Организация и методика проведения занятий по лепке
Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю лицом. На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнительными материалами, если в этом есть необходимость.
В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглаженной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.
Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.
На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспитатель на своем материале показывает, как нужно работать).
Первая часть занятия - процесс формирования замысла. Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Воспитатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объявления темы. Воспитатель знакомит детей с предметом, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в лепке что-то свое, только что придуманное, а также определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных. Воспитатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения наблюдать. Для развития этих качеств у детей педагог выбрала лепку жуков. За день до занятия она рассказала детям о жуках, познакомила с их строением, они рассмотрели коллекцию жуков и открытки с их изображениями - там были жуки-носороги, жуки-олени, скарабей, усач, майский жук, жужелица. Каждый ребенок выбрал своего жука-любимца. Чтобы внести элемент творчества, воспитатель сформулировала тему так: «Соревнования на стадионе «Олимпион». Дети должны были вылепить своих насекомых, которые движутся на тачках, самокатах, велосипедах к финишной ленте. Педагог усложнила задачу, требовалось изобразить жука не статично, а в движении, изобразить «транспорт», при этом проявить чувство юмора, любовь к маленьким живым существам. Формулировка темы помогла решить поставленную задачу без дополнительных объяснений, так как у детей появился игровой мотив деятельности. Это позволило и анализ занятия провести в игровой форме.
Обследование предмета - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику: обследующий жест - включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, требующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком. Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию. Затем следует детальное обследование, дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Детально обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к целостному эмоциональному восприятию. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета.
Вторая, основная часть занятия - выполнение замысла. Сформированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ставила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возможность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, никого не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в детских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.
Третья часть занятия – анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ. Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.
В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили. Критические замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался. С самого младшего возраста нужно привлекать к анализу самих детей. Например, дети в средней группе конструктивным способом лепят сидящего медвежонка. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?» Дети отвечают, что он ее плохо примазал. Педагог предлагает детям посмотреть все работы и найти те, где все детали хорошо скреплены. Затем педагог спрашивает: «Почему эти медвежата такие крепенькие?» Дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.
После занятия все вылепленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вылепить свою работу красиво.
Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют в шкаф, где находится постоянно действующая выставка работ. Эти работы обрабатывают парафином и сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.
Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.
Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.
Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных умений, поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение способов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.
Только на этой базе возможна творческая деятельность детей, поиск новых способов изображения, интересных, нестандартных решений. Тренировочные задания должны быть разнообразными. Например, воспитатель формирует у детей навык раскатывания глины ровным жгутом. На одном занятии они лепят из него корзинку для ягод, на другом - красивый кувшин, на третьем - бревнышки для домика Кикиморы. На каждом из этих занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.
Детей младшего дошкольного возраста характеризует бурное физическое и психическое развитие. Развиваются движения рук, улучшается координация движений, начинают развиваться мелкие мышцы рук, и это позволяет ребенку осваивать все более сложные движения. Малыш знакомится с разнообразными предметами способами действий с ними, начинает замечать мелкие предметы, рассматривать их. Освоение окружающего пространства вызывает потребность в общений, малыш начинает задавать множество вопросов. Ведущим средством общения становится речь. Он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Занятия лепкой для самых младших дошкольников 2-го года жизни являются первой ступенькой, которая поднимает их из периода доизобразительного в изобразительный- это революционный скачок в развитии ребенка, после которого у него резко увеличивается количество мыслительных операций, начинают развиваться образное мышление, воображение, развиваются функции руки. Лишая детей возможности лепить, взрослые задерживают их развитие. Раскатанный на столе кусочек глины становится «конфеткой», «колбаской», которой можно угостить куклу. Дальнейшее освоение глины и простейших приемов лепки позволяет воспитателю группы «Малыши» решить основную задачу: подвести детей к пониманию возможностей изображения реального предмета. Развитие детей неодинаково.
Тематика лепки детей очень простая - это колбаски, баранки, яблочки, печенье. Колобок, снеговик, птичка (согнутая колбаска с прищипнутым клювом).
