Тренинг «харизматическая личность»

Время: около получаса.

Ход игры.

Для начала обсудим с группой само понятие "ха­ризматическая личность". После того как участники придут к решению, что харизма - это способность человека притягивать и удерживать внимание дру­гих людей, излучать энергию, которая способствует приятию такого человека, ощущению легкости и же­лательности его присутствия, приходим к выводу, что харизматический лидер наделен неуловимым шармом, который обеспечивает ему возможность вли­яния на людей.

Харизматический человек уверен в себе, но не са­моуверен, он приветлив, но не "сладок" и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется при­слушиваться.

Ах, как хочется быть харизматическим! Что для этого сделать? Ну, во-первых, попытаться проанали­зировать, как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых, попытаться "настроить­ся на волну" харизматического лидера, поискать под­сказки в стиле его поведения, в его жестах, мими­ке, манере вести разговор, держаться с другими людьми.

Разбейтесь на группы по три-четыре человека. Первое задание для каждой группы: поделиться сво­ими впечатлениями о встречах с харизматической личностью. Кто она, эта личность? В чем проявля­ется ее харизма? Чему бы вы хотели и могли на­учиться у нее?

Через 10-15 минут предлагаем группам перейти к следующему этапу работы: выстроить на базе рас­сказов живую скульптуру, отражающую смысл ус­лышанных историй. Даем каждой группе возмож­ность показать свою композицию другим группам. Обсуждаем, как в бессловесной статической компо­зиции проявляется харизматичность личности. Ка­кие элементы качеств характера лидера мы можем определить визуально? Просим участников тренин­га дать яркое и емкое название скульптуре товари­щей.

Завершение

Завершая игру, отмечаем еще раз черты харизма­тической личности. Нужно ли лидеру быть харизматичным? Как шла работа в подгруппах? Какие из историй, рассказанных товарищами, вам запом­нились? Что вы могли бы сделать, чтобы стать ха­ризматической личностью? Как можно научиться этому?

Тренинг «Умей держать удар»

Цели: дать участникам группы возможность пре­доставить товарищам обратную связь. Размер группы: не важен. Ресурсы: не требуются. Время: от 10 минут до получаса.

Ход игры

Группа разбивается на две равные подгруппы. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участникам. Таким образом, воз­никают пары игроков.

- Помните старинное гадание на лепестках ромаш­ки — "любит — не любит"? Каждому из нас важно знать, как он воспринимается группой, насколько тесны его дружеские связи... Вам сейчас представит­ся возможность искренне ответить на вопрос о сво­ем отношении к другим участникам коллектива, узнать о том, как вас воспринимают товарищи.

Ромашка нам не потребуется. Вместо этого усло­вимся, что:

- объятия - символ большой любви и симпатии;

- пожатие руки - выражение близких дружеских чувств;

- хлопнуть по ладони — "ты славный малый, но не более...";

- кивок головой означает для партнера - "я тебя воспринимаю нейтрально, без определенной симпа­тии и антипатии";

- опущенный большой палец руки - сигнал, кото­рый сообщает о том, что ваши отношения с челове­ком серьезно испорчены. Какая-то кошка между ва­ми пробежала, и стоит задуматься о том, как найти пути для примирения.

После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается игра. Участники малого круга стоят на месте, а участники большого круга по хлоп­ку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партнером. Пара показывает друг другу код приятия. Если оба человека раскрыли друг другу объятия - можно обняться, если оба подставили ла­донь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обоюдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает полученную от партнера информацию. Вновь звучит хлопок ведущего, боль­шой круг осуществляет переход, и возникают новые пары, в которых повторяется та же последователь­ность действий.

1.3 Отрядный уголок

Дети, конечно же, интересуются успехами своего отряда, результатами спортивных и творческих мероприятий, они любят почитать остроумные советы воспитателей, узнать, что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом рассказывает отрядный уголок (или дружинный, если в пришкольном оздоровительном лагере небольшое количество детей). Отрядный уголок иногда называют ежедневником или информационником. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря. Отрядный уголок призван развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок — это место, где работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Оформление отрядного уголка следует начинать прежде всего с его названия. А его названием чаще всего является название отряда.

