Методы работы над учебным рисунком
Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами. Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).
При выполнении сложного рисунка полезно расчленить весь процесс работы на отдельные этапы и методически последовательно их осуществлять. Как правило, художник, рисуя с натуры, вначале композиционно размещает изображение на листе бумаги, намечает общий вид натуры и определяет расположение рисунка в кадре листа. Затем следует построение рисунка по принципу от общего к частному. При этом уточняются характер формы, пропорции, анализируется конструктивное строение предмета. Далее художник переходит к детальной проработке рисунка и, наконец, вновь возвращается к обобщению.
На всех этапах выполнения учебного рисунка применяются различные методы и приемы построения изображения. При этом возможно использование одновременно двух или нескольких методов.
Последовательность такого применения различных приемов и их сочетаний нельзя рекомендовать одну, раз навсегда установленную. Приемы работы могут чередоваться в зависимости от общих и локальных задач, которые следует решать в ходе выполнения рисунка.
Метод схематизации
Изложение чего-либо в общих чертах, упрощенный показ того или иного явления принято называть схемой. В учебном рисунке широко применяются схематические приемы. При изображении какого-либо сложного объекта в рисунке бывает затруднительно сразу показать всю форму в завершенном виде. И не только изобразить, но даже увидеть, понять строение формы предмета подчас бывает очень сложно. Поэтому весьма целесообразно применение всевозможных упрощений формы, как в восприятии, так и в изображении.
Метод схематизации включает в себя такие приемы выполнения рисунка, как ориентирование по координатам, так называемая обрубовка, применение вспомогательных построений (например, крестовина головы, «белая линия» фигуры человека и т. п.), применение опорных точек и осей и другие.
Ориентирование по координатам предполагает использование вертикали и горизонтали при построении рисунка. Этот прием часто применяется в начале работы над рисунком, но не исключена возможность периодической проверки изображения по этим координатам и на последующих этапах.
Для начинающего рисовальщика очень трудно удержать представление об этих двух главных ориентирах, так как на восприятие натуры и изображения влияют различные факторы. Точность ориентировки по вертикали и горизонтали зависит от расположения плоскости и кадра листа бумаги, а также положения самого рисующего.
Плоскость листа бумаги должна располагаться под прямым углом к главному лучу зрения рисующего. Лист бумаги – кадр будущего рисунка укрепляется на доске без перекоса.
Положение рисующего по отношению к бумаге и к натуре должно быть таким, чтобы удобно было смотреть и на то и на другое. Для этого мольберт с бумагой следует расположить немного правее натуры, чтобы рисующему не надо было делать большой поворот головы при переносе взгляда с рисунка на натуру и обратно. Такое расположение мольберта рекомендуется для того, чтобы избежать взгляда на натуру через правую руку.
На восприятие координат влияют и такие моменты, как движение и наклон изображаемого объекта, распределение масс формы, направление линий контура, неожиданные перспективные ракурсы. Это необходимо помнить на начальном этапе работы, так как для неопытного рисовальщика здесь возможность ошибки кажется настолько малой, что он не настроен на самоконтроль в данном направлении. И только на заключительном этапе работы студент вдруг замечает, что па рисунке все падает или частично наклоняется в одну сторону.
Теперь рассмотрим такой прием работы, как обрубовка. Как уже отмечалось, обрубовка представляет собой условное обобщение объемной формы по основным направлениям и границам плоскостей, составляющих сложную поверхность предмета.
Рассмотрим в качестве примера голову человека. Форма головы, и особенно ее лицевая часть, чрезвычайно трудна для изображения. Главная сложность для начинающего рисовальщика состоит в том, что все изменения формы происходят в основном плавно и малозаметно. Например, на лбу нет острых углов, ребер, вершин, как у четких геометрических тел. Но в то же время лоб выступает вперед по сравнению с глазничными впадинами и височными костями. Кроме того, эта форма имеет различные нюансы – активно выступают лобные бугры и надбровные дуги, заметен крутой поворот формы при переходе от фаса к боковым поверхностям, своеобразием отличается переход от фаса к темени и т. д. В то же время четких ориентиров для построения рисунка нет. Вот почему полезно представить форму лба в виде некоего кристалла с определенными четкими гранями. Его гранями будут менее выпуклые площадки поверхности лба, а ребрами – более крутые изгибы поверхности формы, которые можно наблюдать на переходах от одной площадки к другой. Так же могут образовываться и вершины кристалла, например на лобных буграх.
Аналогичным образом может быть рассмотрена форма скуловой части лица, подбородка, носа и т. д.
Кроме того, в осмыслении объемной формы начинающему рисовальщику мешают и другие ориентиры – разрез рта, глаз, носогубные складки и другие углубления, впадины и морщины. Все эти ориентиры хотя и обращают на себя внимание, но не являются определяющими в построении рисунка объемной формы. В этом смысле их можно назвать отрицательными ориентирами, поскольку они мешают понять активно выступающий рельеф поверхности головы и закономерности строения объемной формы.
Вот здесь на помощь приходит «обрубовка». Однако следует помнить, что это только вспомогательный прием для лучшего понимания объемной формы. Поэтому не рекомендуется резко фиксировать на рисунке не существующие в натуре острые грани между плоскостями. При обрубовке лишь слегка намечаются места изменения направления плоскостей поверхности тела. В ходе выполнения рисунка эти легкие вспомогательные линии схематического построения должны постепенно исчезнуть, стать незаметными среди более четких штрихов тоновой лепки формы.
