Этапы создания пейзажей на тему «Провинциальный город»

Пейзаж (фр. местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображенная человеком природа. Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое художественное освоение действительности на каждом историческом этапе развития искусства отрывало все новые и новые свойства природы. Преломляя в творческом сознании увиденное, художники вкладывали в изображение волновавшие их идеи; общественные устремления и мировоззрение отражались в произведениях, подсказанных образами родной земли [3, с. 13]. Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление.

Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями, внутренними склонностями каждого отдельного живописца; время и художественные традиции определяли типические для искусства в целом черты. Однако интерес к миру, окружающему человека, совсем не сразу заставил художников обратиться к изображению природы. Она сравнительно поздно стала самостоятельным объектом художественного творчества. Постепенно углубляясь и совершенствуясь, образ мира занял в искусстве подобающее место, пейзаж стал «зеркалом», поставленным перед природой.

Пленэр (франц. pleinair, буквально - открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика.

Городской пейзаж предоставляет множество сцен для творчества: здесь и молчание улиц, уединенные уголки скверов, звуки фонтана в сквере и шелест дождя на мостовую. Краски могут передать все. Объектом городского пейзажа могут стать старинные архитектурные памятники, контраст между новостройками и небольшими домами. Городской пейзаж в произведениях художников довольно часто бывает символичным, в нем отображается отношение к происходящему внутри автора, его впечатления и эмоции. Живописными средствами, используя различные техники, художник выражает свои чувства к происходящему вокруг него через формы архитектурных объектов и цветовые пятна[ 34].

Жанр городского пейзажа в современном мире искусства представляет синтез различных живописных течений – реалистический пейзаж, импрессионистический, авангардистский. Пейзаж может быть выполнен в различных техниках, то есть, перед современным художником нет никаких обязательных правил и требований. При помощи красок он рассказывает о том, что переживает и чувствует, создавая свой неповторимый образ города, местности, которую он изображает.

Например, В.Крёкин – выксунский художник, замечательный педагог, всю свою жизнь посвятил творчеству. В своих пейзажах ставит задачу: создать образ русского города, сохранивший свою архитектурную вековую особенность, показывая связь «божественной природы» с храмами, возведенными людьми. Сопоставляя естественно созданную природой красоту с искусственно созданными величественными строениями, он заставляет задуматься зрителя о смысле его жизненного пути, красоте окружающего мира, взаимодействии первозданной природе и отношения человека к ней. В ходе проведенного исследования выявлено, что средствами живописногоязыка возможно создание образа провинциальных городских пейзажей.

Каждый художник, изображая уголки родного края, создает свой образ определенной местности, пропущенный через свое мироощущение, выявляя то, что больше всего поразило автора средствами живописного языка, выбирая при этом свой стиль письма, который зависит от живописных материалов, профессионального опыта.

При выполнении серии пейзажей необходимо было определиться с поисками сюжета, постановки ряда задач: что будет изображено на картине; какое время года, суток способствует полному раскрытию замысла изображаемого; какой объект будет являться главным по смысловому значению; какая цветовая гамма поможет раскрыть красоту передаваемого пространства, выбор материала для выполнения творческой работы. Чем больше вопросов ставится, тем интересней проходит работа по созданию пейзажей, изображающие особенные характерные объекты той или иной местности. Данный поиск сюжетов не обходиться без экскурсий на природе.

Определившись с выбором сюжета, создается ряд этюдов на пленере, где на эскизном этапе решаются вопросы композиции по созданию образа произведения, вопросы цветовой гаммы и колорита. Определяется, какими материалами, и в какой технике будет выполняться работа. Эскизы выполняются различными материалами и в различных техниках. Фотография может использоваться при работе в помещении как подручный элемент, для контроля тональности, для подчеркивания каких-либо архитектурных особенностей. Собрав необходимый материал, необходимо определится с масштабом будущего произведения, материалом и техникой исполнения. Дальнейшая работа проводилась в мастерской (закрытом помещении) и выполнялась в следующем порядке: нанесение графического изображения на основу, подмалевок цветных масс, светотенью формируется объем изображаемых объектов, выявляется смысловое изображение произведения различными живописными средствами, заканчивается процесс работы над картиной обобщением.

Для выполнения практической творческой части дипломной работы на основе эскизного материала выбраны сюжеты городских объектов, передающих образ одного из провинциальных городов Нижегородской

области – города Выкса. Исторические факты подтверждают роль города Выксы в становлении и процветании России. Архитектура города представляет собой необычное сочетание сооружений XVIII – XX вв.и современности.

