В чем же заключается проблема формы в учебном рисунке?
Во-первых, в том, чтобы научиться видеть и понимать особенности формы (как части пространства) и, во-вторых, научиться изображать эту трехмерную форму на двухмерной плоскости листа бумаги.
В первом случае необходимо выработать в себе умение методически последовательно и целенаправленно наблюдать ‑ выделять главное, понимать характерные особенности и закономерности строения формы. Трудность в овладении этими навыками заключается в том, что внешний вид формы предмета, его фактура, цвет, мелкие детали отвлекают, мешают видеть конструктивные особенности строения формы. Кроме того, человек по-разному воспринимает объемный предмет и рисунок на плоскости.
Во втором случае овладение навыками построения трехмерной объемной формы на двухмерной плоскости листа бумаги, связано с изображением иллюзии объема, изучением закономерностей перспективы и теории теней. Кроме того, здесь необходимо усвоить методическую последовательность выполнения рисунка и приобрести технические навыки.
Умение видеть и понимать особенности строения формы. Способность видеть присуща всем. Однако каждый человек, наблюдая окружающую действительность, отмечает различные ее аспекты. Начинающий художник, как правило, сосредоточивает свое внимание на поверхности предмета, что приводит его к пассивному срисовыванию всего того, что видит глаз.
Анализ формы натуры ‑ это лишь часть затронутой нами проблемы. Основная же трудность в решении этой проблемы заключается в изображении формы на плоскости.
Изображение трехмерной объемной формы на двухмерной плоскости листа бумаги. Основная сложность здесь заключается в том, что процессы восприятия предмета и восприятия рисунка протекают различно. В реальной действительности образ предмета у человека складывается из конкретных признаков: предмет трехмерен, он занимает определенное место в пространстве, характер его формы определяется теми поверхностями, которые его замыкают в пространстве. Предмет можно обойти кругом, пощупать руками; его поверхность имеет определенную фактуру и цвет.
В рисунке предмета, как такового, нет, его образ складывается из линий и пятен – создается иллюзия объема предмета. На двухмерной плоскости листа бумаги видна лишь проекция формы предмета. Начинающий рисовальщик не задумывается над этим и поэтому не знает, как изобразить трехмерную форму на двухмерной плоскости листа Линий в природе нет, а есть граница формы. В пространстве форма ограничивается поверхностями, а в рисунке ее граница передается линией. Таким образом, линия в рисунке показывает нам спроецированный на плоскости вид ограниченного пространства.
Сила света, полутени и тени на предметах в действительности в несколько раз сильнее, чем те, которые мы видим в рисунке. Все эти различия человеческий глаз хорошо улавливает, поэтому предмет и его изображение воспринимаются по-разному.
Различен у человека и психологический процесс восприятия предмета и рисунка. Реальный предмет человек воспринимает очень активно, эмоционально. Рисунок же воспринимается не так живо. Это относится не только к людям, но и к животным и птицам. Насколько велика разница между восприятием реального предмета и его изображения в рисунке, можно проследить на следующих примерах.
Возникает проблема и перед педагогом — как согласовать эти две формы восприятия предмета и рисунка, как научить студента заменять одну форму восприятия другой. Ведь когда человек рисует с натуры, он стремится достигнуть подобия, соответствия, сходства. Он беспрерывно бросает взгляд то на натуру, то на свой рисунок и поэтому все время должен резко менять свой психологический настрой. Все это быстро утомляет начинающего рисовальщика, он перестает активно наблюдать и переходит к пассивному копированию натуры. Следовательно, перед педагогом стоит задача научить рисовальщика одновременно решать две задачи — правильно видеть и понимать закономерности строения натуры и методически последовательно строить изображение на плоскости по всем правилам и законам перспективы. П. П. Чистяков писал: «Строгое, полное рисование требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, так, как он кажется глазу нашему и, во-вторых, как он существует. Следовательно, в первом случае нужен даровитый глаз, а во втором — знание предмета и законов, по которым он кажется таким».
