 1-2 такта или половину фразы.———- а 1
————- а 2
————-а 3
Простой канон заканчивается или остановкой или далее по хореографическому тексту.
Циклический канон беспрерывно повторяющий сначала.
Канон с репризой (когда) последнее движения исполняется пока последний голос не дойдёт до этого движения и заканчивают всё одновременно в унисон последним движением или каким - то вспомогательным.
5.Приём сужения - это исполнение на более короткую деятельность, поэтапно.
а) для движений
а
1и2и3и4и (первый голос)
а
1и2и3и (второй голос)
а
1и2и (третий голос)
а
1и (четвёртый голос)
Для движений использует редко.
Для комбинации 1 голос (8 тактов)
2 голос (1 такт паза)+7 тактов комбинация
3 голос (2 такта пауза +6 тактов комбинация)
4 голос (3 такта пауза +5 тактов комбинация)
Заканчивают все одновременно количество исполнителей как бы увеличивается.
6.Приём расширения - на большую длительность поэтапно.
а) для движения от 1⁄4 до 4⁄4:а1-1и
а2-1и2и
а3-1и2и3и
а4-1и2и3и4и
б) для комбинации:1 голос -5 тактов комбинация 3 такта пауза
2 голос- 6 тактов комбинация 2 такта пауза
3 голос -7 тактов комбинация 1 такт пауза
4 голос -8 тактов комбинация
Начинают все одновременно заканчивают 1 голос. Происходит как бы уменьшения количества исполнителей.
ІІ Подголосочные приёмы:
1)Голос и сопровождение (тема и аккомпанемент). Аккомпанемент (например, массовка) постоянно подчиняется главной теме. Подголоски могут повторять или один момент или разные моменты темы солиста, но действовать как эхо через различные промежутки времени.
2) Бассо - остинато (упорный бас) - постоянное повторение в басу в хореографическом произведении постоянное повторение одной и той же темы короткой, каким - то голосом или группой голоса в чистом или вариантном виде. Постоянно навязчиво повторяющих аккомпанементы фонд для развития других голосов.
3) Сопрано - остинато – постоянная, увеличение количества исполнителей инструмента. Увеличение динамики, звучание амплитуды движения (характерно для нечистой силы)
О Музыке
Танец – это зримая музыка. Балетмейстер должен видеть музыку в пространстве, она даёт произведению эмоционально-ритмическую основу.
Важно знать:
1. закономерность звучания (оркестр симфоний, камерный, народный) от этого идёт выбор системы танца, то есть жанра.
2. анализ музыкальной формы:
а) Жанровые различия (трагедия, драма,
образно- обобщённая (классика, demi классика, свободная пластика). Хореографическая форма – тематический танец.
именно музыка несёт основу для хореографического действия. Предлагает танцу появление последовательности событий характеров и их столкновений .Но каждый хореограф должен понимать что на одну и ту же музыку возможно различных вариантов хореографии. Нужно знать, что когда берёшь, музыку вариант в нём есть мотивы:
а) объективный, бесспорные, с которыми он должен считаться, например музыкальная форма и её пропорции, то есть разделы, части, фразы в хореографии это должно находить отражение. Хореографическая форма должна соответствовать музыкальной, сколько музыкальный тем и развитий столько и образов в хореографическом номере. Единый эмоциональный строй в музыке и хореографии выбор танцевальной системы то есть лексику, какой хореографии нужно выбрать.
б) субъективные, то, что эпос) от этого зависит художество.
б) Национальные отличия (выбор национальной лексики)
в) Особенности строения фраз, предложений.
3. Выявление средств выразительности, которыми пользуется композитор для образного звучания (в своеобразии создания звуков мелодичных или ритмичных) важно не пропустить шумы, удары, акценты и т.д. Это даёт балетмейстеру пищу для трактовки, интерпретации музыки (зримого её общества в пластике)
3 пути визуальной (зрительной) интерпретации музыки (объяснения толкования содержания образного характера музыки балетмейстеру).
1)Хореограф раскрывает содержание музыки через показ образного – близкого события, где исполнители выступают в роли конкретных персонажей в конкретной обстановке, это сюжетная характеристика, сюжетная драматургия к таким формам относиться миниатюра, хореографическая картина, сюита.
