Тема 4.2. Методика организации и работы досуговых формирований (объединений), творческих коллективов
Народное художественное творчество в разных проявлениях занимает важное место в жизни человека. Художественно-творческие коллективы востребованы современным обществом. В настоящее время может быть предложена следующая видовая классификация творческих коллективов:
• классификация коллективов по жанрам народного творчества (песенные, танцевальные,
театральные, инструментальные);
25 Концепция художественного образования в Российской Федерации (утверждена Приказом Минкультуры РФ от 28 декабря 2001 г. № 1403) направлена на сохранение и развитие сложившейся в России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и общего художественного образования во всех типах и видах образовательных учреждений для формирования созидательной, творческой личности.
• классификация коллективов по возрастным особенностям участников (детские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов и т.д.);
• классификация коллективов по формам: исполнительские (хоры, оркестры, ансамбли, хореографические коллективы, театральные студии), авторские (коллективы и студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства, клубы авторской песни, самодеятельные кино-и фотостудии), искусствоведческие (клубы любителей музыки, театра, кино) и смешанные.
Художественно-творческие коллективы нуждаются в профессиональном педагогическом управлении руководителя, ведь в своей работе он решает огромное множество задач. Народное художественное творчество само по себе является многогранным, поэтому преподаватель по народному художественному творчеству должен разбираться практически во всех сферах: фольклоре, знать народные традиции, обряды, искусство, владеть знаниями в области педагогики, психологии, экономики и управления. Организация и создание коллектива, решение управленческих задач, организация процесса обучения - являются важной основополагающей стороной деятельности - фундаментом для развития коллектива и достижения поставленных воспитательных и художественно-творческих целей.
Управление творческим коллективом - особая деятельность, направленная на достижение социально-творческих, образовательных и воспитательных целей становления и развития коллектива.
Функции руководителя творческого коллектива: организаторская, управленческая, учебная, образовательно-воспитательная, психолого-педагогическая, постановочно- репетиционная, концертно-исполнительская, координирующая.
Выделяются 5 основных этапов организации коллектива народного художественного творчества:
1 этап - подготовительный: сбор и анализ исходной информации, выявление потенциальных участников коллектива, изучение их потребностей, интересов, вкусов, мотивации участия в коллективе и других личностных особенностей.
2 этап - педагогическое проектирование: разработка модели деятельности будущего коллектива (целей, задач, содержания, форм и методов педагогического процесса в коллективе) и модели его организационной структуры.
3 этап - реализация проекта.
4 этап - диагностика эффективности педагогического процесса в коллективе (на основе изучения динамики личностных качеств участников и анализа результатов и художественно-творческой деятельности).
5 этап - корректировочный: внесение изменений в стратегию и тактику педагогического
руководства коллективом с учетом результатов диагностики его эффективности.
В процессе организации коллектива необходимо учитывать национально-культурные и культурно-исторические традиции региона, реальные художественные интересы и потребности.
Технология создания коллектива народного художественного творчествасостоит из нескольких блоков.
1 блок.Выявление интересов и потребностей потенциальных участников в определенном виде творчества или жанре искусства.
Для этого будущему руководителю необходимо собрать определенную информацию в том или ином населенном пункте (селе, поселке, районном центре, городе) о:
• направленности интересов проживающих там жителей (музыка, вокал, хореография, театр, прикладное творчество и т.д.);
• степени массовости распространения соответствующих интересов;
• заинтересованности в реализации интересов в процессе групповой деятельности;
• степени готовности к занятиям по интересам в рамках учреждения.
Необходимо постараться выявить конкретных людей - носителей того или иного интереса. Методы выявления интересов:
• социологические (анкетирование, опрос, интервью). Можно провести в учебных заведениях, общежитиях, на предприятиях, на клубных мероприятиях.
• беседы с работниками культуры, учителями, руководителями различных подразделений, с людьми.