Отсюда вытекает еще один аспект проблемы формы в учебном рисунке — перспективное изображение формы на плоскости и развитие проекционного видения.
Как уже отмечалось, предмет должен быть изображен таким, каков он есть, а это требует знания особенностей строения формы, умения видеть и понимать ее конструктивную основу. Этот аналитический этап работы рисовальщика мы уже рассмотрели на примере рисования куба и головы. Полученное представление о форме предмета должно найти отражение в рисунке. Здесь рисовальщик сталкивается еще с одной трудностью: оперируя формами реальной действительности, он имел дело с пространством, а теперь ему нужно на плоскости дать лишь иллюзию пространства. Иначе говоря, он должен перевести язык реальных форм на язык линий и пятен. Для этого рисовальщику нужно как бы спроецировать каждую точку формы предмета на плоскость и получить проекцию данной формы.
Сверяя полученное изображение с натурой, рисовальщику уже нужно не просто рассматривать форму предмета в реальном пространстве, как он наблюдал ее до этого, а увидеть форму предмета в проекции, т. е. так, как он ее только что видел в рисунке. Здесь перед начинающим рисовальщиком встает новая задача — научиться видеть натуру в проекционных отношениях, т. е. увидеть и понять явления перспективы, отметить наиболее характерные особенности перспективного вида натуры, а затем внести исправления в свой рисунок. Увидеть фронтальный, проекционный образ предмета — дело довольно трудное для начинающего рисовальщика. На первых порах ему на помощь приходит широко распространенный среди художников прием настройки глаз на фронтализацию образа — прищуривание глаз.
Плоскостное видение является весьма ограниченным, оно не может дать полного представления о форме предмета, а следовательно, помочь в его реалистическом изображении. Кроме того, глаз человека не может долго сохранять фронтальный образ предмета. Психолог Н. Н. Волков, основываясь на результатах экспериментальных исследований, писал: «...фронтализация образа удается не всегда и удается лишь на мгновение. Такой образ очень трудно удержать. Ощущения глубины снова и снова оживают, и фронтальный плоский образ постепенно соскальзывает к полному трехмерному образу».
Чтобы дать полноценное изображение формы предмета, рисовальщику необходимо научиться совмещать и согласовывать восприятие проекционных отношений с восприятием объемной формы предмета. Это необходимо как при анализе формы натуры, так и при построении рисунка на плоскости.
Строя изображение на плоскости, рисовальщик, естественно, основывается на восприятии проекционных отношений. Но в тот момент, когда ему нужно будет дать убедительный реалистический образ предмета, он должен за точными проекционными (перспективными) отношениями увидеть точную объемную форму предмета. В этом случае художник должен отказаться от привычного отношения к листу бумаги как к плоскости и представить его как «окно в пространство», в котором надо построить объемную форму предмета средствами линий и тона. Этим «окном», или, как говорил Чистяков, «посредником» между натурой и рисующим, служит воображаемая картинная плоскость. Она поможет начинающему увидеть перспективный (проекционный) вид формы предметов, точно установить линию горизонта (уровень зрения).
Рассмотрим такой пример: мы рисуем вид из окна. Оконная рама является в данном случае картинной плоскостью. Она и будет «посредником» между художником и натурой. Мы устанавливаем линию горизонта и намечаем ее на своем рисунке. Хотя изображения еще нет, мы интуитивно чувствуем, что взяли ее очень высоко. Как же проверить себя? Вот здесь нам и поможет «посредник» — оконная рама. Линия горизонта должна находиться на уровне наших глаз, следовательно, перспективное изображение пейзажа должно целиком и полностью зависеть от линии горизонта. Если мы поднимем линию горизонта, то и весь пейзаж должен приподняться; если мы опустим линию горизонта, то перспективный вид пейзажа должен также опуститься. Проверяем это положение на практике. Смотрим одновременно на переплетения оконной рамы и на вид за окном. Начинаем приподниматься и видим, что по отношению к оконной раме вместе с нами как бы поднимается и вид за окном. Начинаем опускаться, и вместе с нами опускается и вид за окном. Этот вид ограничен оконной рамой, которая, как мы договорились, является картинной плоскостью. Значит, можно на оконной раме точно отметить уровень наших глаз и по этой отметке установить горизонт за окном.