Рубрики отрядного уголка

Вот несколько советов, которые помогут при оформлении отрядного уголка:

а) уголок должен быть «говорящим», то есть содержание и его рубрики должны меняться;

б) уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы);

в) в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие и дети. В работе над созданием, так же как и в самой лагерной смене, можно выделить три периода: оргпериод, основной, заключительный период. Задача вожатого — следить за своевременной заменой одних рубрик другими, в зависимости от периода смены.

Так, например, в оргпериоде в отрядном уголке могут присутствовать такие рублики, как:

а) «Это наш лагерь» (краткие сведения о лагере);

б) поздравление с открытием смены;

в) законы лагеря;

г) лагерная песня;

е) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя. В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждает и делает макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены в отрядном уголке может быть отражена такая ежедневная деятельность, как:

— соревнования;

— подготовка к отрядным делам;

— участие в творческих смотрах, конкурсах;

— жизнь отряда;

— поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же заметки ребят о прожитых днях. Многие воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу...», и дети пишут на прощание друг - другу и лагерю пожелания.

Мы предлагаем следующие рубрики:

Календарь

• План на смену.

• Сегодня.

• Поздравляем.

• Спорт.

Режим дня

• Список отряда.

• Наша песня.

• Наши достижения.

• Всякая всячина.

• Очень важная Информация. • А вы слышали, что...

• Книга жалоб и предложений.

• Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять».)

Законы отряда

У каждого отряда должны быть свои традиции и фишки.

1.4 Что брать с собой в лагерь?

Если вы впервые едете в лагерь не в качестве отдыхающего, а в качестве сотрудника – вожатого или воспитателя на отряд, вам полезно будет иметь под рукой следующий список необходимых и желательных в лагере вещей.

Сразу оговоримся: есть лагеря, где очень хорошая материальная база, а значит, часть списка можно смело вычеркивать, не рискуя попасть впросак. Есть вожатые (как правило, отработавшие не одну смену), которые могут обойтись без большей части перечисленных здесь вещей, но если вы новичок в этом деле, лучше перестраховаться.

Список вещей универсальный:

Паспорт и санитарная книжка (без бумажки ты – букашка…), справка о присвоении идентификационного кода, и если есть – трудовая книжка и свидетельство пенсионного страхования, а также страховой медицинский полис.

Вожатский блокнотик и вожатская ручка - без этого, как без рук. Желательно, чтобы он был всегда при вас. Можно придумать какую-нибудь сумочку на шею или пояс. Если учесть, что туда можно будет положить и мобильный телефон и кучу разных мелочей, такая сумочка становится необходимостью.

Магнитофон (как вариант - mp3-плеер и колонки помощнее) - очень приятная вещь. Можно использовать в ежедневной побудке детей и в их ежедневном отбое. Естественно, нужно брать с собой кучу различной музыки. Если вам нравится группа Ленинград или ваш любимый альбом МС Вспышкина называется "Секс"- воздержитесь. Детям эта музыка тоже может нравится, но мы все-таки должны нести детям разумное-доброе-светлое. Для младшего возраста очень хорошо идут детские песенки. Еще пригодятся для всяких игр - мелодии без слов.

Ноутбук - заменит половину снаряжения современного вожатого: можно и музыку на выступления "нарезать", и почитать конспекты и шпаргалки вожатого... да много ли для чего нужен :) если есть и выход с интернет, то вообще замечательно

Песенник (тетрадка или книжка со словами популярных песен) и флешка с музыкой и минусовками (если не на чем играть самим, обратитесь к ди-джею);

Возможно, пригодится удлинитель и переходник для евророзеток:)))

План-сетки. Удобно вешать такую план-сетку на стенку вожатской, бланки расписаний дежурств детей по комнатам, деление детей на мастерские, уроки английского и направления.

Игры. Те, которые в план-сетке написаны. Прорюханные и с материалами для их немедленного проведения. Список игр можно взять из этой методички. И напишите список игр, которые не требуют подготовки (прятки, выше-ноги-от-земли и тп) в вожатский блокнотик - в стрессовой ситуации они могут вылететь из головы, а вот из блокнотика им вылететь сложнее.

Тетрадочку в которой написано чем еще детей можно развлекать.

