Искусство Италии Позднего Возрождения
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1620-е годы. Италия того времени попала под власть иностранных держав, и только богатая Венецианская республика обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями.
Венецианские художники, которые были только живописцами, видели в красочности и цвете основу живописи. В эту эпоху творили Тициан, Веронезе, Тинторетто, Джорджоне.
Джорджоне стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. «Спящая Венера» — наиболее известное произведение Джорджоне, где впервые обнаженная женская фигура была представлена без какого бы то ни было сюжетного действия.
«Юдифь», «Спящая Венера» (Джорджоне)
Тициан Вечемио Этот художник с огромным творческим потенциалом прошел сложный и драматический жизненный путь, в ходе которого его мировоззрение существенно изменилось. Его первые произведения наполнены шумной и яркой жизнью, в то время как последние произведения полны чувства мрачной тревоги и отчаяния.
«Венера Урбинская», Даная»,(Тициан)
Паоло Веронезе. обращается к более непосредственному отображению современной ему жизни. Жизнь для Веронезе — праздничное красочное зрелище. Образы наделяются индивидуальной яркостью, подчас портретной неповторимостью.
«Брак в Кане» «Мадонна семьи Куччина» «Пир в доме Левия» (Веронезе)
Тинторетто.отходит от традиционной трактовки религиозных тем, усиливает жанровую и психологическую выразительность, жизнь воспринимается им в движении.
«Чудо св.Марка» «Введение Марии во храм» «Тайная вечеря» (Тинторетто)
Архитектура.
Андреа Палладио-великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории.
В своей Базилике он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции.
Вилла Фоскари Вилла Ротонда Базилика (Веченце) Лоджия дель Капитаньо театр Олимпико
Виченцо Скамоцци-последний выдающийся архитектор итальянского ренессанса, самый талантливый ученик Палладио, вошедший в историю архитектуры как «отец классицизма».
Главный труд Скамоцци — «Идея универсальной архитектуры» — В этой работе архитектор отстаивал необходимость выработки единого архитектурного языка.
Сан-Лаззаро-деи-Мендиканти Новые Прокурации в Венеции театр Гонзага в Саббьонетте вилла Молин
Искусство Реализма
С первыми признаками кризиса романтизма в изобразительном искусстве рождается новая тенденция: пристальное внимание к окружающему миру — природе, общественным отношениям, индивидуальным особенностям человека, общества. Так рождается новый реализм, который в разных странах принимает различные формы.
С 1830 по1850 гг. деревня Барбизон, в нескольких километрах от Парижа, становится местом паломничества группы художников. Самыми видными оказались Пенья, Труайон, Дюпре, Руссо и Добиньи. Благодаря Барбизонцам изменилось представление о работе на пленэре. Исчезает принципиальная разница между этюдом, написанным на лоне природы, и картиной, созданной в помещении.
Прочность академических традиций задержала утверждение реализма в Италии; тем не менее в областных живописных школах и он был представлен достаточно широко.
Голландский художник Питлоо был первым, кто предложил южноитальянским художникам отбросить театральные условности традиционной живописи и писать под открытым небом, запечатлевая в набросках самые первые впечатления.
Мастером английской реалистической пейзажной живописи был Джон Констебль. Он стремится точно запечатлеть состояние природы в конкретных атмосферных условиях и в определенное время дня, зачастую записывая на обороте холста дату, час и погоду в момент написания. Он стремился найти совершенство «в первоначальном источнике красоты — в природе».
В России славится Илья Репин, который пишет портреты своих современников: «Толстой за работой», «Мусоргский». Реализм русских художников проникнут мистическим духом, религиозностью и извечной человеческой тоской.
Америка была полностью открыта влиянию французского реализма. В творениях мастеров так называемой Школы реки Гудзон сказывается также воздействие Констебла, его концепции природы как воплощения истины и моральных ценностей.
Живопись, распространяясь по миру в виде копий формировала вкусы буржуазии XIX века. Вкусы эти укоренились в народе вплоть до нашего времени
Билет 4
1)Барокко – (итал. barocco – причудливый, странный, склонный к излишествам) характеристика европейской культуры 17-18 веков, центром которой была Италия. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
В 17 веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество, но она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство.
В Италии наиболее яркое воплощение этот стиль нашел в произведениях архитектора и скульптора Бернини, архитектора Борромини, живописца Пьетро да Кортона;
В Испании некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре Хуан Баутиста де Эрреры, в живописи Веласкеса.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.
Караваджо считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени.
В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ – художник Каналетто.
Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии.
ХудожникиБарокко: Караваджо, Карраччи, Рубенс, Рембрандт, Диего Веласкес, Ян Вермеер,
Архитекторы: Браманте, Микеланджело (купол собора св Петра в Риме), Пьетро да Кортона, Борромини, Карло Мадерна
2)Раннехристианское искусство -период искусства в истории, от возникновения и признания христианства государственной религией в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI—VII веках. Охватывает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Древнейшие памятники христианского искусства находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени. Настроение всей катакомбной живописи – это настроение радости и уверенности.