Дети с 2 до 3 лет должны освоить основные формообразующие движения и уметь их применять самостоятельно. Они должны знать, как вылепить столбик, шарик, диск, соединить концы колбаски и получить баранку, а в конце года освоить лепку предметов, состоящих из нескольких частей, - пирамидку, самолет лодочку, мишку-неваляшку, зайчика, грибок, яблоко с листочком, птичку, кошку. Воспитатель дает детям представление о частях предмета, их соединении. Знакомит с функцией предметов и их частей. Рассматривая с детьми чайник, объясняет, что это предмет, в который наливают чай, ручка нужна для того, чтобы держать и не обжигаться, из носика чай наливают в чашку, сверху чайник закрывается крышкой.
Организация занятий лепкой для младших дошкольников имеет свою специфику. Дети 3 года жизни впервые начинают заниматься лепкой. Карандаши и фломастеры, их назначение, способы использования уже известны им. Но глину многие из них никогда не видели и боятся брать ее в руки. Дети не привыкли еще и к самой форме занятий. Поэтому первые занятия педагог проводит в маленьких группах из 4-6 человек: садится с ними за стол, кладет перед собой дощечку и глину и начинает показывать, что из нее можно слепить. Свои действия воспитатель сопровождает эмоциональным рассказом, а вылепленные предметы тут же начинает обыгрывать, используя кукол и игрушки. Например, вылепили морковку и тут же угощают ею зайчика, зайчик рассматривает морковку, хвалит ее. Педагог на глазах у детей делает 2-3 игрушки, лучше, если они будут связаны одним сюжетом. Педагог лепит не торопясь, так, чтобы дети успели увидеть его движения. Игрушки должны быть простыми по форме. Необходимо, чтобы занятия были эмоциональными, интересными и длились не более 10 мин.
Когда дети познакомятся с процессом превращения глины в игрушки, можно предложить им самим поиграть с глиной, помять её, отщипывать кусочки. Все это педагог немедленно обыгрывает: «А это будут у нас конфетки для мишки». Медведя воспитатель держит в руках и предлагает детям угостить его конфетами.
На последующих занятиях педагог показывает детям самые простые формообразующие движения, сопровождая их объяснением - что и зачем он делает. Он ставит игрушечный самовар и приглашает кукол к чаю, объясняя детям, что баранки к чаю он сейчас слепит: «Оторву немножко глины, положу на ладошку покатаю другой ладошкой, вот получилась колбаска. Мы ее сейчас согнем и кончики прижмем, вот и получится баранка». Педагог лепит 2-3 баранки, каждый раз сопровождая свои действия словами. Затем предлагает лепить баранки детям, помогая им. Так дети осваивают первое формообразующее движение - раскатывание. После того как дети освоят этот прием, педагог показывает, как скатать шар круговыми движениями ладоней. Он подходит к каждому ребенку и показывает ему это движение. Скатывание - сложное движение, и не каждый ребенок поймет, как должны двигаться ладони, поэтому воспитатель берет ладошки ребенка в свои и, прижимая их к глине, показывает, как нужно действовать. После скатывания детям показывают прием сплющивания, предлагая слепить печенье, пряники, оладьи. Все вылепленные детьми вещи обыгрываются. Слепили шар - это Колобок, он катится по дорожке, поет песенку вместе с детьми. Для закрепления педагог предлагает детям слепить яичко, которое снесла Курочка-Ряба. В этом возрасте трудно сформировать интерес детей к результатам своей деятельности, игровые приемы являются самыми доступными для малышей. Важно, чтобы педагог давал задания, понятные и интересные детям. Планируя занятие с детьми, педагог особое внимание уделяет формированию мотивов деятельности, так как именно они влияют на качество изображения младшего дошкольника.
В первой младшей группе ведущими методами являются информационно-рецептивный, а затем репродуктивный, требующий от детей самостоятельности. На каждом занятии педагог рассматривает вместе с детьми игрушку или образец, затем показывает способ действия. Но как только дети усвоят его, педагог перестает показывать и только словами напоминает, что нужно делать. Это очень важный момент. Зная, что педагог все покажет, дети быстро перестают думать и просто подражают ему.
К 4 годам ребёнок овладевает важнейший операций - сравнением «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления», - считал К.Д.Ушинский. К 5 годам дети становятся наблюдательными, у них развивается память и способность к воспроизведению. Игровая, трудовая, изобразительная деятельность развивают у младшего дошкольника творческое воображение.