Чувство формы, уменье видеть и передавать ее надо развить учащемуся до того, чтобы оно из сознания, как говорят, „перешло в концы пальцев”, т. е. при изображении формы на плоскости рисующий должен ощущать ее так же, как скульптор, который лепит форму из глины или вырубает ее из камня» ’.
Затем нужно обратить внимание на формообразование основных мышечных групп и их связь. Здесь с особой тщательностью надо проработать формообразование узловых мест соединения костных суставов, мышечных пучков и сухожилий. Такими местами являются: плечевой пояс (переход форм мышц шеи к плечевому поясу и связь верхних конечностей с плечевым поясом), локтевой сустав, связь форм кисти руки с предплечьем, тазобедренный и коленный суставы, переход от большой и малой берцовых костей к ступне.Проблема формы в учебном рисунке решается не только аналитическими задачами, большая роль здесь принадлежит и технике выполнения работы.
Таким образом, при рисовании нужно руководствоваться живым восприятием натуры, понимать закономерности строения изображаемой формы, особенности ее конструкции и уметь передать все это в рисунке.
Наблюдательная перспектива
При обучении рисованию с натуры, по памяти и по представлению необходимо знать теоретические основы построения реалистических изображений.
Окружающую действительность художники изображают в соответствии с тем, как выглядят предметы с избранной точки зрения. Чтобы избежать ошибок в рисунках, необходимо опираться на непосредственное наблюдение натуры и использовать свои знания из области перспективы, анатомии, теории теней.
Величина и форма предметов зрительно изменяются в зависимости от степени их удаленности и различного положения по отношению к точке зрения рисующего. Одинаковые по размерам постройки мы видим на близком расстоянии крупными, а вдали — маленькими; стены их кажутся нам не прямоугольными, а имеющими вид трапеций. Видимые в случайных поворотах окружности кажутся эллипсами, прямые углы — острыми или тупыми, горизонтальные линии — вертикальными или наклонными, параллельные прямые зрительно сходятся в одной точке.
Эти кажущиеся изменения натуры необходимо учитывать рисующему, строя изображение в соответствии с законами линейной перспективы. Чтобы уметь передавать окружающую действительность в реалистических рисунках, необходимо изучать также воздушную перспективу
Наиболее часто применяемые перспективные закономерности, необходимые для выполнения учебных заданий по рисунку. В то же время студентам нужно усвоить некоторые распространенные в художественной практике положения и широко применяющуюся терминологию.
Картинная плоскость. При взгляде из комнаты в окно мы видим большое пространство с домами, деревьями и многими другими объектами, расположенными на разном удалении. Если обвести тушью их очертания па оконном стекле, то мы получим контурное изображение предметов, расположенных в пространстве. В этом случае стекло будет так называемой картинной плоскостью. Глядя на натурную постановку, наблюдатель как бы представляет перед собой воображаемую картинную плоскость, на которой предметы видны так, как их следует изобразить на бумаге или полотне. Предметная плоскость. Горизонтальную плоскость земли, пола или стола, на которой находятся изображаемые объекты, принято называть предметной плоскостью.
Пересечение вертикальной картинной плоскости с горизонтальной предметной называют основанием картинной плоскости. Художник не изображает на листе бумаги землю или пол, начиная от своих ног,— место у нижнего края рисунка находится на некотором удалении от него и соответствует основанию картинной плоскости. Это следует учитывать потому, что художник изображает только те предметы, которые он может охватить одновременно одним взглядом. Расстояние от глаза рисующего до изображаемых объектов желательно иметь не менее троекратной величины их наибольших измерений.