В случае отсутствия интереса к данному виду деятельности, необходимо попытаться сформировать его:
• провести лекцию-концерт с рассказом об определенном жанре искусства и показом концертных номеров или видеоматериалов;
• пригласить в учреждение культуры аналогичный коллектив и продемонстрировать их творчество;
• использовать средства массовой информации (газета, радио, ТВ) для рекламирования создаваемого коллектива;
• провести выставку-презентацию;
• провести конкурс, викторину, диспут, посвященные данному жанру искусства с устоявшейся клубной аудиторией.
2 блок.Информационный или рекламный.
Приняв решение о создании самодеятельного коллектива, необходимо широко прорекламировать данное событие. Для этого можно использовать все виды рекламы, которые можно разделить следующим образом: реклама в СМИ (пресса, радио, телевизионная и видеореклама), наружная реклама.
Самым популярным и приоритетным средством рекламирования, безусловно, является СМИ. Каждое из средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет) имеет свойственные только ему возможности и характеристики в отношении определенных общественных групп.
Реклама в прессе получила широкое распространение и по объему затрат уступает лишь рекламе по телевидению. Она намного дешевле телевизионной, но качество воспроизведения рекламных объявлений обычно невысокое.
Следующий вид рекламирования - радио. Основные преимущества радио перед другими СМИ -24-часовое вещание на многие регионы и разнообразие программ. Радио слушают везде, поэтому рекламные объявления охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от их расположения. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость.
Наиболее престижным средством размещения рекламы является телевидение, потому что телевизионная реклама включает в себя изображение, звук, движение, цвет, вследствие чего оказывает на рекламную аудиторию значительно большее воздействие, чем объявление в других СМИ. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной и, вместе с тем, сложной и дорогостоящей в производстве, особенно, если основывается на компьютерной графике.
Еще один вид рекламы - это наружная реклама. Преимущество ее в том, что щиты с наружной рекламой размещаются вдоль оживленных мест. Рекламное объявление в наружной рекламе обычно кратко и не может полностью дать информацию о наборе в коллектив народного художественного творчества. Наружная реклама подразделяется на четыре типа. Первый тип - это стационарные средства наружной рекламы, которые характеризуются постоянным местом размещения. К ним относятся: щитовые установки, тумбы, объёмно-пространственные конструкции, флаговые композиции, наземные панно.
Второй тип - временные средства наружной рекламы и информации. К ним относятся следующие виды: штендеры - выносимые щитовые конструкции, реклама на временных ограждениях, «ходячая реклама» (или «люди-сэндвичи») - носимые рекламные конструкции, реклама на подъёмных воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях.
Третий тип наружной рекламы - реклама на транспорте (общественном, пассажирском, легковом, грузовом). У транспортной рекламы несколько преимуществ перед другими видами. Во-первых, она мобильна. Во-вторых, с помощью наземного городского транспорта можно сразу охватить различные группы населения. На красочные троллейбусы и автобусы обращают внимание не только пешеходы и пассажиры, но и водители автотранспорта.
Существует два вида транспортной рекламы - внутренняя и внешняя. К внутренней относится реклама в салонах городского транспорта - рекламные постеры, приклеенные внутри транспортных средств, красочные наклейки на окнах, яркие стикеры, звуковые сообщения. Это очень эффективное место для восприятия рекламной информации, т.к. есть время и условия для её восприятия. Внешняя транзитная реклама размещается на боковых сторонах транспортных средств, сзади и на крышах. Внешние рекламные панели очень похожи на уличные рекламные щиты, и для их разработки используются те же принципы.
К четвёртому типу наружной рекламы относятся рекламно-зрелищные мероприятия. Это публичные акции, воздействующие как на их участников, так и на потребителей рекламы. Такие рекламные акции подразделяются по типу мероприятия - с перемещением или без перемещения по городу, в заявленном месте проведения (рекламно-зрелищные мероприятия и представления, митинги и
пикеты с использованием рекламы, распространением рекламных материалов в виде буклетов, брошюр и иной печатной продукции).
Первая волна рекламы о наборе коллектива обычно проходит в конце мая - начале июня, перед каникулами и отпуском, с тем, чтобы было время обдумать информацию. Вторично реклама запускается непосредственно перед началом учебного года - в середине августа.
