Интернациональный стиль. Брутализм. Органическая архитектура
Интернациональный стиль– неофункционализм, происхождение: США, дата: 1933-1980.
Интернациональный стиль – одного из направлений модерна, отличавшегося меньшой утилитарностью, которая возникла в США с приездом туда дизайнеров, ранее состоящих в Баухаузе (Вальтер Гропиус; Людвиг Мисс Ван дер Роэ и др. преподаватели).Практически синонимичным интернациональному стилю был термин «хороший дизайн», объекты этого стиля разрабатывались с учетом художественных, технических и эстетических принципов модерна. Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». После Второй мировой войны интернациональный стиль оказался вне конкуренции — огромный объем послевоенного строительства требовал простоты и использования сборных конструкций. Массовое многоэтажное строительство являлось решением ряда социальных и экономических проблем. В послевоенном варианте стиля присутствует тенденция преодолеть однообразие предшествующего варианта «интернационального стиля». В 1950-е гг. начинается отход от суровости «архитектуры коробок», усиление пластической выразительности пространств и объемов, но при этом сохраняется геометрическая определенность и начинается внедрение новых технологий.Основные черты: строгие скульптурные формы; прямые линии; широкие открытые пространства; простой, утилитарный дизайн. Материалы: промышленные материалы: стекло, сталь, бетон.
Ключевые архитекторы, дизайнеры: Людвига Мис ван дер Роэ (1886-1969); Чарлз Имз (1907-1978); Рей Имз (1912-1988); Вальтер Адольф Гропиус (1883-1969); Шарль Эдуар ле Корбюзье (1887-1965).
Брутализм - происхождение: Великобритания, Дата: 1950-1960; 1980 (СССР)
Брутализм (от франц. «béton brut» - «необработанный бетон»; от англ. «brutal» - «грубый»). Хотя этим термином часто обозначается не пользовавшаяся популярностью архитектура послевоенного периода, у брутализма есть более определенные источники и четкая дефиниция (чоткое определение). В 1954 г. понятие «новый брутализм» было впервые применено по отношению к группе молодых британских архитекторов, тяготеющих к грубой выразительности материалов, форм и функций.Масштабная британская программа гражданского строительства в рамках концепции создания «государства всеобщего благосостояния» после Второй мировой войны быстро приняла модернизм. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла. Но нехватка материалов и недостаток знаний привели к тому, что большая часть построек не имела с модернизмом ничего общего, кроме названия. Формы подобной архитектуры подчёркнуто грубы, но вместе с тем совершенны в своей откровенности.В архитектуре брутализма происходит возрождение традиционной материальной весомости декора. Брутализм сознательно выявляет качественные характеристики материала. В связи с брутализмом возникает определение «правдивость» архитектуры, т. е. честное отражение в облике здания его внутренней структуры, конструкции, выявление неприкрашенных, «незагримированных» строительных материалов и инженерного оборудования.Основные черты: прямолинейные, массивные формы и откровенные (грубые) конструктивные решения; архитектоника сооружения напрямую зависит от используемого материала; функциональность; сложность композиционных решений, отражающих, по мысли архитекторов-бруталистов, «всю сложность жизни»; поверхности строительных материалов не декорируются. Материалы: стекло (иногда плексиглаз); сталь, железобетон, кирпич.
Ключевые архитекторы, дизайнеры: Шарль Эдуар ле Корбюзье (1887-1965); Луис Кан (1901-1974); Пол Рудольф (1918-1997); Питер Смитсон (1923-2003), Элисон Смитсон (1928-1993); Джеймс Стирлинг (1924-1992).
Органическая архитектура — направление в архитектуре XX в., которое было впервые сформулировано в 1890-х г.г. американским архитектором Луисом Генри Салливеном (1856-1924), который обозначал им соответствие функции и формы, им он пользовался в своих трудах по архитектуре, чтобы отмежеваться от господствовавшего в то время эклектизма. Понятие органической архитектуры очень многозначно и едва ли поддается точному определению, однако к подражанию органическим формам оно никакого отношения не имеет. Идеи Л. Салливена были развиты его учеником Фрэнком Ллойдом Райтом (1867 – 1959). Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы — вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием «органической архитектуры». Эта идея впервые реализована им в так называемых «домах прерий» (дом Роби в Чикаго, 1909, и др.). Полемизируя с крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в середине 30-х гг. становится одним из ведущих направлений. Под воздействием её идей сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах (например, творчество АлвараАалто (1898 - 1976).
Ключевые архитекторы, дизайнеры: АлвараАалто, Луис Генри Салливен