Конус зрения и точка зрения. Глаз художника соединен с каждой точкой наблюдаемых объектов лучами зрения. Множество лучей зрения образуют конус зрения, вершина которого находится в глазу наблюдателя. Пересечение лучей зрения с воображаемой картинной плоскостью (или с приведенным выше примером вертикально поставленного стекла) показывает натуру так, как ее воспринимает наблюдатель. При этом существует поле ясного видения, где объекты видны наиболее четко.
Это определяется тем, что конус ясного видения у человека имеет угол между крайними образующими лучами зрения, равный примерно 28°.
В середине конуса зрения проходит луч, перпендикулярный к картинной плоскости, который называют главным или центральным лучом зрения. Положение центрального луча зрения соответствует тому, с какой высоты смотрит наблюдатель. В зависимости от этого центральный луч пересекает картинную плоскость на определенной высоте (в точке Р). Точка Р в картине находится на линии горизонта. В этой точке зрительно сходятся все перспективные изображения удаляющихся прямых линий, перпендикулярных к картинной плоскости.
Если мы представим себе в пространстве множество вертикальных плоскостей, перпендикулярных к картинной, то та из них, которая пройдет через главный луч зрения, будет видна как вертикальная прямая, называемая главным перпендикуляром. Вертикальные плоскости, находящиеся правее главного перпендикуляра, будут видны слева, а находящиеся левее его — справа. Намеченные на этих плоскостях горизонтальные линии будут направлены к главному перпендикуляру и к горизонту, т. е. к точке Р, которая находится одновременно и на главном перпендикуляре, и на горизонте.
Обычно художник помещает точку Р и главный перпендикуляр на одинаковом расстоянии от боковых сторон листа бумаги или холста. В некоторых случаях композиция бывает построена так, что с одной стороны она как бы срезана. В этом случае главный перпендикуляр находится ближе к одному из боковых краев. Такие композиции получили название фрагментарных.
В теории перспективы принято говорить об одной точке зрения как о том месте, с которого художник изображает натуру. Однако вследствие наличия у людей бинокулярного зрения восприятие натуры левым и правым глазами в отдельности не вполне совпадает. Это легко заметить, если посмотреть на близко расположенный небольшой предмет сначала одним глазом, а затем другим. В то же время при рассматривании удаленных объектов, попеременно закрывая правый и левый глаз, наблюдатель не ощутит заметного различия в зрительном восприятии натуры. Происходит это потому, что расстояние между зрачками равно всего лишь шести сантиметрам, тогда как натура находится на гораздо большем удалении. Кроме того, следует учитывать, что человек смотрит на предмет одновременно двумя глазами, и при этом в его сознании возникает не два, а один зрительный образ.
Начиная рисунок, прежде всего определяют соотношение высоты и ширины натуры, после чего переходят к установлению размеров всех ее частей. На близком расстоянии художник не может целиком увидеть изображаемые объекты, для чего он должен отойти от них. Установлено, что для получения изображения с наименьшими перспективными искажениями надо избрать такую точку зрения, чтобы расстояние до ближайших частей натуры соответствовало примерно трем величинам ее наибольшего измерения. На близком расстоянии можно рисовать только часть натуры. При очень большом удалении художника от натуры будет мало восприниматься объемность изображаемых предметов, а детали плохо просматриваются. Во время работы нельзя допускать изменения точки зрения, так как в этом случае нарушится все перспективное построение рисунка.
При рисовании необходимо ясно представлять себе пространственное размещение предметов и трехмерность их конструктивного построения, так как иначе изображение будет плоскостным.
После выбора точки зрения на рисунке намечается линия горизонта, которая образуется от пересечения плоскости горизонта с картинной плоскостью.