В музыке слышен конкретный сюжет, характер, образцы у музыки есть определённое название. Характеристики музыкальных образов ярко выраженных, например Мусоргский «Ночь на лысой горе».
2. Хореограф концентрирует внимание на характере внутреннего мира человека, понятие, явление. В музыке на 1 лане – эмоциональность, открытость чувств. В лексике выражается эмоционально-психическое (выражение) состояние чувств – это бессюжетная хореография, бессюжетная драматургия.
3. Создание образов философского порядка. Обобщённые идеи, отвлечённые понятия, гармония, хаос, жизнь смерть. В музыке полифония, то есть несколько тем одновременно. Лексика символическая принадлежит хореографу и даёт право на индивидуальность и свободу трактовки. Это своё содержание, образы, рисунок, характер движений (лёгкие, плавные, ломкие) например: два хореографа Ф.Лопухов и Л.Якобсон взяли музыкальное произведение Э.Грига и поставили различные номера. Лопухов – дуэт героя и … девы. Якобсов - сюжет миниатюру “Охотник и птица”
Различия: в образах, в характере движений, лексика,сходство:
1)форма композиции, дуэт.
2. два героя, человек и фантастическое существо.
3. настроение
4. выбор лексики: классический танец и другая лексика.
Лопухов взял с элементами спортивной пластики.
Поэтому важно изучать произведения композиторов, узнать о нём в музыкальной литературе когда создаётся почему, что кроется в содержании , о чём. Разные трактовки в хореографии в музыке допустимы, когда они опираются на разные стороны самого музыкального образа, но должны выражать единое эмоциональное смысловое содержание.
Содержание, когда мы говорим что хореографу удалось раскрыть музыкальное произведение в хореографии:
1. когда найдено соответствие образного характера музыки и танца, то есть соответствие видимого и слышимого.
2. найдено соответствие темпа, ритма, темпа музыкального и хореографического
Детский танец.
I. Эстетическое воспитание детей средствами танцевального искусства. Развитие творческого начала.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка для его гармонического, духовного и физического развития.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышцы, силу корпуса и ног, пластику рук , грацию и выразительность.
Занятия хореографией дают огромную физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в ХГ движения прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное взаимодействие на здоровье детей.
Занятие танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятие танцем развивает чувство ответственности перед товарищем, умение считаться с их интересами.
Танец – одно из средств исторического воспитания и начала творческого человека. Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение, который хорошо танцует, испытывает непосредственное ощущение от свободы и легкости своих движений, умение владеть своим телом. Его радует точность, красота и пластичность с которыми она исполняет сложные танцевальные движения. Все это само уже по себе является источником эстетического удовлетворения.
В танцевальном искусстве красота и совершенные формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия, исполнение танца несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремиться в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцам. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступной. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже воспринимает и чувствует прекрасное во всех его проявлениях, и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства становятся более зрелыми.
Хореография, как средство художественного эстетического воспитания в детском хореографическом коллективе
Взаимосвязь музыки и движения, влияющие на развитие детей
Многим движениям свойственна широкая палитра лирических интонаций от певучих нежных (колыбельные), до порывистых и напряженных. Музыкальное сопровождение для детского танца (младшего дошкольного возраста) из мультфильмов, к сказочным (написано специально) детские вокальные коллективы, обработка детских песен. Часто дети подражают взрослым, танцуют под музыку и делают это гораздо интересней, более эмоционально. С самого раннего детства реакция ребенка на музыку – это замирание или возрастание двигательной активности. С элементами подражания, как и танец и музыка, выражает чувство и переживания, эта связь взаимообратная. Любое наше переживание, гнев или любовь сопровождается работой мышц. Имеется 6 основных мышц: на уровне глаз, рта, шеи, диафрагмы, живота и таза. В которых, отражаются различные отрицательные эмоции: гнев, обида, страх. Работа с этими мышцами может проявить заторможенные эмоции. Ребенок начинает плакать, брыкаться, бить руками о пол – это выход отрицательных эмоций. Поэтому расширение «репертуара» эмоций тесно связано с расширениями физических упражнений. В младшем дошкольном возрасте, танец является как одно из средств художественного воспитания ребенка. Цель работы педагога – это двигательная игра, где дети творчески и познают возможности своего тела: повороты, покачивания, «бег», «ковырялка» и т.д.
