Садово-парковое искусство Древнего Египта
ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО
ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО (САДОВО-ПАРКОВОГО) ИСКУССТВА
Сады и парки формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства — архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В садово-парковом искусстве* (Поскольку основные приемы сформировались в ходе исторического развития садов и парков, в тексте помимо термина «ландшафтное искусство» используется традиционно принятый термин «садово-парковое искусство») находили свое воплощение достижения растениеводства (декоративного садоводства, селекции, интродукции), архитектурного и инженерного мастерства (строительства, ирригации и др.). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систематизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.
В каждую историческую эпоху в соответствии с ее эстетическими установками и техническими возможностями складывался свой комплекс принципов и приемов, который и определял облик парков, их стиль. При этом сформировались два основных стилевых направления — регулярное и пейзажное.
Для регулярного стилевого направления характерны геометрическая сетка плана (включающая прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси и пр.), архитектурно обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка. В эту группу входят древние сады Востока, Греции и Рима, сады средневековья и эпохи Возрождения, французские регулярные парки XVII в., сады и парки России конца XVII — первой половины XVIII в. Пейзажное стилевое направление в отличие от регулярного отображает и подчеркивает красоту естественной природы. Оно характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, лужаек, полян, свободнорастущими деревьями с живописными формами крон. К этому стилевому направлению относятся сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII в. и России XVIII — начала XIX в., садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX— XX вв. Это подразделение несколько условно, так как в парках одного направления часто присутствуют приемы другого. Для парков нашего столетия, включая и современные, характерно почти равноправное участие приемов обоих направлений.
В пределах этих стилевых направлений, несмотря на общность комплекса планировочных и композиционных черт, формируются парки, существенно различающиеся между собой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исторической эпохе, экономике, природным условиям, эстетическим воззрениям общества — словом, всему тому, что формирует стиль эпохи и соответственно стиль в садово-парковом искусстве.
Рассматривая стиль в садово-парковом и ландшафтном искусстве в целом с позиций марксистско-ленинской эстетики, его можно охарактеризовать не просто как набор регулярных или пейзажных приемов, а как такую их совокупность, которая формирует физиономический облик объекта в соответствии с природными, социально-историческими и даже национальными особенностями.
РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ
Лекция 1. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
План
1. Садово-парковое искусство Древнего Египта.
2. Садово-парковое искусство Ассиро Вавилонии.
3. Садово-парковое искусство Античной Греции.
4. Садово-парковое искусство Древнего Рима.
Садово-парковое искусство Древнего Египта.
Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его территориальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Средиземное море. Здесь естественно произрастали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила — тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая иррига-
ционная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки.
Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет,— гранита, известняка, песчаника и др. возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся и до наших дней.
История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:
Древнее царство — 3200—2400 гг. до н. э., столица — Мемфис. Среднее царствоXXII— XVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного войнами и раздробленностью, столица — Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII— XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство — XVI—XI вв. до н. э. и позднее время — с X в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Македонским, который основал новую столицу — Александрию.
Период существования Древнего царства характеризуется строительством пирамид, Среднего — мощным ирригационным строительством и сооружением Фаюмского водохранилища с обширной оросительной системой. Новое царство — наиболее яркий период развития египетского государства, для которого характерно строительство храмовых комплексов.
За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов» [11, с. 16]. Валы и стены защищали город не только от вражеских нашествии, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.
На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения.
В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.
Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.
В качестве примера приводится план египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось — крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру — рядовые посадки. Рассмотренный сад — образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки — входную площадку, перголу, водоемы, посадки.
Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения — лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты — инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.
Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.
В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:
— регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
— формированием замкнутых композиций;
— наличием водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
— использованием ритма как композиционного приема;
— применением аллейных и рядовых посадок;
— использованием экзотов в ассортименте древесных растений.