Первые базилики.Официальное признание христианства потребовало строительства зданий. Ритуал требовал сборища верующих в одном месте, а также жертвы на алтаре. Утверждаются два типа — базилика и ротонда. Пространство базилики прекрасно членится ради разнообразных потребностей паствы, при этом оно лаконичней, чем имперское, так как христианство декларировало умеренность. Эта тенденция ведет к изменению древнеримской архитектуры и превращению ее из архитектуры расчлененных масс в архитектуру организованных и органически слитых плоскостей и объемов.
Крупнейшие базилики эпохи Константина: Базилика святого Петра (не сохранилась), Сан-Джованни ин Латерано(сильно перестраивалась), Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (сгорела и перестроена в 19 веке)и единственная сохранившая первоначальную структуру - Санта-Мария-Маджоре. Их отличительной чертой был возврат к перспективной прямолинейности, акцент на центральную ось.
Санта-Мария-Маджоре
Вопрос
Искусство Этрусков
Первые памятники культуры этрусков относятся к концу 9-началу 8 в. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко 2 в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.
Влияние греческого искусства чувствуется почти все время развития этрусской культуры. Но оно сводится к внешнему воздействию, затрагивая главным образом внешние формы.
Архитектураэтрусков была достаточно развита.
Храм в этрусской цивилизации большого значения не имел. С древнейших времен в религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, храмовое строительство началось позднее. Храм строился на высоком основании с низкими колоннами, по своим формам отдаленно напоминал дорический храм.
Этруская живопись тесно связана с погребальной архитектурой. По технике она — разновидность фрески. Тематика — сюжеты из земной жизни покойника: обрядовые сцены, изображения охоты и мифологические сюжеты. Назначение этих изображений предопределяет их натурализм — акцентирование мимики изображаемых персонажей, усиление цветовой насыщенности. Фрески обнаружены в гробницах Вей и Черветери, но крупнейшим центром росписи был город Тарквиния. Большая часть росписей выполнена в технике фрески. На ранних фресках голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас.
Росписи позднего классического периода (6 век до н. э.) отличается сменой сюжетов и техники работы. Показана перспектива, позы продуманны, фигуры умело прописаны. Примером таких росписей служат росписи из гробницы Голини. На смену весёлости приходит меланхолия.
Роспись из гробницы Уток, Вейи Ахилл в засаде у фонтана. Сцена из гробницы Быков. Тарквиния
В VI в. до н. э. появляется влияние архаической ионийской скульптуры. Вулка (единственный известный по имени этрусский скульптор архаики), создал терракотового Аполлона из Вей, который служил наружным украшением храма.
Крылатые кони из терракоты. II век до н.э. Аполлон из Вей
Римская живопись
«Свадьба Альдобрандини» (фрагмент)
Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. Единственные примеры — изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. Живопись для древних являлась средством передачи образов. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и традиции и обращается к греческим образцам.
Копийные работы часто воспроизводились по памяти и с некоторыми отклонениями, что вело к эскизности, беглости в работе и быстроте в исполнении. Например, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев: живописный язык отличается эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации. Живопись основана на противопоставлении пятен, жесты, фон - обобщены, деревья и архитектура — почти символичны.
Скульптура
Август
Римская скульптура отличалась большим разнообразием, чем живопись. Сначала она испытала большое воздействие со стороны греческой скульптуры, чем способствовало влияние этрусков, а также наличие в Риме греческих мастеров и копий с классических скульптур. Римский скульптурный портрет отличается реализмом от эллинистического и этрусского. Портретные бюсты с I в. до н. э. занимаются не только сходством, но и отражением жизненного пути человека. Небольшая неправильность — чуть большая изогнутость бровей или складка губ — помогает придать портрету вернейшее сходство. Этот прием сохраняется даже в официальных портретах.
Интерес к истории как к последовательному развитию событий заметен уже в период Республики — в барельефах с «непрерывным повествованием» — пример их использования ( рельеф Алтарь Мира ). На рельефах изображено жертвоприношение, торжественная процессия. Фигуры аккуратно расположены параллельными планами, уходящими вглубь: перспектива поставлена на службу символической иерархии. Ритма нет, зато есть интонации.
Колонна Траяна (фрагмент)
Со временем (во время правления Адриана) деградация классического искусства в качестве реакции приводит к усилению антиклассического направления. Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим. В русле адриановского классицизма создавались изысканные портреты Антиноя, медальоны со сценами охоты. Колонна Марка Аврелия построена по образцу Колонны Траяна, на опоясывающей её ленте — перетекающие эпизоды, наполненные жестокостью, грубым реализмом. История развивается рывками, последовательность рассказа не соблюдается, фигуры намечены обобщенно.
База колонны Антонина Пия «Антиной с виллы Мондрагоне» Медальоны с арки Константина
Рельеф колонны Марка Аврелия Саркофаг, 170 год Колосс из Барлетты — император Гонорий
2 вопрос
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — началаXX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.