3 блок. Непосредственная работа с потенциальными участниками. Прием документов.
Получив информацию о создании коллектива народного художественного творчества из СМИ,
афиш, растяжек и т.п., потенциальные участники самодеятельности могут позвонить или придти в учреждение культуры, чтобы поподробнее узнать о правилах приема. Поэтому работникам культуры необходимо четко продумать встречу с ними:
• установить дни и часы консультаций руководителя коллектива или активистов;
• оборудовать и красиво оформить место встречи;
• проводить беседы с изъявившими желание заниматься потенциальными участниками;
• оформлять приемные документы - журналы, картотеку, заявления, в которые заносятся сведения о потенциальных участниках самодеятельности (фамилия, имя, отчество, год рождения, место учебы или работы, адрес);
• подготовить к занятиям аудиторию, оборудование, реквизиты, методическую литературу, костюмы и т.п.;
• разработать проекты организационных документов (положение о коллективе, примерный устав), организационную структуру, название.
В данный период продолжается дальнейшее распространение рекламного материала, в котором в обязательном порядке должна быть указана точная информация о первом сборе, первой встрече с участниками коллектива.
4 блок. Первая встреча руководителя с участниками самодеятельности. Организационное
собрание.
Существует несколько методик приема в коллектив народного художественного творчества.
1. Отбор по способностям. Поскольку коллектив народного художественного творчества связан с выработкой художественной продукции, такой подход вполне оправдан. Но в данном случае нарушается принцип самодеятельности и свободы выбора досуговых занятий.
2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.
Таким образом, руководителям художественного коллектива необходимо использовать оптимальные ограничения набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).
При проведении первой встречи с участниками или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:
• ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;
• объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;
• выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;
• составить расписание - дни и время репетиционных занятий.
• объяснить права и обязанности участников коллектива;
• познакомить участников с некоторыми правилами пользования реквизитом, оборудованием, а также правилами технической и пожарной безопасности.
Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией в начале учебного года. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.
По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.
Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества. Любой коллектив в своем развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его качественные стороны. Можно выделить три стадии развития коллектива:
1. Стадия первичного синтеза.
2. Стадия дифференциации.
3. Стадия синтеза.
Стадия первичного синтеза - начальная стадия, когда коллектив только создается, участники знакомятся друг с другом, руководителем. Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.
Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к выполнению задания. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.
На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит «сближение» людей в соответствии с их общими интересами и общим складом характера.
Наиболее сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других участников усваивают требования руководителя, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать его.
Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но «голоса» не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить участок работы полегче.
При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе могут относиться самые разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.
С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.
Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти требования рассматриваются как внешние, если же требования исходят от имени актива, то они охотно принимаются и быстро реализуются. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение и коллектива и участника.
Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.
Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы один раз похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого - исключить из коллектива и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.
Третья стадия развития коллектива может быть названа синтетической. На этой стадии образуется единство установок и интересов членов коллектива, единство воли. Уже все участники коллектива народного художественного творчества усвоили требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого. Окончательно утверждаются отношения товарищества, сотрудничества. Происходит сближение людей на более высоком духовном, творческом уровне.
На этой стадии развития коллектива меняется и стиль руководства. Если на первой стадии руководитель представляется членам коллектива как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он выступает как любимый и уважаемый представитель и выразитель их интересов. Коллектив хорошо понимает руководителя и без нажима с его стороны реализует требования. В свою очередь коллектив предъявляет ему более высокие требования, стимулируя его рост и развитие как личности. Поэтому руководство на третьей ступени развития коллектива может показаться более легким, но в то же время более трудным периодом. Легким потому, что коллектив активно поддерживает руководителя, трудным
потому, что уровень коллектива очень высок и от руководителя требуется изобретательность и гибкость в руководстве людьми. Руководитель на этой стадии вместе с коллективом должен найти оптимальные решения всех вопросов, касающихся их жизни, создавать условия для роста творческих сил каждого. Он должен внимательно прислушиваться к «пульсу» коллектива и тактично регулировать деятельность этого высокоорганизованного организма.
