Роль природы в развитии творческой личности
«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»[7, 15]. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности и является важнейшим средством воспитания и развития детей. Это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо[17, 113].
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней»[7, 40].Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания[7, 32].
Средовые влияния на развитие личности ребенка были предметом исследования для целого ряда мыслителей и педагогов разных исторических эпох. К ним можно Ж.Ж.Руссо, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Педагогическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка как с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и духовных основ. Объемно представляя весь комплекс воздействий на человека, отметим, что только доминирование мощного природного начала сохраняет и обеспечивает ему последующее развитие. Признавая роль географической среды, следует отметить, что она выступает как предпосылка для развития личности. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности. В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека.
Природа нашей страны исключительно разнообразна. В каждом районе можно найти много красивых мест. Дети проявляют к природе живой интерес. Это естественное тяготение надо умело использовать для развития воображения, для воспитания патриотизма, стремления приумножить красоту ибогатство природы.Благородные чувства и стремления можно вызвать у детей при проведении прогулок и экскурсий в природу, в процессе работы на пришкольном участке, в туристских походах.
Большие воспитательные возможности заложены в организации активной деятельности детей по охране природы, по умножению ее богатств. А. М. Горький считал, что земля должна быть достойна человека. Для этого ему надо устраивать землю также любовно, как он создает свой дом. Эта мысль может быть ведущей в организации деятельности детей по охране природы и умножению ее богатств.Организуя труд детей, преподаватели показывают им, что сделали их старшие товарищи (выращенные деревья, убранные поля). Такая постановка работы побуждает ученика к волевым усилиям, вселяет в него бодрость и уверенность, стимулирует его нравственныйрост.Педагоги и работники искусства единодушно утверждают, что преподавателю современной школы необходимо широкое разностороннее художественное образование. Не менее важное значение имеет знание и глубокое понимание учителем основ эстетического воспитания, специфики воздействия искусства на внутренний мир ребенка. Надо, чтобы учитель хорошо понял, что он не может быть равнодушным к природе. Его собственное отношение к ней определяет и отношение учащихся.
Важными процессами, которые регулируют творческую деятельность, по мнению исследователей, являются мышление и восприятие. Деятельность учащегося состоит из двух основных видов: репродуктивная, при которой не создается ничего нового, и творческая- деятельность при которой создаются новые образы и действия. Выходя на пленэр, учащиеся используют эти две составляющие, выполняя реалистичное изображение природы с натуры, и творчески подходя к поиску композиционногорешения.Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у учащегося чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы он не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, а запечатлевал бы увиденное в рисунке по памяти или с натуры.Формирование бережного- отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природы, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Вывод по I главе
Многие исследователи сводят проблему творческих способностей к проблеме человеческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Творческие способности человека – это дар, который требует постоянной работы, усердия, где-то даже умения противостоять окружающим и не сдаваться перед трудностями.