Симфонический оркестр. Струнная смычковая группа
Более подробное знакомство с симфоническим оркестром начнем с самой многочисленной (50 – 60 музыкантов) группы струнных смычковых инструментов.Эта группа – важнейшая часть симфонического оркестра, ее подлинный фундамент. Струнные выступают большой плотной массой для того, чтобы уравновесить звонкие и сильные голоса духовых инструментов.
В струнную группу входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Их распределение напоминает расположение голосов в хоре: сопрано, альт, тенор, бас. Скрипки разделены на первые и вторые,что тоже совпадает с разделением сопрано на первые и вторые голоса. Подобное разделение группы на несколько партий называется дивизии.
Ведущее место среди струнных смычковых инструментов принадлежит скрипкам(violini). «Королевой оркестра» называют этот инструмент,сочетающий красивый выразительный звук и техническую подвижность.
Струнные смычковые инструменты, предшествовавшие скрипке, известны с глубокой древности. Но самая известная из них семья инструментов под названием виола(от итальянского «фиалка»). Виолы были разных размеров. Мастера украшали их драгоценностями и тончайшей резьбой. Их игра отличалось мягкой, мечтательной и слабой звучностью, непригодной для больших концертных залов. Именно поэтому виолы были постепенно вытеснены семейством скрипок. Но передали им свою внешность и имя, ведь violini в переводе с итальянского языка - «маленькая виола».
История скрипок неотделима от имен замечательных итальянских мастеров из города Кремоны – Амати, Гварнери, Страдивари. На протяжении XVI – XVII веков они от поколения к поколению создавали непревзойденные образцы этого инструмента, точно рассчитав пропорции, толщину деревянных стенок, состав лака, покрывающего инструмент и многое другое.
Очень часто скрипки благодаря своей исключительной певучести используются для ведения основной музыкальной темы. Иногда мелодия поручается скрипке-соло, Тогда ее исполняет первый скрипач – концертмейстер.
Альт(viola)имеет то же устройство, что и скрипка, но его размер больше, поэтому диапазон его ниже, а звук - гуще. Тембр альта называют матовым, глуховатым, неярким. Поэтому альты значительно реже скрипок выдвигались в оркестре на первый план, чаще они удваивали партии скрипок или виолончелей, придавая звучанию большую насыщенность. Но в ХХ веке композиторы все чаще стали поручать альту сольные партии.
Виолончель(violoncello –«меньшая из больших виол»)разделяет со скрипкой первенство в струнной смычковой группе. Она обладает великолепным мягким, бархатным тембром. Виолончель уступает скрипке в виртуозности, но успешно конкурирует в мелодическом пении. Виолончель появилась в середине XVI века, но довольно долго она не могла превзойти свою соперницу – виолу да гамба (стоящую на полу виолу). Признание пришло к виолончели только в XVIII веке.
Контрабасы(contrabassi –«очень низкий бас») – самые большие и самые низкие по звучанию инструменты. Музыкант играет на контрабасе стоя или сидя на специальном стуле. При своих внушительных размерах – это самый скромный и незаметный участник струнной смычковой группы. Обязанность контрабасов – создание басовой опоры, часто им поручают удваивать октавой ниже партию виолончелей. Тембр контрабаса – темный, суровый, несколько тяжеловатый. Он солирует в особых редких случаях. Но в ХХ веке на этот инструмент обратили внимание джазовые музыканты, они стали использовать его как бас-гитару, играя на нем щипком.
Струнная смычковая группа включает в себя голоса разнообразного диапазона и характера. Поэтому существуют коллективы, целиком составленные только из этих инструментов: две скрипки, альт и виолончель составляют струнный квартет, большой ансамбль из всех струнных смычковых инструментов называют струнным оркестром. Кроме того, эти инструменты могут гармонично сочетаться со всеми тембрами, в том числе и человеческим голосом.
Частым участником симфонического оркестра является арфа (arha) –струнный щипковый инструмент. Он не принадлежит ни к одной из оркестровых групп. История инструмента насчитывает несколько тысячелетий, ее изображения встречалось еще на древнеегипетских фресках. Арфа обладает красивым, нежным звуком небольшой силы, но не способный для исполнения певучих мелодий. Арфа чаще аккомпанирует другим инструментам воздушными аккордами или фигурациями.
Задания:
1. Расположите инструменты струнной смычковой группы в соответствии с голосами в хоре. Почему это можно сделать?
2. По описанию тембра узнайте инструмент струнной смычковой группы:
a) матовый, глуховатый, неяркий;
в) темный, суровый, тяжеловатый;
г) певучий, яркий, виртуозный;
д) мягкий, бархатный, певучий.
3. Вспомните и запишите произведения, пройденные в этом году, в которых мелодии ведут инструменты струнной смычковой группы.
4. Какова роль арфы в оркестре?
Урок 5
Симфонический оркестр.