Бумага.- Бумага.- Бумага.- Бумага. Да, именно так - четыре раза (если у вас младший возраст, то все шесть раз.) Потому что бумаги понадобится ровно в четыре раза больше, чем вы хотели взять с самого начала. Это незаменимый материал для поделок и рисования, так что его не бывает много. Берите как минимум пачку..

Цветная бумага. Если только чуть-чуть. Потому что из белой бумаги можно сделать цветную, а из цветной ничего не сделаешь. Так что берите по минимуму. Сюда же можно вписать и гофру - удобный материал.

Картон. Полезнее всего белый. И старые открытки (для тех же целей, потому что выданного все равно будет крайне мало) Различные ненужные дома журналы, старая одежда и прочий «хлам» (которые можно порезать на костюмы, подарки и поделки);

Веревка или толстые нитки, пуговицы, палочки от мороженого, обрезки тканей и прочее (для тех же целей);

Старая косметика или грим (для выступлений или детям на растерзание)

Карандаши-ручки-фломастеры-краски-кисточки-точилку-ластик. Берите всего понемножку. Если есть возможность - побольше. И попрощайтесь с этим всем - домой вы привезете в лучшем случае набор огрызков карандашей... Учтите, что отдавая детям что-то для рисования, вы прощаетесь с этим, поэтому для личных нужд возьмите простые карандаши, ластик, точилку, ручку... Короче часть того, что вы дадите детям.

Скотч. Супернужная вещь. Заменяет скрепки и кнопки. Берите тонкий, широкий и двухсторонний. Широкого лучше больше. Мотка три. И не оставляйте его с детьми без присмотра, иначе получите скотчевую мумию из одного из них. Вариации: малярный скотч (позволяет клеить даже там, где нельзя), цветной скотч или сигнальная красно-белая лента (огораживать территорию, например)

Скрепки и кнопки. Для тех случаев, когда скотч не может их заменить.

Несколько маркеров, стикеры, цветные карандаши, кнопки (писать записки и объявления, украшать отрядный уголок);

Ножницы

Клей "Момент" - ПВА и клей-карандаш бесполезны, когда надо чтобы склейка держалась, а вот "Момент" схватывает хорошо. Кстати, прочитайте инструкцию - чтобы склейка удалась надо сначала намазать склеиваемые части, подождать немного, а потом только совместить. Иначе клей не сработает.

Заготовки для отрядного выступления. Если отряды младшие, то лучше заранее все придумать, а потом ненавязчиво пихнуть детям. Придумать надо как минимум название отряда и отрядное выступление, какие-то костюмы. Учтите, что выступлений на смене будет несколько, поэтому стоит придумать несколько сценок. Можно вспомнить старое или поискать в интернете идеи.

Всё от комаров. Фумигатор для вожатской и мазь для леса. То есть для тела.

Свечку для рефлексии. И вообще стоит продумать, как будут проходить рефлексии (огоньки, круги, анализ дня) и какой материал вам может понадобиться кроме свечек.

Спички или зажигалка (добывать огонь… чтобы зажечь, например, свечку);

Книжку на ночь (детям читать, естественно). Лучше всего подойдут короткие рассказы. Для младших детей и детей среднего возраста рекомендую сказки народов мира (особенно хороши итальянские сказки). Еще есть такой любимый детьми жанр, как страшилки. Смотрите, чтобы они не напугали детей, обращайте страшилки в комедию например интонацией чтения.

Книжки с играми и сценками для разных возрастов (будете знать, чем занять детей, когда нет общелагерных мероприятий);

Сборник легенд, притч или сказок (зависит от возраста детей – чтобы им что-нибудь почитать на ночь);

Гитару. Подумайте о том, какие песни вы будете петь детям. Среди старших хорошо пойдет и Кино, и современный рок, и совсем детские песенки. А вот совсем мелким лучше подобрать репертуар повеселее.

Ткань, бантики, нитки, швейную фурнитуру - может быть после смены вы привезете всё домой, но если на смене вам понадобится сделать костюм для выступления, отличительные фенечки для отряда или материалы для огоньков, вы будете жалеть об оставленных дома тряпочках-ниточках.

Призовые фенечки. То, что можно давать детям за победу: игрушечки, чупсы... То что дешево и весело одним словом.

Одежда. Тут вы сами разберетесь, ну а примерно чуть ниже...