В средней группе педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходство и отличия (например, сравнивая рыбку и кита, дети выделяют общий для них овальный силуэт). Педагог учит детей переносить усвоенные способы изображения в новые условия.
В средней группе дети лепят несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Они должны научиться правильно передавать пропорции между частями предмета, прочно их присоединять и примазывать. Активно включаются в работу пальцы; такие детали как уши, клювы, гребешки, делают путем прищипывания, шляпки грибов, мисочки - путем вдавливания, хвосты у птиц - растягиванием глины или пластилина. Одновременно с изображением мелких деталей игрушек из глины и пластилина педагог учит детей изображать крупные, обобщенные фигуры из мокрого песка и снега, летом можно использовать репьи. В лепке из снега участвует и педагог, показывая детям, как надо скреплять детали, заглаживать поверхность, украшать фигуру кусочками льда, камешками и красками. В средней группе дети учатся использовать дополнительные материалы - иголки от сосны для изображения иголок у ежихи с ежатами, усов у кота; бусинки для изображения глаз. Для развития мелких мышц руки педагог дает задание вылепить на пластине барельеф бабочки и украсить ее цветными гранулами полиэтилена или мелкими камушками, семенами цветов, лепестками. С этой же целью дается задание вылепливать из пластилина буквы.
На 4 году жизни значительно повышается уровень психического развития ребенка. Занимаясь лепкой с детьми этого возраста, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоционально целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функции, формы, цвета. Кончаете обследование повторным целостным восприятием. Для последующего изображения предмета в лепке важно не только зрительное, но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест - основной объем ощупать ладонями, а детали - кончиками пальцев. Для того чтобы ребенку интересно было рассматривать, можно придумать какую-то игровую ситуацию. Например, рассмотреть утенка для того, чтобы вылепить его похожим на маму-утку. Перед этим дать детям послушать французскую песенку «Десять маленьких утят», сделать несколько движений, имитирующих утят. Обследование не должно быть затянутым, чтобы не пропало желание лепить.
Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им способ изображения. Это хороший обучающий метод при усвоении нового, так как у детей развито подражание. Ребенок должен увидеть те способы изображения, которые может показать только взрослый человек. Детям нужно показать, как пользоваться инструментами. Но это полезно, только когда ребенок осваивает новый прием или изображаемый предмет сложен. В других случаях можно использовать частичный показ. Он дает возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку. Если воспитатель на каждом занятии использует показ. дети становятся инертными. Им иногда достаточно только напомнить знакомый способ действия.
Изобразительные возможности 4-летних детей зависят от развития мышц кисти руки. Перед занятиями полезно проводить игровые упражнения, например, такие: «Ну-ка, ребята, покажем пальчиками, как гусь щиплется. А как собачка мух ловит? А теперь покажем, как наши ручки работают. Пальчики - в кулак, разжали! Покрутим ручками, вот как они в разные стороны крутиться умеют!» В свободное время полезно проводить игру «Узнай форму на ощупь». Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь определяет, что ему дали в руки - пирамидку, кубик, шар. Эта игра закрепляет знание детей о различных геометрических формах и полезна для развития ощущений. Можно использовать миндальные и грецкие орехи. Ребенку завязывают глаза, кладут его ладошку на орехи и спрашивают, сколько их? Орехов должно быть не более 3. 4-летние дети справляются с этим заданием и с удовольствием играют в эту игру. Она одновременно учит счету и развивает восприятие.
