Подготовка воспитателя к занятию
1. Подготовка начинается с определения плана занятия. Определив тему и программные задачи, воспитатель обдумывает, какими методами и приемами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. Изучение методической литературы и разработка конспекта занятия. Выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы. Продумывает как в групповой комнате будет расставлена мебель, как будет организован просмотр детских работ.
2. При планировании занятий воспитатель определяет, какая предварительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок осваивает форму, цвет, объем. В старших группах детям можно поручить провести наблюдение самостоятельно, например при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.
3. Подготовка и изготовление необходимого наглядного материала.
В детском саду создается фонд наглядных материалов, необходимых для занятий с детьми: различные предметы, игрушки, иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства и т. д. Перед занятием педагог этот материал просматривает и отбирает тот, который позволяет наиболее полно решить намеченную задачу.
Для рисования с натуры необходим лист картона, желательно разного цвета с двух сторон (светлого и темного), на фоне которого ставятся изображаемые предметы. Фон выбирается в зависимости от цвета натуры: для светлой натуры — темный и наоборот. Не рекомендуется использовать черный и белый фоны — лучше темно-серый и охристый. Фон должен быть больше предмета, чтобы изображениехорошо разместилось на листе. На занятии используется или одна натура для всех детей, или для каждого ряда, или индивидуальная. Педагог продумывает, как лучше ее расположить: скажем, перед каждым рядом или между двумя рядами на расстоянии 1,5—2 м от первого стола на уровне глаз сидящего ребенка или чуть выше, чтобы всем было хорошо видно. Если дети рисуют цветы, то лучше их поставить в вазу (уточнив, что ее рисовать не нужно). Позднее воспитанники могут рисовать ветки, цветы и в вазе (простой формы). Для рассматривания натуры на занятии по лепке можно использовать поворотный станок, который дает возможность показать предмет со всех сторон.
4. Упражнение в технике изображения.
Педагог, готовясь к занятию, обязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии не предполагается показ. Выполняя работу, воспитатель уточняет способы ее решения, отмечает, где у него возникли трудности, а в случае, если окажется, что материал подобран не совсем удачно, своевременно заменяет его. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.
5. Подготовка материалов. Подбирая материалы и оборудование, следует прежде всего определить, какие из них более всего способствуют выразительному и полному решению темы, предложенной воспитателем или задуманной детьми. Бумага с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянные места. Таблички с именами для обозначения работ по лепке или конструированию раздаются в конце занятия.
К каждому занятию воспитатель продумывает формат и цветбумаги для рисования или аппликации. Если детям предстоит изобразить предмет, то, обведя его рукой, сопоставив ширину и выем ту, воспитатель легко определит, какой формат необходим. Например, для рисования петуха по игрушке больше подходит квадратный лист бумаги, а для изображения лисы — вытянутый прямоугольник и т. д. Если изображается небольшой предмет, то дается лист бумаги меньшего размера. Для рисования карандашами потребуется бумага меньшего размера, когда же рисуют большой толстой кистью (№ 14—15) больше альбомного листа. Формат листа во многом определяет выразительность композиционного решения. Поэтому воспитатель каждый раз продумываем форму и размер бумаги, чтобы помочь ребенку лучше решить постают ленную задачу. Большую часть рисунков красками и аппликационных работ дети выполняют на цветной бумаге. Белая бумага потребуется на занятиях для рисования карандашами, акварельными красками, иногда для рисования гуашевыми красками и аппликации, когда для изображения необходим белый фон (например, лист — белый снег, а дети рисуют деревья, животных и пр.). Работы по аппликации, рисунки дошкольники выполняют на плотной, шероховатой бумаге. Следует подготовить запас бумаги, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или дать второй лист тем, кто быстро справился с заданием. Листы воспитатель подписывает предварительно (до занятия) на оборотной стороне, указывая имя ребенка и начальную букву его фамилии, дату занятия. В зависимости от содержания задания воспитатель дает возможность детям самим выбрать цвет бумаги; постепенно подводя их к сознательному выбору фона, к подбору красок. Так рисунок будет приобретать красочность. Цвет бумаги для занятий декоративной деятельностью зависит от особенностей конкретного вида народного искусства, на основе которого составляются узоры, например черный, красный, желтый : цвета потребуются для хохломской росписи, белый — для дымковских узоров.