Город Выкса был основан заводчиками братьями Баташевыми, которые не только ставили перед собой задачу промышленного значения, но и внесли вклад в организацию ландшафтной среды. Они искусственным образом создали сеть прудов на русле реки Выксунь, которые до настоящего времени являются излюбленным местом горожан. Лесные массивы, окружающие город, придают таинственный и загадочный образ городу. В пяти километрах от усадьбы Баташевых в XIX веке был построен Иверский женский монастырь, который был разрушен в XX веке. В настоящее время ведется восстановление данного архитектурного комплекса.

При работе по созданию серии пейзажа был собран материал – выполнялись зарисовки архитектурных сооружений с натуры, живописные этюды, создавались этюды по созданию образа города. Серия пейзажей представлена в виде триптиха, объединена единой композицией и смысловым значением.

Пейзаж «Охотничий домик Баташевых» представляет изображение одного из исторических архитектурных сооружений братьев Баташевых. Это здание было построено для больного сына одного из братьев, впоследствии, здание использовалось как охотничий домик. В настоящее время здание является исторически-культурным памятником России.

Работа выполнена в смешанной технике – пастелью с предварительной лессировкой акварелью. Цветовая гамма произведения держится на светлых оттенках, и только справа на переднем плане в темных тонах изображено дерево, которое поддерживается изображением дерева с левой стороны. Перспектива изображенных предметов подчеркивает смысловое значение картины – гармоническую связь людей и природы.

Центральная часть триптиха представлена пейзажем «Возрождение Иверского женского монастыря». Работа, как и предыдущая, выполнена в смешанной технике акварелью с пастелью. Композиция построена по вертикали. Этому способствует изображение колокольни монастыря. Она находится на переднем плане слева. За колокольней на втором плане изображено восстановленное здание лазарета с пристроенным больничным храмом, с Богородичными куполами. На заднем плане силуэтом смотрится восстанавливающее здание Троицкого собора – главного храма Иверского монастыря. Объединяет смысловое значение всей композиции памятник основателю Иверского женского монастыря, изображенный справа на переднем плане. Зрительный вход в композицию, в зависимости от психологической подготовки, может осуществляться от памятника по направлению к колокольне. Тропинка сквера, изображенная слева на право уводит взгляд зрителя к восстанавливающемуся зданию и по теории психологии искусства ведет в зону будущего. Цветовая гамма держится на светлых оттенках.

Пейзаж «Сноведь» передает образ русской деревни. Композиция построена, как и в первой части триптиха, по горизонтали. Линия горизонта завершает смысловое объединение трех работ. Сюжет композиции прост: русские просторы, которые испепелены большими дорогами и маленькими тропами.На заднем плане, на возвышенности выполнено силуэтное изображение церкви, а по диагонали справа на переднем плане изображен поклонный крест – символ оберега русских православных поселений. Изображение данной местности завершает смысловое значение триптиха. В данном селе был расположен завод братьев Баташевых по отливу массивных изделий из чугуна. Конструкция фонтана на площади Минина была отлита именно на этом заводе. Цветовая гамма пейзажа поддерживает живописный колорит трех пейзажей. Тишина и покой , изображенный на крайних пейзажах поддерживается радостной цветовой гаммой.

Вывод по II главе

На пленэре требуется высокий темп работы, собранность, так как необходимо отразить в этюде мимолетные впечатления, постоянно меняющееся освещение, воздушную среду и много других важных мелочей, из которых и получается завершенный, состоявшийся этюд. В этюде важно постараться передать состояние дня, воздушную атмосферу, то есть общее эмоциональное настроение автора к окружающей среде.

Таким образом, занятия на пленере под руководством педагога способствуют развитию творческих способностей учащихся, формирует его личность и рост профессионального мастерства. Красота окружающего мира и желание передать увиденное, возбуждает интерес у людей к изобразительной деятельности, развивает творческие способности, основанные на памяти и мышлении. Главная цель художественного и эстетического образования - формирование художественной личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Поэтому только учитель, грамотно руководствуясь методами работы на пленере, может развить творческие способности учащихся, основанные на эстетическом восприятии окружающего мира.

В представленных пейзажах, была заложена задача – через изобразительные средства передать образ русского провинциального городка, где на протяжении более 250 лет жизнь проходила своим чередом.

В результате проделанной работы, несмотря на определенные трудности в использовании живописных материалов, можно сделать вывод, применение синтеза живописных материалов наиболее способствует передаче образа провинциального города Выксы. Создание живописных пейзажей, выполненных на пленере, позволило автору задуматься о создании серьезного творческого произведения.

