Художественное ремесло Московской Руси (ХIV-ХVII вв.).
Культура Московской Руси XIV — XVII века Монголо-татарское нашествие, борьба с Литвой и Речью Посполитой нанесли существенный урон древнерусской культуре. Были уничтожены многие памятники древнего зодчества, практически исчезла ремесленная культура. Ремесленники разучились делать драгоценные украшения, изделия из драгоценных металлов, была забыта техника изготовления перегородочной эмали. С начала XIII и вплоть до середины XIV века не было построено ни одного значительного каменного строения. В ущерб качеству, технология строительства из камня значительно упростилась. Отсутствие каменных строений негативным образом отразилось на развитии фресковой живописи. Монгольский период в культуре (XIV-XV век) Развивается зодчество. Центром его становятся Москва, Тверь, Псков и Новгород. В основном строят храмы и церкви. Формируется особый новгородский стиль, основанный на живописности, праздничности и народности. Лучшими строения, созданные в этом стиле церковь Федора Стратилата на Ручье и церковь Спаса на Ильине в Новгороде.
Московский архитектурный стиль начинает формироваться лишь во второй четверти XV века, окончательно складываясь лишь после освобождения от ига. Развивается живопись. Пишут иконы. В иконографии присутствует византийский стиль. Создаются новгородские, псковские, московские, тверские, вологодские и ростовские школы живописи. Во второй половине XIV века из Византии приезжает иконописец Феофан Грек, автор фресковой росписи в Новгородской церкви Спаса на Ильине.
Выдающимися московскими живописцами этого времени являются Андрей Рублев и Даниил Черный, расписавшие Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевском посаде и Спасский собор Андронникова кремля в Москве. Андрей Рублев автор иконы «Троица». Появились новые иконописцы, среди них, Дионисий. Основная тема русской иконографии этого периода — создание образа Богоматери.
Ближе к концу XV века появляются новые жанры в литературе, развивается общественная мысль. Монгольское иго всколыхнуло подъем патриотического настроения. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Выдающимся мыслителем этого периода является Сергий Радонежский.
В начале XVI века появляются печатные книги. Первая печатная книга «Апостол» отпечатана Иваном Федоровым в 1564 году. В 1574 году издается первый русский букварь.
Архитектура. Московский Кремль, состоящий из трех великолепных храмов: пятиглавого Успенского собора (1475—1479), трехглавого Благовещенского собора (1484—1489), Архангельского собора (1505—1509). Архитектором Успенского собора был Аристотель Фиораванти. Строение отличалось парадностью, строгостью и сдержанностью стиля. Благовещенский собор отличался изяществом и изысканностью, включал церковь Ризоположения, был соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входила Грановитая палата, выстроенная между 1487 и 1492 годом, архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солярио. Новым веянием в архитектуре становится шатровый стиль, продолживший традиции русского деревянного зодчества. В шатровой стиле были выполнены церковь Вознесения в селе Коломенском (1530—1532) и Собор Василия Блаженного (1555—1561). Западноевропейская культура оказывает воздействие на русскую живопись, художники отдают все большее предпочтение светским сюжетам. В начале XVII века на территории России действуют две школы живописи: Годуновская и Строгановская. Представители Годуновской школы придерживались традиций прошлого, ориентируясь на рублево-дионисиевскую манеру написания картин. Строгановская школа ориентировалась на создание иконных миниатюр с тщательным мелким письмом, замысловатым рисунком и полихромным колоритом, включающим роспись серебром и золотом. Ярким представителем школы является Симон Ушаков, один из живописцев, принимавших участие в росписи Оружейной палаты. В этот период продолжает развиваться фресковая живопись и даже появляются первые трактаты о живописи.
Народное искусство ХVIII в.
Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.
Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.
Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент.
Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие кружева и красочные вышивки.
Народное искусство ХIХ в.
Народная керамика. Скопин.
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Годом рождения Скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников.
Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
В изделиях Скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.
Художники: Т. Голованова, Т. Лощинина, Н. Насонова и А. Рожко, Пеленкин М., Насонова Н., Поляков С., Линевой М., Курбатова А.
Народная керамика. Гжель.
Первое упоминание о Гжели как о местности относится к XIV веку. Благодаря уникальным месторождениям местных глин, выходящих на поверхность, гончарным производством здесь занимались со времени первых поселений людей.
В середине XVII века, во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель стала эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России. Уникальность этого района заключается еще и в том, что здесь никогда не было крепостного права (Гжель принадлежала императорскому двору). Ремесло было основным занятием местного населения. Это позволяло полностью сосредоточиться на оттачивании мастерства и совершенствовании технологий производства. В результате Гжель стала колыбелью и одним из основных центров керамического производства в России.
Привычная нам бело-синяя роспись появилась сравнительно недавно – в середине прошлого века. До этого большой популярностью пользовалась майоликовая посуда с цветной росписью. Глазурованная глина, обожженная при низких температурах, не отличалась долговечностью.
При Петре I в Россию из Голландии пришла мода на сине-белую роспись на фаянсе. Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу и гжельским мастерам. Использовав идею, они привнесли в нее свое, русское содержание, сделав уже тогда бело-синюю роспись своим стилем. Так когда-то поступили и голландские мастера: позаимствовав идею у китайцев, они выработали свой стиль.
Расцвет гжельского художественного промысла пришелся на вторую половину XVIII - первую половину XIX вв. В начале XIX века в Гжели появляются фарфоро-фаянсовые предприятия. Первый крупный фарфоровый завод был основан в деревне Ново-Харитоново в 1810 г. местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших известную династию фарфоровых королей.
Промышленный переворот в России, с его переходом от ручного труда к машинной индустрии фактически погубил гжельский народный художественный промысел с его ручной формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Забывались и терялись многие секреты и тонкости художественного ремесла.
Современный этап развития гжельской керамики начался в трудное послевоенное время, с конца 40-х годов ΧΧ в. Тогда два подвижника – Н.И.Бессарабова и А.Б.Салтыков – на основе старых образцов возродили практически утраченные приемы производства фарфоровых изделий с кобальтовой подглазурной росписью. Их начинание подхватила и продолжила плеяда талантливых художников, впоследствии ставших классиками современного гжельского стиля – Т.С.Дунашова, Л.П.Азарова, З.И.Окулова и другие.
Технология
Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие предварительный (утильный) обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные мазками кисти. И вот заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия, который мастера зовут политым обжигом.