Возрастные особенности детей
С самых первых дней рождения человек начинает, словно губка, впитывать огромное количество информации, поступающей из внешней среды: от людей, от вещей, из событий и жизненных ситуаций. И помимо того, что человек начинает развиваться физически, формируется и его психика, его личность. Психика ребенка – вещь очень хрупкая, сломать которую легко, а вот восстановить практически невозможно. Задача каждого вожатого четко понимать, что происходит в голове у маленького человечка и как ему помочь.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
Как ни странно, ведущей деятельностью у младших школьников является обучение. Ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется больше – не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым – ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания.
В 6-7 лет ребенок учится самоконтролю, чтобы, как мы, взрослые, уметь дозировать, сдерживать или выражать в приемлемой форме свои мысли и эмоции. Когда малыш в полном вагоне громко кричит «хочу писать!» или «какой смешной дядя!» – это мило. А вот взрослого уже не поймут. Вот ребенок и пытается узнать: как правильно поступать, где граница между «можно» и «нельзя»? Но, как и в любой учебе, получается не сразу. Отсюда и эдакая манерность, театральность поведения. Отсюда и скачки: то вдруг перед вами уже серьезный человек, рассуждающий и поступающий здраво, то снова малыш, импульсивный и нетерпеливый. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Завершение развития самосознания.
Характерные особенности младшего школьного возраста:
· Высокий уровень активности
· Значимая награда – похвала
· Рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном)
· Требуют постоянной деятельности и внимания
· Бурно проявляют эмоции
· Достаточно часто проявление беспокойного состояния
· При неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности
· Любят играть (воспринимают сюжет серьезно и отождествляют себя с героем)
Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим.
В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Младшим школьникам необходима поистине материнская забота: напомнить о необходимости сменить одежду, помочь навести в тумбочке порядок, перед сном поправить одеяло, прошептать ласковые слова и просто погладить по голове. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, поменьше ругать, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужными и защищенными.
Средний школьный/предподростковый возраст (10-12 лет)
На данном этапе развития общение со сверстниками уже начинает выходить на первый план. Именно в этом возрасте они стараются объединиться в микрогруппы: мальчики – девочки. Причем, как правило, эти два «лагеря» соперничают друг с другом.
Психологи отмечают у детей этого возраста большой интерес к окружающему миру, любознательность. Они все умеют, хотят и пытаются сделать: сочинять, петь, рисовать и др. Ребята этого возраста с удовольствием занимаются на различных мастерских, любят конкурсы, викторины, смотры и др.
Предподростки тоже любят играть, но их игры приобретают уже другой характер — часто соревновательный. Победу и поражение они переживают очень эмоционально, долго не могут успокоиться, переключиться. Ребята этого возраста еще не умеют сдерживаться в проявлении эмоций, мальчики часто могут выяснять свои взаимоотношения в потасовках. Девочки же подчас дольше носят обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у старшего от действительных или мнимых обидчиков.
Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы вам помочь, так как у них развито желание лидерства. Разработайте систему мотивации и поощрений. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет (например, попробовать курить, подраться и т.д.). Часто дети захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе, сплотить отряд.
Дети стремятся подражать старшим и пример вожатого очень важен. Авторитет вожатого должен быть более значимым для детей, нежели пример курящего ребенка из старших отрядов.
Характерные особенности:
· Физические навыки, ловкость и сила оказывают большое влияние на статус среди сверстников и на мнение о себе
· Начинается формирование критического мышления
· Колебания настроения
· Боятся проиграть, чувствительны к критике
· Начинают понимать и принимать нравственные нормы
· Шумны, любят спорить
· Начинают проявлять интерес к противоположному полу, в то же время возможны конфликты
· Энергичные, инициативные, «легки на подъем»
· Стремятся к лидерству и соперничеству
· Хотят выглядеть постарше, взрослее среди сверстников, с помощью копирования определенных элементов (не всегда положительных) поведения взрослых
Подростковый возраст (13-15 лет)
Подросток уже способен управлять собственным поведением, может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых. У них углубляется интерес к окружающему, дифференцируются интересы, появляется потребность определиться в выборе профессии. Их больше интересуют причины явлений и поступков, чем их внешнее проявление, они начинают задумываться о смысле жизни. Они стремятся иметь собственное представление обо всем, и свою точку зрения они способны отстаивать страстно и упорно, вступая в споры как со сверстниками, так и с взрослыми. Зачастую внешне это выглядит как неповиновение, а на самом деле подросток стремится любыми средствами защитить то, что им продумано и сформулировано с большим трудом, что составляет его личное достояние.
