Материалы и инструменты рисунка. Эволюция рисунка.
Древним материалом для рисования (в узко чисто графическом смысле), начиная с раннего средневековья и вплоть доXVвекабыли деревянные дощечки. Обычно их делали из букового дерева квадратной формы величиной с ладонь, грунтовали костяным порошком иногда обтягивали пергаментом. Рисовали на них металлическим или штифтом.
Более утончённым материалом для рисования был пергамент, кот.изготовлялся из различных сортов кожи, грунтовался и полировался.
Но главным материалом для рисования является, разумеется, бумага. Впервые она была изобретена в Китае (согласно легенде, во II веке до н. э.) Её делали из древесного луба, она была рыхлая и ломкая. В Европе бумагу изготовляли из льняных тряпок.
Художники стали использовать бумагу для рисования только XIVвеке. Старинная бумага для рисования довольно толстая, с несколько шершавой поверхностью. Без проклеивания и грунтовки она не годилась для рисования и была с неприятным желтоватым или коричневатым оттенком. Поэтому вплотьдо XVIвека её грунтовали и подсвечивали с одной стороны.
Для того чтобы избежать грунтовки, к бумаге стали примешивать светло-голубую краску. В конце XVвека в Венеции появилась голубая бумага. В17-18 вв. её применяли главным образом для световых эффектов (лунная ночь) и для рисования в несколько тонов (пастель, сангина, свинцовые белила). Вообще же в 16-18 веках применяли цветную бумагу – синюю, серую, светло-коричневую или розовую.
Древнейший инструмент рисовальщика – металлический грифель. Д конца 15 века металлический грифель наряду с пером остаётся наиболее распространённым инструментом. В средние века пользовались свинцовым грифелем, который даёт мягкие слегка стирающиеся линии. Поэтому его использовали для наброска композиции, которую потом разрабатывали пером, сангиной или итальянским карандашом.
К концу средневековья свинцовый грифель сменяется любимым инструментом 15 века -серебряным грифелем (обычно металлический грифель с припаянным к нему серебряным наконечником). Серебряным грифелем рисовали только на грунтованной или тонированной бумаге, причём его линии почти не стираются (в старое время линии стирял хлебным мякишем, резинки появляются только в конце 18 века). Штрихи серебряного грифеля (в отличие от угля или сангины) почти не имеют тона, они тонкие, бестелесные и поразительно ясные при всей своей мягкости. Главное воздействие рисунка серебряным грифелем основано на контуре и лёгкой штриховки внутренних форм.К середине 18 века рисунок становится становится свободней, живописней и поэтому серебряный грифель теряет свою популярность.
Первое знакомство с графитом относится ко второй половине 16 века, но из-зи несовершенств приготовления графитный карандаш долго не приобретает популярности (графитные карандаши раннего периода царапали бумагу или их штрихи легко стирались; кроме того рисовальщики эпохи барокко не любили графитный карандаш из-за его металлического оттенка).
Настоящий расцвет графитного карандаша начинается с конца 18 века: здесь сыграли роль и тенденция неоклассицизма к крнтуру и твёрдой линии, и изобретение фр. химика Конте, который с помощью примеси глины научился придавать графитному карандашу желаемую твёрдость.
«Карандаш Конте», тончайшая линия, блестящая белая бумага и резинка – вот компоненты в известной мере определившие специфический стиль рисунка 19 века.
Главный инструмент европейского рисунка – это перо. По сравнению с металлическим грифелем перо-гораздо более разнообразный инструмент, обладающий большей силой выражения и большей динамикой, способный на сильные нажимы, на завитки, на возрастание линий, на мощные контрасты штриховки – вплоть до пятна. Пользовались тростниковым пером, с 6 века в употр. входит гусиное перо, но в эпоху в Возраждения опять возвращаются к тростниковому.
Чернильный орещек был известен уже в средневековых монастырях. Потом появл. так называемая китайская тушь из ламповой копоти, бистр из сосновой сажи, с 18 века – сепия из пузыря каракатицы, а в 19 веке анилиновые чернила и стальное перо.
За исключением эпох, когда эстетический вкус требовал чистого линейного рисунка и художник работал только пером, перо предпочитали комбинировать с кистью. Эти комбинации ткрывали самые различные возможности перед рисовальщиками; или так называемыйлавис – отмывка, мягким расплывчатым слоем.
Лавис обычно бывает одного тона- буроватого ( бистр, сепия); иногда его применят в 2 тона: коричневый-голубой, коричневй-чёрный, редко красный- зелёный.
В основных чертах комбинация пера и кисти проделывает общую для всей истории рисунка эволюцию: сначала господствует перо, потом наступает как бы равновесие пера пера и кисти и заканчивается эволюция господством кисти.