Современное искусство позволяет смешение стилей и техник при исполнении произведений. Это позволяет любой категории зрителей доступно воспринимать художественное произведение. Пейзаж, как жанр изобразительного искусства позволяет запечатлеть красоту окружающего мира, а городской пейзаж доносит до зрителя историческую информацию об определенной местности и временной дате. Данная информация послужила базой для написания первой главы курсовой работы. В первой главе описывается зарождение жанра пейзажа и описывается процесс изучения творчества русских художников, изображавших городской пейзаж. Во второй главе представлена информация о живописных техниках и применение их при создании живописного городского пейзажа. В практической части были применены полученные знания для выполнения серии городского пейзажа по созданию образа провинциального города Выксы.

В представленной работе выксунские пейзажи, трансформированы различными живописными материалами, исполняя роль гида, донося до зрителя информацию о истории провинциального городе. Серия живописных городских пейзажей выполнена в различных техниках с применением живописных материалов – акварели, пастели, гуаши. При выполнении серии

живописных городских пейзажей провинциального города Выкса, былапроведена работа по созданию его образа. Проведенная работа над серией живописных городских пейзажей позволила автору оценить свои творческие способности, по новому взглянуть на красоту окружающего мира, осмыслить значимость и красоту созданных сооружений людьми, о которых остались только исторические справки, призвать настоящее и подрастающее поколение к сохранению культурных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность в изобразительной деятельности возникает в жизни детей, как только они начинают общаться, формироваться как субъекты общества, и на протяжении жизни непроизвольно или добровольно человек обращается к творчеству. Люди тянуться к искусству, они нуждаются в нем, сами того не осознавая.

Задача педагога – научить с помощью искусства и через искусство видеть красоту во всех ее проявлениях, доказав, что не бывает человеческого общества без искусства. Искусство помогает общаться, понимать друг друга, иметь единую реакцию на явления окружающего мира.

Создавая свои произведения, творец, изучая историю, впитывает реальный человеческий опыт, примеряя «маску» на себя, входит в образ персонажей. Любая неточность в произведении отталкивает зрителя, отчего произведение становиться неинтересным и недолговечным.

В зависимости от того, насколько человек подготовлен к восприятию и решению различных проблем, какого его окружение, психологическое состояние, зависит его дальнейший жизненный и творческий путь. Интерес к искусству, зарожденный в детском возрасте, помогает человеку в дальнейшем. На протяжении всей жизни, ярче воспринимать окружающий мир, делает его более насыщенным.

Целевой компонент эстетического воспитания включает в себя воспитание личности, умеющей мобилизоваться, адекватно оценивать жизненные ситуации, имеющие нравственные и гражданские приоритеты в современном обществе. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетических чувств, вкуса, интереса, развитие эстетического отношения к культуре и искусству, формирование толерантности, чувства ответственности, потребности в здоровом образе жизни. В содержательный

компонент закладывается создание личности, которая наладит отношения с

коллективом и с окружающей средой, находя жизненные предпочтения и преодолевая неудачи и разочарования. Методы, средства и формы очень разнообразны и зависят от объема и качества информации, организации и деятельности, возрастного критерия. Важную роль играет уровень подготовки, мастерство и способности преподавателя.

В ходе данного исследования была проведена научная и практическая работа, целью которой было доказать важность формирования и развития эстетического восприятия учащихся при работе на пленэре. В процессе теоретических и экспериментальных исследований сделаны следующие выводы:

- Изученные труды по проблеме исследования в области методики обучения изобразительному искусству, искусствоведения, художественно-творческой практики, психологии и физиологии, педагогики, а также анализ методической и теоретической литературы по проблеме исследования позволяют рекомендовать методы работы по развитию эстетического восприятия учащихся при работе на пленэре.

- Проведенный историко-теоретический анализ развития пленэрной живописи и исследованные возможности применения графических и живописных техник на пленэре, позволяет сделать вывод о том, что изучение творческих методов работы мастеров изобразительного искусства в области пленэрной живописи положительно влияет на развитие творческих способностей и формирует эстетическое восприятие окружающего мира.

- Разработанные методические рекомендации, основаны на эстетическом восприятии действительности, необходимой последовательности освоения графических и живописных приемов изображения, педагогической установки на создание благоприятной атмосферы в процессе работы и индивидуальный подход в обучении, способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает эстетическое восприятие при работе на пленэре.

Применение наглядной методики обучения на пленэре педагогом эффективно влияет на развитие эстетического восприятия учащихся. Анализируя этапы работы, технические приемы, конечный результат, учащиеся задумываются над собственным опытом, учатся сравнивать и применять полученные навыки в своих работах. Проведение занятий и внеклассных мероприятий на практике показало, что в процессе творческой деятельности развивается воображение, как внутренний механизм, обеспечивающий проявление познавательных способностей человека, основанных на эмоциональной реакции.

