Занятие. Отработка навыков «Я-высказывания»

Цель: отработка навыков «я-высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

"Я-высказывания"

Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам).

- Для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.

Принципы, на которых строятся "я-высказывания":

– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: "ты пришел поздно", желательно: "ты пришел в 12 ночи");

– ваши ожидания (не стоит: "ты не вывел собаку", желательно: "я надеялся, что ты выведешь собаку");

– описание своих чувств (не стоит: "ты меня раздражаешь, когда делаешь это", желательно: "когда ты делаешь это, я испытываю раздражение");

– описание желаемого поведения (не стоит: "ты никогда не звонишь", желательно: "мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься").

Итог: - Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили?

- Что помешало им спокойно воспринимать информацию?

Задание 2. "Ролевая игра"

Разыгрывается сценка на предыдущую тему, при этом используются "я-высказывания", но актеры меняются ролями.

- старайтесь применять «я-высказывания»

Итог: - Что изменилось с использованием "я-высказываний"?

- При каких обстоятельствах вы бы могли использовать навыки "я высказываний" в жизни?

3. Заключительная часть

- Ваши впечатления от занятия?

- Упражнение завершения ( «Подарок»).

Тренинг: Я-концепция

Ресурсы: по большому ватманскому листу на каж­дого участника; для группы - фломастеры, ножни­цы, клейкая лента, краски, клей, большое количест­во печатной продукции (рекламные проспекты, бро­шюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Время: около часа.

Ход упражнения

"Визитная карточка" - серьезное задание, пред­ставляющее нам возможность стимулировать само­анализ, самоидентификацию участника тренинга. Та­кая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации - вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство.

Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знаком­ство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многооб­разных и недирективных контактов с членами ко­манды.

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и дела­ет в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть го­лову). Если теперь мы наденем на себя лист, то уви­дим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа участники тренинга со­ставят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на "грудке",

нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне ватманско­го листа ("спинке") отразим то, к чему вы стреми­тесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь.

Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющей­ся печатной продукции и дополнить при необходи­мости рисунками и надписями, сделанными от ру­ки.

Когда работа по созданию визитной карточки за­вершена, все надевают на себя получившиеся колла­жи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, зада­ют вопросы. Приятная негромкая музыка - отлич­ный фон для этого парада индивидуальностей.

Завершение: обсуждение упражнения.

- Как вам кажется, возможно ли эффективно ру­ководить другими, не зная толком, кто ты сам есть?

- Кажется ли вам, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек? Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?

- Что было легче - говорить о своих достоинст­вах или отражать на листе свои недостатки?

- Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто по­хож на вас? кто очень отличается от вас?

- Чей коллаж запомнился вам больше всего и по­чему?

- Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?

Наше восприятие - то зеркало, которое формиру­ет наше впечатление о себе, нашу Я-концепцию. Безусловно, окружающие нас люди (семья, друзья, кол­леги) корректируют нашу самоидентификацию. Ино­гда до такой степени, что представление о собствен­ном Я изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и дове­рять другим гораздо больше, чем самому себе.

Некоторые люди имеют очень детально разрабо­танную Я-концепцию. Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты ха­рактера. Считается, что чем богаче мое представле­ние о себе, тем проще я могу справиться с решени­ем различных проблем, тем более спонтанным и уверенным буду в межличностной коммуникации.

Тренинг: Реклама

Цели:

- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки в участниках тре­нинга;

- поупражняться в способности убеждать - навы­ке, необходимом для лидера.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возмож­ность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные теат­ральные атрибуты.

Время: 60-90 минут.

Ход упражнения

Это одно из очень эффективных упражнений в со­здании атмосферы доверия, сотрудничества, совмест­ного творчества.

Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет зада­ние.

- Представьте, что каждый из вас - член закры­того элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хоро­шо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам пред­стоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это не­легко, но возможно.

Как практически будет проходить прием? Вы раз­бились на пары. Каждый из участников пары поду­мает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.

Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое вы­деляет его среди других людей и позволяет претен­довать на прием в клуб. После того как вы подели­лись друг с другом информацией о своем положи­тельном качестве, вам придется поломать голову над тем, каким образом представить перед членами клуба вашего товарища.

Отрекомендовать его вы можете любым макси­мально эффектным способом. Например:

- интервью, представляющее героя, в теле- или ра­диостудии;

- рисунок, комикс, шарж с последующим театра­лизованным комментарием;

- инсценировка, представляющая личные качества кандидата;

- комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, кон­церта, конкурса (при условии, что достижения ваше­го героя проявляются именно в этой сфере деятель­ности);

- стихотворение, песня.

Жанр рекламного выступления не регламентиро­ван. Все, чем богата ваша фантазия, может оказать­ся удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избран­ная форма максимально отражала содержание ваше­го представления. Еще одна важная деталь: расска­зывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!

Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары при­ступили к работе.

- Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через 20 минут объявляет­ся общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов.

Эти 20 минут ведущий проводит в работе с участ­никами, переходя от пары к паре, стимулируя рабо­ту над рекламой. Иногда придется посоветовать, ка­кая форма будет наиболее актуальна для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стесне­ние в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми. Нередко вмешательство и поддержка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. По­рой можно услышать от молодого "актера": "А я не знаю, какие у меня положительные черты!" Выясня­ется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которы­ми человек вправе гордиться. Иногда черты харак­тера подменяются названием достижений: "Я - луч­ший в классе ученик", "У меня - первое место в го­роде по плаванию!" В таких случаях пробуем пере­вести достижения на другой язык: что во мне по­могло добиться такого яркого результата? Упорство? сила воли? стремление довести дело до конца?

- Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию представления новых участников!

Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточ­ной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А те­перь я приглашаю на сцену первую пару участни­ков!

Завершение

После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступле­ния, дружественность атмосферы и важность под­держки.

Тренинг: ТЕПЕРЬ Я-ОКЕЙ

Разбиваем группу на пары. В каждой паре про­сим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим человеком воспринимает­ся как нечто негативное, мешающее. Затем в тече­ние 20 минут каждому из участников пары необхо­димо будет приготовить свой взгляд на это качест­во, с тем чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность воспринимается как вдумчивость и умением неспешно, основательно осваивать жизненный материал; недостаток храброс­ти оборачивается хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность - проявлени­ем интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость -свойством творческой натуры не замечать быта, а быть творцом идеального.

На следующем этапе методика рефрейминга долж­на быть оформлена в некий жанр: переосмысление качества представляется остальной группе в виде песни, театральной сценки, монолога, рисунка, ко­микса и т.д. — в форме, которая максимально отра­жает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет по отношению к партнеру, тем успеш­нее результат упражнения.

Завершение: обсуждение упражнения.

Обращение к героям рефрейминговых переверты­шей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к приобретенному опыту?

Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях. Чем понравилось задание? В чем оно оказалось сложным? Что я открыл в себе в хо­де работы с партнером и над полученным матери­алом?

Круг как метафора.

Мои взаимоотношения с другими, способы вхожде­ния в круг общения, круг причастности, к тому или иному человеку, событию, процессу. Круг жизненных проблем.

Как и в других случаях, игровая и философская метафора - это лишь толчок к самопроверке, размы­шлению и усвоению эмпирически полученного зна­ния, переводу его в плоскость поведения.

Наши рекомендации