У подростков начинают складываться в определенную систему взгляды, оценки. Они уже могут устанавливать связь между отдельными явлениями общественной жизни, поступками людей, их моральными качествами, подростки начинают мыслить более логично, пытаются обобщать получаемые ими сведения, но маленький жизненный опыт часто мешает им правильно разобраться в конкретных ситуациях, с которыми они сталкиваются. Отсюда несправедливость суждений, прямолинейность, а иногда и «критиканство». В связи с этим особое место занимает нравственное воспитание, всевозможные дела на морально этические темы, обязательное внимание к каждому проявлению негативизма в поведении и взглядах детей.
В своих коллективных делах подростки способны к большой активности. Они готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорное преодоление препятствия. Вожатые должны быть готовы предложить ребятам программу жизни, максимально деятельную, помочь войти в ее ритм. При этом следует помнить, что физические возможности подростков не всегда соответствуют их стремлениям, поэтому следует оберегать их от чрезмерных перегрузок.
В этом возрасте значительно усложняются их отношения со взрослыми. Ведь теперь более не существует того естественного авторитета, которым обладал в глазах младших школьников каждый взрослый. Дети этого возраста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать от старших уважения к себе, к своим мнениям и взглядам, и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Характерные особенности:
· Остро ощущаемая потребность в активности
· Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может вылиться в какое-либо действие
· Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки, развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых
· Не принимает на веру все, что слышат от взрослых, способны противостоять влиянию окружающих
· Могут воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что они сами считают несомненным и правильным
· Стремление к объединению в различные группы, быть как все, не отстать от друзей, выделиться среди сверстников, занять место лидера
Юношество (15-17 лет)
Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но это и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Это шаг в зрелость, нора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов, пора всепоглощающего стремления к общению. Юность бескомпромиссна и ее ведущей чертой является жажда самовыражения и самораскрытия. Конечно же, юность сумбурна и противоречива. Это время первой любви, пора становления дружбы. Цена дружеской верности, преданности, чести, как никогда высока. Они хотят больше самостоятельности, любят осознавать свою нужность, потому что как никогда хотят разобраться в себе, почувствовать силу своего «Я», пытаются оценить себя сами. Будучи очень чуткими и ранимыми, старшеклассники часто бывают прямолинейны и бескомпромиссны до бестактности. Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводит к потере чувства реальности. Для них характерна повышенная критичность, часто в позиции «со стороны».
Характерные особенности:
Физический рост и развитие
· Половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (в среднем завершается у мальчиков к 15 годам, у девочек – к 13 годам)
· Усиливаются различия, т.к. некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть
· Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года
Особенности поведения:
· Девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками
· Беспокойство о внешности, рост социальной активности
· Привыкание к своему телу, желание его изменить (похудеть, накачаться и т.д.)
· Проблема достижения независимости от своей семьи
· Поиск себя
· Определение в выборе профессии
· Возникновение первой любви
· Появляются крайности в поведении (например «Я знаю все»)
Возможные сложности и варианты их решения
Прогнозируемые ситуации | Возрастные особенности | Варианты решения |
6-8 лет | ||
Раздражительность, тоска по домашним, слезы. | Скучают по домашним, испытывают чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки (новые люди в окружении). | Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе. |
Множество вопросов. | Любознательность. | Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания. |
Быстрая утомляемость. | Высокая активность. | Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде... |
Неуверенность в себе. | Есть робкие и физически слабые. | Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания. |
Готовы пробовать все на вкус. | Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному. | Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях. |
Опасность травматизма. | Мальчики демонстрируют свою смелость. | Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. |
Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. | Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. | Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени. |
Слезы и страхи в темноте. | Боязнь темноты. | Не оставлять одного в темноте. |
Желание играть со сверстниками. | Чувство взрослости по отношению к младшим. | Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей. |
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. | Слепое подражание взрослым. | Стремиться не подавать дурного примера ни в чем. |
Постоянные опоздания. | Отсутствие чувства времени. | Не давать поручений( связанных с учетом времени. |
Впечатлительность. | Эмоциональная неуравновешенность. | Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом». |
9-11 лет | ||
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. | Половое созревание. | Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей. |
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. | Внешнее проявление взрослости. | Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. |
Замкнутость, одиночество. | Обостренное переживание своих недостатков. | Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения. |
Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. | Стремление к самостоятельности. | Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними . |
Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. | Неуемная фантазия. | Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики. |
12-16 лет | ||
Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. | Самоутверждение. | Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними. |
Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя». | Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. | Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви. |
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. | Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение | Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло. |
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. | Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.). | В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их. |
Проявление чрезмерной самостоятельности. | Стремление освободиться от родительской опеки. | Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности. |
Несбывающиеся мечты подростков. | Мечтательность | Поразмышлять вместе с подростками о будущем. |