Обучая детей 4-го года жизни новым приемам лепки, нужно использовать такие, которые они смогут применить в самостоятельном творчестве. Например, можно показать детям, как лепить елку. Сначала показать детям искусственную елочку, чтобы они увидели, какая она пушистая, что ветки ее располагаются ярусами, а внизу виден ствол. Затем педагог показывает, как из пластилина вылепить конус - ствол. Далее он привлекает детей к сотворчеству, эмоционально рассказывая, задавая детям вопросы заставляет их заинтересованно следить за процессом лепки и как бы участвовать в нем. «Ствол готов. Теперь догадайтесь, как я буду лепить елочку! Видите, какие у нее пушистые веточки? А как мы такие пушистые вылепим?» Воспитатель скатывает из пластилина шар, надевает его на палец и заостряет верхушку, стекой нарезает бахромой края шара. «Вот какая пушистая получается! Сейчас еще один ярус сделаем!» На глазах у детей он надевает готовый ярус на пенек и прижимает его плотно, потом лепит 2-й ярус и надевает его на 1-й. Всего 3 яруса надевает он друг на друга, и получается пушистая елочка. Приемы лепки несложные, и дети их запоминают легко. Если не все дети поняли, как нужно лепить, показ можно повторить. Когда 4-летние дети освоят этот прием, им будут доступны многие темы сюжетной лепки. Несколько елочек, грибы, ежик - и готова лесная полянка! Все изображения можно переставлять, обыгрывать, населять лес другими зверюшками. Лепку елочки можно давать после того, как дети научились лепить снеговика из 2-3 шаров, тогда им будет понятен принцип строения елки, детально нужно будет показать только прием заострения верхушки шарика и нарезание бахромы стекой. Можно применить эвристический метод и после 1-го яруса спросить детей, как сделать елку высокой. Предложить им самим сообразить. Везде, где можно, следует спрашивать детей, каким способом лепить лучше, удобнее, прочнее, красивее.
В средней группе вводится сравнение, так как у детей уже сформировано представление о круглой и овальной формах. Сначала детям показывают, как лепить барашка, зайчика с овальным туловищем и круглой головой, затем педагог сравнивает овальное туловище барашка с туловищем ежика и показывает, как его нужно лепить, держа ладони под углом, как при лепке морковки, как загнуть кверху носик и стекой наколоть иголки, держа ее под углом и слегка приподнимая. Иголки получаются торчащие. Прием несложный, но его нужно показать. Для закрепления дети вылепливают маленьких ежат. Разнообразные детские работы можно объединять в единый сюжет.
Младшим дошкольникам уже доступны задания творческого характера. Творчество - самостоятельная деятельность дошкольника, но для ее развития необходимы новые яркие впечатления, ведь ребенок в своем творчестве образно отражает окружающий мир. Обучение детей идет быстрее, эффективнее, когда усилена образная основа изобразительной деятельности. Необходимо обогащать ребенка впечатлениями, используя музыку, поэзию, устное народное творчество, экскурсии в природу, знакомство с доступными произведениями искусства. Жизненный опыт ребенка еще очень мал, а те впечатления и наблюдения, которые у него есть, он не умеет использовать в изобразительной деятельности.
Самая доступная и полезная для ребенка информация - зрительная. Чтение книг с целенаправленным рассматриванием иллюстраций дает детям очень много информации по изобразительной технике, развивает воображение. Ребенок с удовольствием рассматривает вместе с взрослым в книжке, как изображен ежик, какой у него нос, есть ли уши, как расположены иголки, почему он на них накалывает яблоки, какие у него ноги, может ли он ходить на задних лапах, почему его так изображают художники. Вопросов во время рассматривания набирается множество, но изображение ежика после такого рассматривания отличается большой точностью независимо от того, рисует ребенок ежа или лепит. В книжных иллюстрациях и фотографиях имеется большая информация для изобразительной деятельности. Нужно научить детей получать ее. Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, нужно постоянно обращать их внимание на важные детали, на способы изображения. Эти знания пригодятся детям в изобразительной деятельности.
С того момента, как дети начинают лепить, их нужно знакомить со скульптурными изображениями животных. Особенно полезны маленькие фарфоровые статуэтки, они эстетичны, выразительны, и дети, рассматривая их, знакомятся с объемным изображением. Не подходят для показа детям штампованные фигурки зверей, т.к. они часто утрированы и лишены какой-либо художественной выразительности, поэтому ничего, кроме засорения вкуса, не принесут. Учить детей смотреть - очень важно. При наблюдении живого объекта, предмета или его изображения нужно задавать ребенку вопросы: «Какая это птица?». «Какой у нее клюв?», «Какой формы?», «Какие у нее глазки?», «Где крылышки?». «Какие они?», «Какой хвост?». На прогулке, когда дети играют, воспитатель всегда может найти минутку для индивидуальной работыс теми детьми, у которых плохо развита наблюдательность.