Проверяет и подтачивает цветные и графитные карандаши (старшие дети могут принять в этом участие). Потребуется 5—6 запасных карандашей наиболее употребляемых на данном занятии цвета.
В старшей группе дети рисуют акварельными красками. Педагог показывает, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивают с кисти на каждую краску; к занятию краски немного размокают, следовательно, готовы к употреблению.
Во всех группах дети рисуют гуашевыми красками. Краски воспитатель подготавливает накануне, но разливает в небольшие палитры утром, в день занятия. В младших группах потребуется 4—6 цветов, в старших — до 6—8. Старшие дети составляют оттенки сами на палитре (кусочке белого пластика или в дополнительных розетках). Им можно давать весь набор гуашевых красок {коробку). Перед занятием воспитатель открывает крышки баночек, а дежурные размешивают палочкой все краски по очереди сначала одного цвета во всех коробках, затем второго и т. д. Воспитатель проверяет густоту краски, доливает воды при необходимости. Разводят краски до определенной густоты (консистенции жидкой сметаны), подбирают по цвету, оттенкам (для младшей и средней групп) в соответствии с содержанием темы, цвета бумаги. Важно, чтобы цвета красок хорошо сочетались и выделялись на листе бумаги. Особенность гуашевых красок состоит в том, что они светлеют после высыхания. Следовательно, рисунок бледнеет, становится невыразительным. Поэтому, готовясь к занятию, воспитатель пробует краски на том листе, на котором будут рисовать дети, и в случае необходимости делает краски темнее или светлее. Важно проследить, чтобы после занятия крышки баночек были плотно закрыты: иначе краски пересохнут.
Для рисования подготавливают кисти, тряпочки, банки для воды. Воду наливают перед занятием дети. Чтобы кисть доставала до дна, а вода не выплескивалась, лучше заливать банку не до краев. В ходе занятия старших детей приучают менять воду по мере загрязнения.
Для работы по аппликации воспитатель заготавливает наборы цветной бумаги разного формата. Для детей второй младшей группы и в начале года для детей средней группы — готовые кружки, квадраты, прямоугольники, овалы. Со средней группы к занятиям подбирают бумагу, близкую по форме к тем предметам, которые должны вырезать дети. В конце старшей и в основном в подготовительной группах потребуются наборы бумаги 10 х 12 см (размер этих листов можно менять в зависимости от содержания работы). Дети вырезают сначала исходные формы (круг, квадрат и др.), а затем получают из них изображение предмета или его частей.
В случае необходимости воспитатель подготавливает листы белого цвета для упражнения, например при вырезывании предметов сложного силуэта (вазы, животные, птицы).
На занятии, где это возможно, детям младшей группы предлагают выбирать готовые фигуры нужного цвета, а в остальных группах — бумагу. Например, когда дети наклеивают мячи двух цветов на полоске, воспитатель на каждый стол подготавливает разные наборы для выкладывания неваляшки, пирамидки и т. д., предлагает выбрать одинаковые по цвету, но разные по величине кружки.
Цветная бумага заготавливается в большем количестве, чтобы детям было из чего выбрать. Оставшиеся листы можно использовать затем на других занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.
Крахмальный клей (или из пшеничной муки) варят утром и разливают перед занятием, когда немного остынет (это можно поручать дежурным уже в средней группе).
Глину заготавливают, как правило, один раз в году (лучше летом) и хранят в полиэтиленовых баках, ведрах, пленке. Накануне занятия воспитатель подготавливает небольшие куски для каждой ребенка, проверяет количество досок. Небольшой лист бумаги, котором дети лепят, дает возможность поворачивать работу на доске.
В старшей группе на занятиях по лепке необходимы доски или поворотные станки, стеки двух-трех образцов, влажные тряпочки (30 X 30 см). Дети используют тряпочки для сглаживания поверхности изделия, вытирают ими руки, стол, доски; после занятия дежурные прополаскивают их. На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнительными материалами, если в этом есть необходимость.
Пластилин подбирают по цвету и дают на тех занятиях, цель которых — подобрать цвет и передать мелкие детали. Как правило, пластилин используют в старших группах. Перед занятием его немного подогревают (в каком-либо теплом месте), чтобы была возможность приступить к работе.
Все необходимые материалы и оборудование хранят в определенном месте, четко распределив по видам деятельности, чтобы дежурные легко могли подготовить их к занятию.