Третьей стадией не завершается развитие коллектива. Он развивается непрерывно. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов в нем, ростом культурных человеческих отношений, еще большей ответственности каждого, требовательности
к себе.
Определенные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для коллективов всех видов (производственных, учебных, профессиональных, самодеятельных). Но темпы перехода от одной стадии к другой могут быть различными, в зависимости от объективных и субъективных условий деятельности коллектива и общества в целом. Коллектив может развиваться неравномерно, одни стадии его могут проходить быстрее, другие - медленнее. Он может в силу каких-то обстоятельств останавливаться в своем развитии; возможно такое, когда какая-либо стадия быстро свертывается и наступает сразу следующая.
Следовательно, общие закономерности развития преломляются специфично для конкретного коллектива в зависимости от сложившихся объективных и субъективных условий его жизни и деятельности.
Что касается тактики руководства, то, как видим, она должна быть динамичной, изменяться от стадии к стадии в зависимости от роста сознательности, дисциплины, ответственности и коллективизма.
Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели. Специфика клубных коллективов заключается в том, что его участники и работники культурно-досуговых учреждений сами выбирают перспективные цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения этих задач. Здесь приходит на помощь теория и практика общей педагогики, которая научно обосновала условия и законы развития коллектива.
Еще в начале XX века известным советским педагогом А.С. Макаренко были сформулированы законы движения (развития) коллектива, которые вполне современны на сегодняшний день и приемлемы для коллективов народного художественного творчества.
/ закон. Наличие большой общественно-значимой цели.
Цель, ради которой создается коллектив, имеет большое значение для всей его дальнейшей работы. Большое значение имеет то, ради чего собрались люди в коллектив, каковы их интересы и устремления, какова культурная ценность их увлечения, так как сами интересы обладают различной общественной значимостью, различный общественный потенциал заложен и в занятиях, развивающихся на основе этих интересов.
Большое значение в данном случае имеет и масштаб деятельности. Замкнута ли работа коллектива на себе или его работа ориентирована на выход за свои рамки, в превращение своих занятий в важное общественное дело. Во втором случае имеет место очень продуктивное в воспитательном плане сочетание удовольствия от занятий любимым делом с нравственным удовлетворением человека, приносящего пользу людям.
2 закон. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.
Человек приходит в самодеятельный коллектив, понимая, что здесь он будет иметь условия для более продуктивного занятия любимым делом, чем в одиночку. Но в коллективе помимо индивидуальных интересов возникают и общеколлективные интересы. Цель коллектива - не простая сумма личных целей. Индивидуальные желания входят в нее в измененном виде.
Для достижения коллективной цели требуется такая координация усилий людей, которая определенным образом ограничивает свободу действий отдельного человека. Это объективная основа противоречий между личным и общественным. Путь выхода из этого противоречия - понимание того, что личный успех связан с успехом всего коллектива. Коллективная победа приносит людям не меньшее, а иногда большее удовлетворение.
Нельзя достичь абсолютного совпадения личных и общественных интересов, необходимо уметь их правильно согласовывать. Необходимость согласования интересов часто возникает:
• при выработке программы деятельности на продолжительный срок;
• при распределении ролей и обязанностей. Возникают конфликты, причинами которых могут быть:
• неточное представление участников самодеятельного коллектива о собственных возможностях;
• иногда коллективу необходимо, чтобы его член делал не ту работу, которая ему нравится больше;
• ложно понятые интересы коллектива (человеку поручают одну и ту же роль, с которой он хорошо справляется);
• эгоцентризм, эгоизм отдельных членов коллектива.
Нельзя дать универсальный рецепт разрешения этих противоречий. Выбор соответствующего способа воспитательного воздействия и урегулирования конфликта определяют:
• степень зрелости самодеятельного коллектива;
• уровень действительных творческих возможностей участников;
• престиж руководителя и авторитет общественного мнения;
• индивидуальные психические особенности любителя;
• степень срочности выполняемой коллективом работы и т.д.
Методы могут быть разные: разъяснение и убеждение; требование руководителя; давление общественного мнения; исключение.