ЛЕКСИКА – это набор многообразных танцевальных движений и поз, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, для создания хорошего номера.
Позы, движение, жест, мимика – это хореографический текст. В содержании должен быть образ, драматургия детского танца.
Формы детского танца бывают на детей – это изобразительная, для детей – выразительная.
Изобразительная лексика – это то, что мы изображаем, а выразительная построена на образе. Темпо - ритмическая музыка очень важна для детей, она должна быть четкой, ритмичной, веселой. Для каждой возрастной группы музыка должна соответствовать.
Содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности: темпа, ритма, динамических оттенков. Музыка для детей должна быть интересной, соответствовать возрастной категории детей. Для младшего возраста должны быть песни, которые они знают на слуху. Подвижные ритмические движения должны быть ритмически не за мудреными, не должна быть большая нагрузка, так как они будут терять сосредоточенность, музыка должна быть сказочной. Присутствует тематика, должно быть эстетическое испытание друг другу. Для этого возраста можно ставить более сложные танцы. Для взрослых музыкальное сопровождение должно раскрывать тематику: любви, войны, добра и зла, печали, радости. Они уже смогут передать чувства зрителю, чем средний возраст, так как средний возраст только начинает понимать, что можно танцевать в парах.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Создавая произведение, балетмейстер стремиться не только, воплотить свою идею, но как можно яснее донести до зрителя главную мысль. Его задача сделать танец более интересным по форме и более глубоким по содержанию, использование предметов должно быть оправданным и не должен казаться лишним и создавать у зрителя дисгармонию танца. Задача балетмейстера определить роль предмета развития действия. Предмет может служить необходимой атмосферой на сцене, самостоятельным, действующим лицом без которого нельзя обойтись. Предмет движет сюжетом действия, завязывает действия, организует конфликт и активно действует на ухо.
II. Формирование репертуара
Репертуар – один, из важнейших факторов формирования детей. Формируется не один год.
Отбираются наиболее полюбившиеся танцы, интересные по композиционному построению лексики. Передаётся из поколения в поколение. Ежегодно должен пополняться новыми постановками.
Репертуар детских коллективов должен соответствовать требованиям:
1) Иметь яркий воспитательный характер. Каждый номер должен иметь «ясную» «читающуюся» тему, идею или тщательно выстроенный сюжет.
2) Репертуар должен строиться с учётом возрастных особенностей детей и задач учебно-воспитательного процесса.
3) Все танцы, которые выносятся на сцену, должны исполняться на высоком художественном уровне, нужно опасаться скороспелых выступлений – этот наносит непоправимый вред всему процессу выступления в хореографическом коллективе.
4) Репертуар должен быть разнообразным по тематике, формам и выразительным средствам.
Тематика постановочной работы для детей разного возраста и создание репертуара.
Выбор тематики постановочной работы, прежде всего, должен быть основан на возрастных особенностях детей. Для учащихся 1-2-х классов строится главным образом на элементах игры. В основе её должно быть интересное и увлекательное содержание танца, конечно, очень простое. Танцевальные движения носят вспомогательный характер. Главное – приучить детей к непосредственности и выразительности исполнения. при этом у них вырабатывается важное качество – их движения становятся средством создания танцевального образа, раскрытия содержания постановки.
Для учащихся 1-2-х классов нужно ставить небольшие по метражу постановки. Тематика их может быть разнообразной: сказочный сюжеты – «Красная шапочка и волк», «Семь гномов», «Зайка-зазнайка», «Репка», «Колобок»; инсценировка песен; несложные народные танцы.
Дети 9-11 лет наиболее активны на занятиях и ещё не утеряли той детской непосредственности, которая так выгодна, отличается от подростков. Однако они уже приобрели много знаний, у них развивается чувство коллективизма. Опыт показывает, что основу коллектива должны составлять дети именно этого возраста. Тематический круг постановок для детей данного возраста весьма обширен. Большое значение имеют в репертуаре коллектива народного танца. Исполняя их дети знакомятся с жизнью, бытом, национальными особенностями того или иного народа. Педагогу балетмейстеру необходимо как можно чаще черпать материал для своего творчества из неиссякаемого родника народного танца, включая в репертуар детского коллектива больше ярких, разнообразных танцев народов мира. Можно создавать танцевальные картинки, сюиты одноактные балеты. Темы различны: как сказки, так и произведения на современную тему. Рекомендуются постановки с участием любимых детских литературных героев: «Буратино», «Чиполлино», «Дон Кихот», «Дюймовочка».
