Понятие «техника» в изобразительном искусстве.

Понятие «техника» в изобразительном искусстве.

Техника-это совокупность навыков, способов и приёмов посредством которых исполняется художественное произведение.

Графика. Общая характеристика вида искусства.

Термин «графика» - греческого корня; он происходит от глагола «graphein», что означает скрести, царапать, писать рисовать. Так графика стала искусством, которое использует грифель – инструмент, который процарапывает, пишет. Графика – это искусство «чёрно-белого». Цвет может играть весьма существенную роль, сколько в совершенно особом отношении между изображением и фоном, в специфическом понимании пространства. Если живопись по самому существу своему должна скрывать плоскость изображения, для создания объёмной пространственной иллюзии, то художественный эффект графики как раз состоит в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством, между объёмным изображением и белой, пустой плоскостью листа.

Термин «графика» охватывает две группы художественных произведений, объединённых тем общим принципом эстетического конфликта между плоскостью и пространством, но которые в то же время совершенно различны по своему происхождению, по техническому процессу и по своемуназнач.

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки.владение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. ению, рисунок и печатную графику.

Материалы рисунка.

Древним материалом для рисования (в узко чисто графическом смысле), начиная с раннего средневековья и вплоть доXVвекабыли деревянные дощечки. Обычно их делали из букового дерева квадратной формы величиной с ладонь, грунтовали костяным порошком иногда обтягивали пергаментом. Рисовали на них металлическим или штифтом.

Более утончённым материалом для рисования был пергамент, кот.изготовлялся из различных сортов кожи, грунтовался и полировался.

Но главным материалом для рисования является, разумеется, бумага. Впервые она была изобретена в Китае (согласно легенде, во IIвеке до н. э.) Её делали из древесного луба, она была рыхлая и ломкая. В Европе бумагу изготовляли из льняных тряпок.

Художники стали использовать бумагу для рисования только XIVвеке. Старинная бумага для рисования довольно толстая, с несколько шершавой поверхностью. Без проклеивания и грунтовки она не годилась для рисования и была с неприятным желтоватым или коричневатым оттенком. Поэтому вплотьдо XVIвека её грунтовали и подсвечивали с одной стороны.

Для того чтобы избежать грунтовки, к бумаге стали примешивать светло-голубую краску. В конце XVвека в Венеции появилась голубая бумага. В17-18 вв. её применяли главным образом для световых эффектов (лунная ночь) и для рисования в несколько тонов (пастель, сангина, свинцовые белила). Вообще же в 16-18 веках применяли цветную бумагу – синюю, серую, светло-коричневую или розовую.

Древнейший инструмент рисовальщика – металлический грифель. Д конца 15 века металлический грифель наряду с пером остаётся наиболее распространённым инструментом. В средние века пользовались свинцовым грифелем, который даёт мягкие слегка стирающиеся линии. Поэтому его использовали для наброска композиции, которую потом разрабатывали пером, сангиной или итальянским карандашом.

К концу средневековья свинцовый грифель сменяется любимым инструментом 15 века -серебряным грифелем (обычно металлический грифель с припаянным к нему серебряным наконечником). Серебряным грифелем рисовали только на грунтованной или тонированной бумаге, причём его линии почти не стираются (в старое время линии стирял хлебным мякишем, резинки появляются только в конце 18 века). Штрихи серебряного грифеля (в отличие от угля или сангины) почти не имеют тона, они тонкие, бестелесные и поразительно ясные при всей своей мягкости. Главное воздействие рисунка серебряным грифелем основано на контуре и лёгкой штриховки внутренних форм.К середине 18 века рисунок становится становится свободней, живописней и поэтому серебряный грифель теряет свою популярность.

Первое знакомство с графитом относится ко второй половине 16 века, но из-зи несовершенств приготовления графитный карандаш долго не приобретает популярности (графитные карандаши раннего периода царапали бумагу или их штрихи легко стирались; кроме того рисовальщики эпохи барокко не любили графитный карандаш из-за его металлического оттенка).

Настоящий расцвет графитного карандаша начинается с конца 18 века: здесь сыграли роль и тенденция неоклассицизма к крнтуру и твёрдой линии, и изобретение фр. химика Конте, который с помощью примеси глины научился придавать графитному карандашу желаемую твёрдость.

«Карандаш Конте», тончайшая линия, блестящая белая бумага и резинка – вот компоненты в известной мере определившие специфический стиль рисунка 19 века.

Главный инструмент европейского рисунка – это перо. По сравнению с металлическим грифелем перо-гораздо более разнообразный инструмент, обладающий большей силой выражения и большей динамикой, способный на сильные нажимы, на завитки, на возрастание линий, на мощные контрасты штриховки – вплоть до пятна. Пользовались тростниковым пером, с 6 века в употр. входит гусиное перо, но в эпоху в Возраждения опять возвращаются к тростниковому.

Чернильный орещек был известен уже в средневековых монастырях. Потом появл. так называемая китайская тушь из ламповой копоти, бистр из сосновой сажи, с 18 века – сепия из пузыря каракатицы, а в 19 веке анилиновые чернила и стальное перо.

За исключением эпох, когда эстетический вкус требовал чистого линейного рисунка и художник работал только пером, перо предпочитали комбинировать с кистью. Эти комбинации ткрывали самые различные возможности перед рисовальщиками; или так называемыйлавис – отмывка, мягким расплывчатым слоем.

Лавис обычно бывает одного тона- буроватого ( бистр, сепия); иногда его применят в 2 тона: коричневый-голубой, коричневй-чёрный, редко красный- зелёный.

В основных чертах комбинация пера и кисти проделывает общую для всей истории рисунка эволюцию: сначала господствует перо, потом наступает как бы равновесие пера пера и кисти и заканчивается эволюция господством кисти.

Виды печатной гравюры.

1. Выпуклая гравюра. С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны быть белыми, и, наоборот, остаются не тронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку – на доске они образуют выпуклый рельеф. В эту группу входит гравюр на дереве (ксилография) и а линолеуме (однако известна как исключение и выпуклая гравюра на металле).

2. Углублённая гравюра. Изображение наносится на поверхность в форме углублённых желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу. К этой группе относятся все виды гравирования на металле – гравюра резцом, офорт и т. д.

3. Плоская гравюра на камне. Рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность камня обрабатывается хим. составом таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определёнными местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги не тронутым, - такова техника литографии. Кроме камня в плоской печати исп. алюминиевые дощечки – так называемая альграфия.

Понятие «техника» в изобразительном искусстве.

Техника-это совокупность навыков, способов и приёмов посредством которых исполняется художественное произведение.

Наши рекомендации