кепка от солнца (шапка на зиму) и покрывало

теплая кофта с длинным рукавом или куртка (на случай похолодания);

3-4 майки с коротким рукавом, 2 пары шортов, сменное нижнее белье, спортивный костюм, джинсы и пижама или ночная рубашка (необходимый минимум одежды);

Бандану и темные очки;

Удобную обувь, пары три-четыре. По порядку: кроссовки (кеды), сланцы, босоножки (они же сандалии, как вариант еще – домашние тапочки, ходить в корпусе). И туфли, да-да, парадно-выходные, ведь отдых в стиле шоу - дефиле, показы, концерты, праздники… Естественно, чем смогут, помогут, но чтобы быть на высоте… Решайте сами!

Джинсы для дискотеки. Штаны для походов (если будут таковые). Парадную тенниску. Комплект носков: темные, средние, белые.

Нитки (белая и черная) и 2-3 иголки (пришивать все оторванное у себя и детей). Нет, много иголок, потому что в лагере они часто ломаются и быстро кончаются.

Зубная щетка, зубная паста, мыло в мыльнице, мочалка, шампунь, гель для душа, пемза и полотенце (и другие необходимые гигиенические принадлежности);

Бумажные носовые платки и влажные салфетки (вытирать потекшую ручку, мокрые руки или кофе, пролитый на стол);

Кружка, ложка, вилка и ножик (пить кофе, когда нельзя спать, а также иногда есть всякую всячину быстрого приготовления), а также кипятильник (если в лагере не дают чайник);

Телефон, для связи с миром, ну а если рации-пятикилометровки для себя и напарника – так вообще шик!!!

Свисток - пригодится для игр, для построения отряда, для каких-нибудь прикольчиков. А ещё можно взять с собой дудку (ну такую как у футбольных болельщиков) чтобы с помощью её сбивать пионеров в кучу, особенно в лесу – удобно, забавно и горло бережет.

Вообще, еще нужна бывает туалетная бумага

Аптечка (йод, зеленка, перекись водорода, бинт – широкий и узкий, вата, активированный уголь, анальгин, нашатырь и пластырь и те лекарства, которые необходимы вам, если таковые есть);

Будильник

Фотоаппарат с комплектом запасных батареек (запечатлевать незабываемые моменты жизни отряда);

Распечатки игр. Если какая-то игра предполагает расходные материалы(бумага А4, скрепки, нитки), тоже взять.

Деньги, чтобы было чем скидываться на дни рождения и т.д.!

Некоторые вещи понадобятся только вожатым младших отрядов, некоторые – только старших. Работа на младших и старших отрядах имеет определенные различия, что отражается и на списке необходимых вожатому вещей. Так что же брать с собой дополнительно, если вы заранее знаете, с каким возрастом придется работать?

Список вещей для вожатого младших отрядов:

Пара носовых платков (придется частенько утирать слезы и сопли);

Несколько воздушных шаров (на случай дня рождения малыша неплохо было бы украсить корпус или его комнату);

Книжка со сказками или детскими рассказами (читать что-то на ночь придется обязательно);

1-2 настольные игры (если остались от младших сестер-братьев – дети будут довольны);

Конверты (в них можно складывать деньги, которые родители отдадут на сохранение именно вам, а не самому ребенку - если конечно это разрешено в вашем лагере).


Список вещей для вожатого старших отрядов:

Книжки с популярными психологическими тестами (подростки очень любят узнавать о себе что-нибудь новое);

Брошюры по здоровому образу жизни и с информацией о наркомании, СПИДе и т.д. (вам придется проводить беседы, а так – все материалы будут под рукой);

Тройник (розеток часто бывает мало, а вам и детям нужно зарядить мобильный, вскипятить воду или подсушить волосы).


Это самые основные вещи, которые мало зависят от лагеря и его материально-технической базы. Может вам пригодиться и фонарик, и стиральный порошок – если его не выдают в лагере;

И так далее. В любом случае, все предусмотреть невозможно, но подстраховаться будет не лишним!

Помните: человек, который хочет стать хорошим вожатым, а таким является интересная и талантливая личность, на 75% заполняет свои сумки материалами для работы с детьми, и лишь 25% - это его вещи.

Наши рекомендации