- Разработанные методические рекомендации направлены на развитие эстетического восприятия учащихся при работе на пленере, положительно повлияли на результат дальнейшей творческой работы учащихся. В процессе работы с преподавателем на пленере, учащиеся обогащают запас своих знаний, умений и навыков, полученных в результате практической работы, тем самым обогащают свой внутренний мир, формируя эстетическое отношение к своему произведению. Работа, выполненная в благоприятной остановке, с деликатными замечаниями, ненавязчивой помощью преподавателя способствует самоутверждению учащегося в достигнутой цели, развивает потребность в дальнейшем желании творческой деятельности. Совместная деятельность учащегося и педагога, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения технологии создания пейзажа способствует развитию эстетического восприятия, побуждает их самостоятельно повышать самообразование.

- Экспериментально проверенная и раскрытая на конкретном материале методика освоения последовательности создания пейзажа, эффективна, целесообразна и имеет практическую значимость для развития творческих способностей и эстетического восприятия учащихся при работе на пленэре.

Список литературы

1. Александров, В.Н.История русского искусства. Минск, Харвест. 2004 - 276 с.

2. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа. М., ВЛАДОС, 2008. - 301 с.

3. Березина, В. Европейский пейзаж. М., Академия, 2003. - 80 с.

4. Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., Республика, 1998. - 448с.

5. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста. СПб., 1913. – 47 с.

6. Выготский, Л.С. Психология искусств. Издание третье. М., 1998. - 480 с

7. Выготский,Л.С . Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. N 4.- с. 5-18

8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию.Учебн.пособие. М., Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с

9. Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Нижневартовск, 2000. - 108 с

10. Дрезнина,М.Г.Каждый ребенок – художник. М.,Ювента, 2002. - 200 с

11.Зверев, И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. М., Педагогика, 1984. – 140с.

12.Занковский, А.Н. Психология деловых отношений. Учебно-методический комплекс. М., 2008. - 384 с

13.Мальцева, Ф. Мастера русского реалистического пейзажа. М., Искусство, 2006. - 438 с.

14. Неменский, Б.М., Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», М., Просвещение, 2006. – 206 с.

15.Неменский, Б.М., Полякова, И.Б., Сапожникова, Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». М., Педагогический университет, 2007. –124 с.

16 Лясковская, О. Пленер в русской живописи ХIХ века. М., Искусство,1966.- 202 с

17.Ларин, А. Е. Эстетическое воспитание. Мн., Высшая школа, 1992 - 256 с

18.Прытков, В. Исаак Левитан. М.,Художник, 2010. - 70 с

19. Стародуб, К.И., Евдокимова, Н.А. Рисунок и живопись. Ростов-на-Дону, Феникс,2009. - 206с

20.Сокольникова, Н. М.Методика преподавания изобразительного искусства: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования ,5-е изд., перераб. и доп. М., Академия, 2012. — 256 с.

21. Смольянинов, И. Ф. Красота природы и воспитание красотой. М., Знание, 1985.-64 с

22. Салеев, В. А., Ивашкевич, О. В. Эстетическое восприятие и детская фантазия. Мн., НИО, 1999.-126 с.

23. БЭС //Под редакцией Прохорова А.П. М.,2002. – 487 с.

24. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., Просвещение, 1983. – 223с

23. Ушкова, Н.В. Размышления об эстетическом воспитании. М., Молодой ученый, 2012. №10 - с 392-394.

24. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., изд-во АПН РСФСР, 1995. -193 с.

25.Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. – М., Педагогика, 1988. – 101с.

26.Юлдашбаева Б. Культурология. Учебник для учреждений среднего профессионального образования. М., Высшая школа, 2005. - 176 с.

27. Серия журналов «50 художников. Шедевры русской живописи».Изд-во ООО «Де Агостини», М., 2011.

Интернет-ресурсы:

28. www.wikipedia.org (Дата обращения 13. О5. 16)

29. www.persev.ru/pamyat (Дата обращения 20. О5. 16)

30. iteraturologiya.academic.ru (Датаобращения23. 05. 16)

31. http:// libsib.ru (Дата обращения 27. 05. 16)

32. http://doshkolnik.ru (Дата обращения 27. 05. 16)

33/http://vospitatel.com.ua (Дата обращения 5. 06. 16)

34.www.shedevrs.ru (Дата обращения 13. 06. 16)

35.www.ped-kopilka.ru (Дата обращения 23. 06. 16)

36. www.art-drawing.ru (Дата обращения 25. 06. 16)

Наши рекомендации