Искусство как форма познания мира

Проверил:

Д.Ю.Хоменко______

Выполнил:

студент 1 курса

специальности 34.02.01

Сестринское дело

Н.В.Кирейцева

Красноярск,2015

Оглавление

Введение

1. Понятие и сущность искусства

2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

3. Специфика искусства

4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

5. Роль искусства в познании мира

6. Основные общественные функции искусства кaк способа познания миpа

7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Введение

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

Искусство - это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.

Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

Цель: Выявить признаки и понятия искусства.

Задачи:

1. Проследить как искусство влияет на человека;

2. Проанализировать как с помощью искусства познать мир.

Актуальность искусства обусловлена возрастанием в условиях постмодерного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.

Глава 1. Понятие и сущность искусства

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

Глава 2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.

Глава 3. Специфика искусства

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

Глава 4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Художественный образ - это отражение и воссоздание окружающего мира именно с позиций автора с учетом его интересов и характера. Он может быть реализован как музыкальное произведение (опера, симфония), как литературное творение (роман, драма), как театральное выступление (спектакль, балет), как визуальный труд (картина, фотография), как архитектурный памятник (здание, собор) и т.д.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

· Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.

· Для выражения эмоций автора существует множество способов отражения действительности или выдумки. В музыкальном творчестве этим способом являются ноты, в литературе - слово, а скульптуре - объемные формы. Таких примеров не мало, поэтому узнать все, что думает тот или иной автор, будет намного легче и проще.

· Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.

Глава 5. Роль искусства в познании мира

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи.

На сколько мы знаем, еще ни один исторический временной период не закончился без наложения отпечатка на следующий, что дает возможность понять устои и обычаи, действующие в те времена и их связь с искусством. Особенно важно помнить, что развитие искусства на протяжении всей жизни людей - это закономерный процесс становления эстетики, как художественного сознания.

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

Глава 6. Основные общественные функции искусства как способа познания мира

a) в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение.

б) выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений.

в) для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней.

г) понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д.

д) реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество - это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека.

е) огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию.

ж) не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания - это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении.

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

Глава 7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей информации в духовную сферу общества.

Список использованной литературы

1. Маркова А.Н Культурология. История мировой культурологии. Москва, ЮНИТИ-Дана 1995 год;

2. Силичев Д.А. Культурология. Москва, Приор 2000 год;

3. Толстикова И.И. Садохин А.П. Мировая культура и искусство. Москва, Альфа-М 2013 год;

4. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха

Москва, Альфа-М 2005 год.

Наши рекомендации