Для обогащения детей яркими впечатлениями, «оживления» образа используется музыка. Например, педагог берет на занятии лепкой тему «Котята» и ставит перед детьми задачу изобразить их в разных позах. После эмоционального рассказа (своего и детей) о проделках котят он показывает детям, как легко передать различные движения котят, если раскатать цилиндр, стекой прорезать с двух сторон ноги и сгибать их по-разному. Так можно изобразить испуганного котенка с выгнутой спиной, играющего на опущенных передних лапках, сидящего или лежащего с поджатыми лапками. Фигурка животного дополняется круглой головой с прищипнуты ми ушками и хвостом, который может быть поднят кверху, опущен вниз. Для того чтобы дети представили веселого, играющего котенка, его разнообразные позы и захотели его изобразить, педагог после своей беседы о технике лепки дает детям послушать А.Гречанинова «Котик выздоровел». Музыка помогает представить движения играющего котенка и изобразить их. С такой же целью используется песенка «Рыбка» М.Красева Эта маленькая яркая песенка рождает интересные изобразительные замыслы даже у самых инертных детей. При лепке медведя можно использовать пьесу «Медведь» С.Ребикова, дающую образ неуклюжего большого медведя. Все эти музыкальные пьесы «оживляют» представления детей об образе и вызывают эмоциональный отклик, они дают представления о движениях персонажей и поэтому с наибольшей пользой могут применяться на занятиях лепкой. Игрушки, созданные в такой эмоциональной атмосфере, дети с удовольствием обыгрывают, имитируя их голоса в соответствии с музыкальными образами.
Поэзия так же, как и музыка, развивает воображение детей, обогащая их творчество. Особенно полезно детям знакомство с народной поэзией, потешками, прибаутками.
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок,
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
На занятиях с младшими дошкольниками можно использовать стихи А.Барто, С.Маршака. Но при этом педагог должен помнить, что одни стихи не дают младшим дошкольникам наглядно-чувственной картины, они нужны для эмоционального отношения к образу, поэтому, привлекая поэзию, нужно показывать иллюстрацию, где этот образ зримо запечатлен.
Для обогащения детского творчества впечатлениями и наблюдениями многое дают прогулки. Самую обычную прогулку на групповой площадке можно превратить в увлекательное путешествие в мир природы. Иногда возможность понаблюдать за птицами и насекомыми появляется неожиданно. На руку педагогу села бабочка, дети, затаив дыхание, рассматривают ее необыкновенно красивые крылья, усики, длинный хоботок, который она свертывает баранкой. Такое наблюдение нельзя заранее запланировать, следует ценить неожиданную возможность и предложить детям полюбоваться и рассмотреть бабочку. Дети увидели, как борются два жука, поднявшись вертикально и обняв друг друга лапками, каждый старается оттолкнуть от себя другого. Такая сцена тоже стоит внимания. Наблюдения должны накапливаться у детей, они пригодятся потом. Чаще всего воспитатель готовится к прогулкам и организует наблюдение за птицами, насекомыми сопровождая его короткими интересными замечаниями. Рассматривание насекомых в лупу дает новый, интересный материал для изобразительной деятельности. Дети получают информацию, которую обычно получить не могут. Это связано с открытиями, удивлением, яркими эмоциями. Чем больше таких наблюдений, тем больше у детей свежих, нешаблонных рисунков и лепки, совершенно неожиданных воплощений увиденного. Такие прогулки развивают воображение у детей, обогащают их познание и влияют на выразительность и творчество детей.
На 6-м году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции тела, ребенок становится подвижным, ловким, движения уверенные, совершенствуется координация. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы руки. Эта важная способность руки связана с развитием речи и мышления. У 6-леток значительно повышается острота зрения, и они замечают мелкие детали, это выражается в рассматривании насекомых, строения цветка, устройства различных механизмов и т.д. Мышление в этом возрасте конкретно, и только к 7 годам появляются элементарные понятия. Естественно, что все это происходит не у всех детей одинаково, даже у растущих в сходных условиях. Активно развивается речь, словарный запас ребенка 7 лет составляет около 4000 слов, но образную речь дети часто понимают буквально. Дети 6-7 лет хотят учиться, у них активизируются познавательные интересы, в отношении с взрослыми появляются личностное общение и собственные эстетические суждения и оценки.