Об этом надо помнить и при использовании других вспомогательных линий схематического построения рисунка. По мере приобретения умений и навыков художник будет только подразумевать эти вспомогательные линии, не воспроизводя их на рисунке.
Таким образом, прием обрубовки помогает правильно изобразить объемную форму как целого объекта, так и его частей. Следовательно, построение изображения следует начинать не с отметки каких-то впадин, углублений, морщин, а с нахождения большой формы, на которой впоследствии найдут свое место все характерные черты натуры.
Рассмотрим следующий схематический прием построения рисунка, который принято называть «крестовиной головы».
Крестовина головы состоит из двух пересекающихся линий. Первая – средняя лицевая линия – проходит вниз от переносицы к середине основания носа и затем к середине подбородка; вверх она идет от переносицы посередине лба и темени к затылочной части. Вторая линия крестовины проходит через переносицу влево и вправо к краям головы через середину разреза глаз, как бы охватывая всю голову горизонтальным обручем. Пересекаясь, эти две линии образуют некий каркас, характеризующий положение головы в пространстве по отношению к точке зрения рисующего.
Если, например, голова расположена в фас без наклона и уровень глаз совпадает с линией горизонта, то крестовина головы будет иметь вид прямых, пересекающихся под прямым углом.
Если голова расположена в фас, но немного запрокинута назад, то средняя лицевая линия останется вертикальной прямой, а поперечная линия крестовины превратится в замкнутую эллипсообразную кривую, ближняя часть которой окажется выше, а задняя, затылочная, ниже уровня глаз.
Если голова расположена в трехчетвертном повороте без наклона, а глаза по-прежнему находятся на уровне горизонта, то средняя лицевая линия будет иметь вид овала, а поперечина крестовины – вид прямой горизонтальной линии.
Если голова расположена в трехчетвертном повороте с боковым наклоном, то обе линии крестовины будут иметь вид овала.
Определив положение крестовины головы в пространстве по натуре, легко изобразить это положение на рисунке в виде каркаса-крестовины, по которому и будет строиться рисунок головы в нужном ракурсе.
В XIX веке при рисовании гипсовых голов пользовались проволочной моделью А. П. Сапожникова. Эта модель устанавливалась рядом с гипсовой головой, в том же положении и повороте, и рисующий, определяя перспективный вид головы, сравнивал гипсовый слепок (натуру) с проволочной моделью.
Применение крестовины при построении рисунка головы в начальной стадии овладения рисунком дает наибольший эффект, так как многие ошибки в рисунке возникают в результате неправильного определения положения головы в пространстве. Только тогда когда студент твердо усвоил основы построения рисунка, он может учитывать крестовину головы, не изображая ее. Обычно это наступает не так скоро.
Следует отметить, что изображение крестовины не может помешать выразительности рисунка. Напротив, какие-то ее следы подчеркнут правильность построения учебного рисунка.
Сложная задача построения рисунка фигуры человека в значительной мере облегчается применением схематических вспомогательных линий и точек. Вновь следует отметить, что это особенно важно в начальной стадии построения рисунка, когда решаются задачи «постановки» фигуры, определения ее основных пропорций и характера движения.
Опорными точками построения рисунка фигуры человека являются: точка яремной впадины, точка на мечевидном отростке грудины, точка на лобковом сращении, две парные точки (правая и левая) на передневерхних остях подвздошных костей, две точки па акромеальных отростках ключиц, две точки на вертелах бедренных костей, парные точки на сочленениях конечностей.
Соединяя парные точки вспомогательными линиями, можно получить членение фигуры по вертикали: от плечевого пояса до таза, от таза до коленных суставов, от коленных суставов до голеностопных суставов. Таким же образом определяется направление наклона плечевого пояса и таза.
Очень важной вспомогательной линией при построении рисунка фигуры человека является так называемая средняя линия, или «белая линия», фигуры человека. Она проходит от яремной впадины по грудной кости к пупку, далее к лобковому сочленению и затем вниз по внутреннему краю опорной ноги. Правильное определение характера изгиба этой линии в сочетании с направлением плечевого пояса и таза поможет в передаче движения фигуры.
При выполнении рисунка фигуры сзади следует обратить особое внимание на линию позвоночника. Она характеризует изгиб спины от первого шейного позвонка вниз и назад до выступающего седьмого позвонка. Затем крутым изгибом линия позвоночника идет вниз и вперед и, заканчиваясь в области крестца, вновь выгибается назад.
Метод схематизации включает в себя и такой прием выполнения рисунка, когда построение ведется «от точки». При этом избирается опорная точка, по отношению к которой и определяется положение других точек. В построении рисунка головы таким опорным пунктом принято считать переносицу. При изображении фигуры человека эту роль выполняет лобковое сочленение, яремная впадина, пятка опорной ноги и некоторые другие точки.
Итак, мы рассмотрели ряд схематических приемов построения рисунка. Однако проблема схематизации изображения этим не исчерпывается. Мы можем рекомендовать студентам и самостоятельные поиски различных схем построения изображения. Например, при выполнении рисунка фигуры человека в сильном движении можно применять схему линейного изображения основных частей тела (позвоночника, нижних и верхних конечностей). С помощью таких линейных схем легче уловить характер движения а затем и правильно построить рисунок скелета, мышц, одежды.
Таким образом, всякое рациональное упрощение рисунка помогает дальнейшему правильному ходу работы.