Дети старшего школьного возраста существенно отличаются от младших. Тематика постановок видоизменяется в сторону большей серьёзности, значительности, как по содержанию, так и по технике исполнения. Сюда в первую очередь входят народные танцы, которые должны приобрести черты мужественности и силы у мальчиков и плавности, мягкости у девочек. Дети такого возраста охотно исполняют роли взрослых в массовых постановках для детей младшего возраста.
Необходимо предусматривать парные танцы, воспитывающие естественное уважительное отношение мальчика к девочке, и наоборот. Репертуар детского танцевального коллектива обязательно должен быть разнообразным. Если готовиться русский танец, то следующий принятый к постановке должен констатировать с ним. Очень важен и выбор темпа композиций. Нельзя ставить только быстрые номера, их следует чередовать с более плавными танцами.
Тематика детских танцев
1. Темы сказок или мультфильмов
a) Танец может быть как зарисовка образов главных героев, сольные варианты («Ванька-встанька»), массовые («Дюймовичка и цветы»).
b) Отражать сюжет через взаимодействия героев («Красная шапочка и серый волк»).
c) Сюжет может полностью базироваться на фабуле сказки или мультфильма («Бременские музыканты»).
2. Тема природы отражающие взаимоотношения человека и природы, изображающие образы животных, птиц, растений, времен года, явлений природы.
3. Военно-патриотическая тема Героика, приключения.
4. Трудовая тематика. Процесс труда и его результат. Танцы профессиональной направленности.
5. Тематика межличностных отношений взаимоотношения людей в коллективе. Тема дружбы, любви.
6. Школьная тематика. Всё что происходит с детьми от 1 класса до выпускного класса.
7. Национальная тематика. Воспитывает интерес и уважение к культуре и творчеству народов России, Ближнего и Дальнего зарубежья.
8. Тема спорта и отдыха.
9. Праздничная тематика. Отражает мотивы праздников и праздных дат.
10. Игровая тематика. Содержанием являются игра или её элементы (скакалки, считалки).
11. Вещественная тематика («Куклы»).
Планируя репертуар, руководитель может на каждую группу определить 2 или 3 темы, но принципы разнообразия, содержания и формы.
Создание танца – это совместное творчество руководителя и каждого участника в отдельности. Отсюда стоит задача.
Самое ценное– это умение сохранить в номере непосредственность исполнения, присущую ребёнку в определённом возрасте, танцевальный язык должен быть доступен уровню подготовки, учитывать состав исполнителей.
III. Методика организации детского хореографического коллектива.
I. этап. Необходимо создать и подготовить условия для работы коллектива
a) ставку руководителя
b) танцевальный класс, зеркала, станки
c) объявление о наборе (с названием)
II. этап. Отбор детей
a) коллектив классического танца (очень тщательный отбор) по физическим данным: шаг, выворотность, подъём, музыкальность, чувство ритма.
При отсутствии данных могут быть различные последствия, связанные с психофизическим развитием (комплекс неполноценности).
b) Коллектив народного танца (музыкальность, эмоциональность, координация, чувство ритма, физические данные)
III. этап. Формирование групп
По возрастам. На основе работ по изучению особенностей развития организма человека в различные периоды педагогикой приняты следующая периодизация развития детей и юношества:
· младенческий возраст (до 1 года)
· предшкольный (от 1 до 3)
· дошкольный (от 3 до 6)
· младший школьный возраст (от 6 до 11)
· средний школьный (подростковый) (от 12 до 16)
· старший школьный (юношеский) (от 15 до 18)
Для занятия наиболее удобно выделять
1. 1-2 класс
2. 3-5 класс
3. 6-8 класс
4. 9-10 класс
или 3 группы
1. 1-3 класс
2. 4-7 класс
3. 8-10 класс
Руководителю необходимо позаботиться о создании коллектива, способного к самоуправлению и творческой работе. Занятия в каждой группе начинаются с общего собрания.
a. Выбирается актив
b. Ответственные за различную деятельность (директор ансамбля).
