Петербург в повестях н.в.гоголя «нос», «портрет», «шинель» и «записки сумасшедшего»
Невский проспект – лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах петербургских повестей. Герой «Носа», майор Ковалёв, - это преуспевший на службе, чрезвычайно заботящийся о своей одежде и наружности, пошловатый и самодовольный коллежский асессор – один из представителей той толпы провинциальных искателей денег и чинов, которые в гоголевском Петербурге каждый день фланировали по тротуарам Невского проспекта. Воображая себя майором, Ковалёв постоянно «задирает» свой нос перед окружающими и становится жертвой «чиномании». В лживом мире вместо человека начинают действовать его фикции. Его значимость определяется не внутренними достоинствами, а предметами модного туалета или его положением в чиновничьей иерархии. В повседневной жизни Петербурга Н.В.Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а душах горожан – соединение уродливого, трогательного и смешного.
В историях о художниках («Невский проспект», «Портрет») тема творчества соседствует с темой безумия. В «Невском проспекте» художник Пискарёв, потрясённый лживостью внешней красоты, отказывается от жизни: прекрасная девушка, пленившая его сердце, принадлежала, как оказалось, к «презренному классу творений». Он уходит в мир опиумных грёз, а затем перерезает себе горло. В «Портрете», напротив, заветная мечта героя-художника как будто сбывается. Внезапно разбогатев, он обретает возможность заняться высоким искусством и не думать больше о заработках, реализовать свой талант. Но власть золота оказалась сильнее идеи творчества. Чартков становится модным и дорогим художником, но по мере того, как возрастает его состояние, умаляется его талант. Когда герой понимает, что из-за жадности лишился главного своего сокровища, он, движимый злобой и завистью, тратит своё огромное состояние на уничтожение шедевров искусства, а затем в безумной горячке умирает.
В повестях Н.В.Гоголя ощущается давление чего-то ужасного. Чувство иронии бросает лишь только чёрную тень на всё происходящее. «Портрет» начинается с описания лавки с грязными картинами в тёмно-жёлтых рамах, покрытых тёмно-зелёным лаком. Да и сюжеты картин оставляют неприятный осадок: «… совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, … мужик с выломанною рукою …»[9] Чувство беспокойства постоянно преследует читателя на протяжении развития событий повести. Писатель применяет характерные приёмы, передавая состояние героя, который «усталый дотащился к себе… взобрался… по лестнице, облитой помоями и украшенной кошачьими следами», бросился на «узкий, оборванный диванчик». «Свет месяца озарял комнату», в которой «страшно сидеть одному». А старик с портрета глядит «к нему прямо вовнутрь». Художник испытывал постоянно «что-то неприятное». Его охватывало какое-то «тягостное, тревожное чувство…» Я думаю, что читатель может таким образом понять состояние Н.В.Гоголя в Петербурге и услышать боль его разбитого сердца в этом далёком северном городе, где властвует «холодный, пахнущий ветер», таинственно мерцает «лунное сияние на крышах», «всё … тихо», «нигде ни души».
Невероятной болью и любовью, иронией и фантастикой пронизана повесть «Шинель». Смешной и трогательный Акакий Акакиевич Башмачкин –в каком-то смысле художник, артист в своём деле, отдающий все силы своей кроткой, детской души переписыванию служебных бумаг. Переживания бедного чиновника были известны самому Н.В.Гоголю по первым годам его петербургской жизни. 2 апреля 1830 года он писал матери, что, несмотря на свою бережливость, «до сих пор… не в состоянии был сделать нового, ни только фрака, но даже тёплого плаща, необходимого для зимы», и «отхватал всю зиму в летней шинели»[10]. Имя «Акакий» (что значит по-гречески «незлобивый») несёт тоже определённый художественный смысл. Несмотря ни на что в образе жалкого Акакия Акакиевича чувствуется ничтожное и возвышенное одновременно. С ласковым юмором рассказывает Н.В.Гоголь об этом большом ребёнке, который «умел быть довольным своим жребием» и «служил с любовью», который своей кротостью и христианским поведением оказывал облагораживающее влияние на других людей. Но есть у Акакия Акакиевича безусловный враг – стихия петербургского климата, зима, пронизывающий до костей обветшавшую шинелишку мороз. В «Шинели» Петербург Н.В.Гоголя оставляет впечатление серого города, с северным ветром, который дует сразу с четырёх сторон, и колючим морозом. Опять читатель побывает на чёрных лестницах петербургских домов, «проникнутых насквозь помоями и спиртуозным запахом, который ест глаза». Сцена ограбления героя навевает жуткий холод. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает полное одиночество. Здесь царят бедность, запустение и, как следствие этого, - разбой. В момент его приближения к роковому месту Акакий Акакиевич ощущает, что какая-то злая, равнодушная стихия ползёт, надвигается на него: пустынные улицы становятся всё глуше, фонари на них мелькают всё реже. «Деревянные домы, заборы; нигде ни души»[11]. Сверкает один только снег, и «печально чернеют с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки»[12]. Город словно закрыл глаза, не желая видеть беды, которая подстерегает человека.