В изобразительной деятельности дошкольников старшего возраста творчество играет все более важную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог старается организовать детскую деятельность так, чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен продумывать свои занятия, чтобы обучение развивало личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобразительных умений. Поэтому главной задачей является формирование творческого складаума, развитие воображения, эмоциональной впечатлительности у старших дошкольников - развитие личности через изобразительная деятельность. Занятия лепкой дают для этого все возможности.
Одна из важнейших задач - научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Искусство учит детей высокой нравственности, поэтому педагог так организует культурную среду, в которой воспитываются дети, чтобы они могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности - побывать в музее, где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть городскую скульптуру. Более полному восприятию скульптуры способствует использование музыки, поэзии, художественного слова.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка может быть сюжетной, предметной, декоративной. Дети умеют давать эстетическую оценку лепным изображениям.
Воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным способом - вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия - уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепы, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение. Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей: это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропорции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Освоив простые формообразующие движения и способы изображения в «Почемучках», «Фантазёры» самостоятельно и свободно оперируют ими – это основа для создания выразительного изображения.
Детей знакомят со скульптурным способом изображения - лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и соразмерность конечностей, движение передается более естественно. Для более точной передачи деталей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуру малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают чужой манеры изображения.
При ознакомлении детей с новым способом лепки педагог дает образец, который вместе с детьми рассматривает и анализирует, а затем образец убирают. После этого необходимо показать новый способ лепки. Педагог демонстрирует приемы, постоянно обращаясь к опыту детей: «Как мы будем лепить птичку-свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают пальцами движения, а педагог только корректирует их. Усвоение этого приема очень важно для развития необходимых умений в лепке, поэтому педагог повторяет все движения пальцами, чтобы их увидели все дети.
Частичный показ. На следующем занятии предлагает детям слепить елочку, но не так, как они лепили в средней группе, когда не было видно веток. Дети уже вылепили пенек - ствол, разделили пластилин и скатали его в шары, из которых будут вылеплены ярусы веток. Педагог надевает один из шаров на палец и спрашивает: «Как вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность подумать самим. Только после этого педагог показывает простой и экономный прием работы двумя пальцами - оттягивание на себя большим и указательным пальцами, когда большой палец внизу, а указательный сверху, затем этими же пальцами нужно прижать с боков конец веточки, чтобы она стала более тонкой. Так вытягивают и округляют все ветки, работа более тонкая. Нарезать стекой бахрому по окружности шара, имитируя иголки, дети уже умеют, теперь они делают это на каждой веточке отдельно. Ставить один ярус на другой нужно так, чтобы ветки у елки не располагались одна под другой. Получается симпатичная елочка, как настоящая.
Если не обращаться к прежнему опыту детей, педагог сам покажет прием, то дети инертно скопируют его действия, такое занятие не будет их развивать. Частичный показ имеет преимущества перед полным. Если дети лепили Снегурочку в длинной шубке, а потом им пришлось лепить танцующую девушку в длинном платье, то воспитатель может ограничиться беседой с детьми о том, какие движения характерны для танцующих и каким способом их лучше изобразить. Тогда дети вынуждены будут самостоятельно решать изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки и продемонстрировать результат (гладкая, блестящая, красивая), чтобы вызвать желание сделать так же. Позже, при анализе, нужно похвалить детей, которые правильно это сделали. Показывая детям прием заглаживания поверхности, следует делать это указательным пальцем, а не большим, т.к. тренировать лучше указательный палец.
В.А.Сухомлинский считал, что ум ученика - на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе. Для этого можно предложить детям вылепить виноградную кисть или корзиночку с малиной. Из тонкой пластины вырезается виноградный лист, прикрепляется к ветке, где висит виноградная гроздь собранная из маленьких, зеленых шариков, на конце кисти более спелые и поэтому более светлые ягоды. Это задание полезно для развития мышц руки. Так же лепится и малинка: мелкими шариками облепляют большой, в одном месте прикрепляют зеленые чашелистики. Это работа коллективная одни дети лепят корзиночку, другие - малину.
Дети по-разному проявляют свои пристрастия в лепке, одним нравятся крупные формы, другим - мелкие, миниатюрные. Любителям миниатюры можно давать задания вылепить жука-носорога ежат, лягушонка, снабдив их фотографиями для уточнения деталей. Выразительные возможности пластилина позволяют передавать самые мельчайшие детали.