Можно готовить инструкторов-общественников, которые могут проводить занятия с младшими.
Задачи:
1. Подготовка смены исполнителей
2. Передача репертуара младшим исполнителям
IV. этап. Работа с родителями.
В родителях необходимо приобрести союзников, поделиться с ними педагогическими замыслами, целями обучения, создать инициативную группу для помощи в организации мероприятий для детей.
Проинформировать о:
ü расписание
ü нагрузки по времени
ü рациональном питании, т.к. организм ещё растёт, детям заниматься физическими нагрузками необходимо включая в рацион питания: белки (мясо, рыбу), продукты с кальцием, калием (кисломолочные), изюм (способствует улучшению работы сердечных мышц), овощи и фрукты, углеводы (сахар-это энергия).
Воздержаться от: сдобы, макаронных изделий, картофеля, сала, т.к. плохо усваивается, перерабатывается организмом и откладывается в жир.
Кушать за 2 часа до репетиции, т.к. усвоение пищи 2 часа. После занятий пить воду спустя 45 минут.
Организм должен прийти в нормальное состояние, т.к сосуды расширены, сердечная мышца усиленно работает и вода попадает в кровь.
О режиме дня: обязателен 8 часовой сон
О форме:
1-4 класс – девочки занимаются без колготок, в купальниках, коротких юбочках. Мальчики – в шортах, футболках, майках. Обувь: мягкая - чешки, тапки, носки.
С 5 класса (момент полового созревания) – девочки – лосины, купальник. Мальчики – шаровары, трико.
V. Составить картотеку участников:
ü Ф. И. О.
ü Дата рождения
ü Национальность
ü Школа, класс
ü Ф. И. О. классного руководителя, телефон
ü Состав семьи
ü Ф. И. О. родителей
ü Место их работы
ü Профессия
ü Домашний адрес
ü Рабочий и домашний телефон
VI. Традиции и праздники
Поддерживать или создавать традиции
ü Приём в коллектив
ü Прощальные вечера выпускников
Создавать вместе с детьми.
VII. Планирование работы на год.
Работу спланировать с момента набора:
1. План воспитательной работы составляется по разделениям: организационная работа.
а) Идейным воспитанием (формирование общей активности, выработка ответственности за порученное дело, исполнительность, инициативность, требовательность к себе и товарищам и готовность к помощи)
б) Нравственное воспитание. Задачи:
1) воспитание любви к родине
2) чувство интернационализма, коллективизма
3) привить навыки правильного поведения в обществе, семье, коллективе
4) бережное отношение к природе и ко всему живому.
в) Трудовое воспитание. Задачи
1) развитие чувства ответственности за результат труда
2) воспитание дисциплинированности, аккуратности, профессиональная ориентация.
г) Эстетическое воспитание
1) знакомство с различными видами искусства
2) развитие творческих способностей детей
3) формирование эстетического вкуса
4) индивидуальная работа с детьми и родителями.
2. План учебно-тренировочной работы.
Должно быть планомерное физическое развитие. Взять календарь вычислить количество занятий, распределить методический материал по количеству недель и занятий.
Заранее отметить праздники с возможными концертами, каникулы.
3. Репертуарный план.
4. План концертной деятельности
Если работая не выводить детей на сцену, то результат не виден и его не будет. Организация концертной деятельности – это забота руководителя.
5. Виды концертной деятельности
а) открытые уроки
б) отчётные концерты в конце года
в) участие в мероприятиях ДК и т.д.
г) выступления на детских учреждениях города и различных концертных площадках
д) конкурс и смотр
6. Участие в школах искусств.
При обсуждении выступления других танцевальных коллективов необходимо: научиться видеть лучшее. Научиться высказывать замечания о недостатках в дружественной форме.
Деятельность руководителя можно определить как художественно-педагогическую. Во всех коллективах должна вестись полноценная учебно-воспитательская работа. Педагог-хореограф кроме основных знаний предмета, методики должен изучить педагогику, анатомию, быть способным анализировать душевную музыку, составлять участников. Иметь высокие собственные психологические и эстетические принципы, общую культуру, широкий кругозор.
Руководитель несёт полную моральную ответственность за всё, что происходит с участниками, как от учителя к ученикам, поэтому он должен быть примером.