Со смертью героя сюжет повести не обрывается. Он переходит в фантастический план. Наступает возмездие. История «значительного лица», распекавшего Акакия Акакиевича, повторяет почти буквально то, что случилось с последним. Смерть Башмачкина предстаёт перед нами в конце повести только как часть её художественной темы. Финал же посвящён теме Стихии. Всё, казалось бы, заковано в гранит, департаменты и безмолвие холода, но Стихия всё же готова была показаться в любой момент из-за каждого дома.
В «Записках сумасшедшего», как и в «Шинели», Н.В.Гоголь обращается к исследованию внутреннего мира «маленького» человека, бедного петербургского чиновника, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищён его превосходительством: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек»[13]. И одновременно он презрительно снисходителен к людям, стоящим по чину и званию ниже его. Фамилия этого человека Поприщин, и он уверен, что его ожидает великое поприще: «Что ж, и я могу дослужиться…»[14], - мечтает он. В «Записках сумасшедшего» Н.В.Гоголь словами Поприщина, одного из своих обездоленных героев, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: «Всё, что есть лучшего на свете, всё достаётся камер-юнкерам, или генералам!»[15]. Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. На почве уязвлённого самолюбия в «маленьком» человеке развивается болезненная гордыня. Он сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому «всё позволено». В «Записках сумасшедшего» читатель опять попадает в бедные кварталы Петербурга, в которых «из-под ворот – ад», и приходится бежать, «заткнув нос» от назойливого запаха прокисшей капусты.
Н.В.Гоголь не идеализирует столицу – это не только парадные улицы и дворцы («Ночь перед Рождеством»), много в нём и дворов-колодцев, безликих домов, подъездов с грязными и тёмными лестницами, крошечных квартирок, в которых обитают бедняки, ведущие жалкое существование. Город многолик во всём. В нём живут не одни только преуспевающие чиновники, но и бесправные бедняки. Обездоленная часть Петербурга – это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и буднична, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги («Невский проспект»).
В гоголевских петербургских повестях в значительной мере сказались глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью писателя в Петербурге. Автору удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь города, в его секреты, постичь скрытую от глаз простого обывателя фантастику Петербурга. Н.В.Гоголя занимает не детальное описание отдельных характеров, а изображение общего склада жизни столицы, её наиболее глубоких и острых социальных и нравственных противоречий, трагической судьбы простого человека, живущего и гибнущего среди всеобщего равнодушия. Для писателя этот прекрасный и одновременно страшный, опасный, таинственный город существует в двух мирах: реальном и нереальном. Все повести о Петербурге связаны общей проблематикой: власть чинов и денег; единством основного героя – «маленького человека». Петербургские повети правдиво воссоздают обобщённую картину Петербурга 30-х годов XIX века, отражавшую социальные противоречия, свойственные всей стране.
ПЕТЕРБУРГ «РЕВИЗОРА»
Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Хотя действие происходит в небольшом провинциальном городке, о столице здесь упоминается постоянно. Этот город выглядит уже более реально. В нём нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством». Это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают всё. Хлестаков едет из Петербурга, и этим уже привлечены обитатели маленького городка, так как столица – это их мечта. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге – Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном городе, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-то невероятной роскоши, не всегда преувеличивает, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. «…Житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё, что хочешь»[16], - с упоением рассуждает Осип. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо. «Галантерейное, чёрт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь, всякий тебе говорит «вы»[17], - хвалится он. Здесь же осуждает Хлестакова, что тот совсем не занимается делом, а только гуляет по «прешпекту да в картишки играет».
Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не город с танцующими собаками, а столица с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Хлестаков – идеал для всех героев комедии. В нём воплощается характерная для петербургского общества болезнь – «лёгкость в мыслях необыкновенная», ужасающая в своей широте рассеянность и рассыпанность человека на всё и вся. Очень интересна застольная речь Хлестакова, где специфика его вранья перекликается с реальностью. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал. Его преувеличения достигают невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублёвый арбуз. «Эх, Петербург! Что за жизнь, право!»[18] - восторгается Хлестаков. Его описание столицы полностью соответствует представлению о ней уездных чиновников. Они слушают, открыв рот. Н.В.Гоголь не приводит конкретных описаний столицы. Но образ Хлестакова весь пропитан особенностями жизни этого города. Именно петербургский дух, которым веяло от Хлестакова, заставил этих чиновников поверить в его ревизорство, словно сам этот большой обманный город в лице чиновника-вертопраха явился в дальний уезд где-то на пути в Саратовскую область. Петербург в мечтах столичного чиновника – это город, где у него много денег и высокий чин, где он богато живёт, все его боятся и почитают. В болтовне Хлестакова, элегических воспоминаниях Осипа и в мечтах городничего с его семейством подлинные детали мешаются с выдумками и иллюзиями.
Именно из Петербурга со страхом ожидают приезд настоящего ревизора. Столица – не просто более высокая инстанция, это мир иной, запредельный. Чего ждут от него? Наверное, возмездия, справедливости, угрозы, расправы или благодеяния.