Положение линии горизонта определяется не только ростом человека, по и тем, на какой высоте он находится. Поэтому принято говорить о высоком и низком горизонте. При подъеме на гору горизонт повышается; если же сесть или лечь на землю в поле, то соответственно опустится и горизонт. При взгляде с горы открываются широкие просторы, и отделяющая небо от земли линия горизонта отдаляется на много километров, тогда как для лежащего на равнине человека она максимально приближена.
На берегу моря или в степи мы видим линию горизонта. В тех же случаях, когда она частично заслонена или совсем не видна (например, в закрытых помещениях), перед началом работы надо обязательно определить линию горизонта, так как от ее положения зависит все перспективное построение рисунка. Это легко сделать, держа перед собой на высоте глаз книгу или линейку в горизонтальном положении. При этом их верхняя плоскость должна быть видна как прямая линия. Определив линию горизонта, художник должен запомнить, на какой высоте она зрительно перерезает натуру.
На картине линию горизонта можно наметить на любой высоте. Это зависит от включения в композицию таких частей изображения, которые находятся выше или ниже глаз рисующего.
Рисовальщик выбирает высокое положение линии горизонта в пейзаже или в натюрморте в том случае, если он хочет направить внимание зрителя на объекты, которые расположены на втором плане. Если горизонт намечен на картине очень высоко, то зритель видит изображенную натуру как бы с высоты.
Когда линия горизонта намечена низко, то мелкие изображения удаленных в глубину фигур будут как бы чередоваться с более г крупными на переднем плане.
При работе над пейзажем художники избегают проводить линию горизонта точно на середине холста или листа бумаги, так как это затрудняет нахождение удачного композиционного решения, зрительно «раскалывая» изображение натуры. В некоторых случаях по композиционным соображениям горизонт намечают почти у основания картинной плоскости, строя так называемую «лягушачью перспективу». При этом дальние планы видны узкой полосой, а фигуры первого плана монументально возвышаются на фоне неба.
На портретах работы мастеров живописи с гладкими фонами можно определить уровень линии горизонта. Для этого надо мысленно провести несколько вспомогательных линий через симметричные парные характерные точки построения головы и фигуры, имеющие точку схода на горизонте (например, при рисовании фигуры человека без наклона их проводят через уголки глаз, рта, через крылья носа, плечевые суставы и т. д.). Чаще всего в портретах горизонт находится на уровне грудной клетки, т. е. художник смотрел на натуру несколько снизу Перспектива линий. Линии, которые в натуре расположены параллельно картине, называются фронтальными. На рисунке они имеют такие же направления, как и в натуре, независимо от того вблизи или вдали они находятся. Все фронтальные линии, в каком бы положении они ни находились, точек схода не имеют.
Линии, которые имеют направления в глубину картины, могут быть перпендикулярны к картинной плоскости, иметь по отношению к ней угол в 45° или быть расположенными под случайными углами. Предмет кажется нам уменьшающимся по мере удаления от глаза, а параллельные линии, направленные вглубь, кажутся сближающимися в точке схода (рис. 29). Точки схода для удаляющихся параллельных горизонтальных линий находятся на линии горизонта. Те из них, которые перпендикулярны к картинной плоскости, сходятся в центральной точке схода Р.
У многих удаляющихся параллельных линий точки схода могут быть далеко за пределами картины. Чтобы определить точку схода для этих линий, следует продолжить их направления до пересечения с линией горизонта. В крупных работах проверить правильность схождения удаляющихся прямых можно, натягивая нитку, укрепленную одним концом в точке схода, в нужных направлениях. При этом углем или карандашом прорисовывают линии перспективного построения.
Удаляющиеся наклонные параллельные линии имеют точки схода ниже или выше горизонта. Чем больше угол их наклона, тем дальше от линии горизонта расположена точка схода. Учитывают это при рисовании, например, лестницы или границы поднимающейся в гору дороги. Точки схода находящихся выше линий горизонта наклонных параллельных линий называют воздушными, а находящихся ниже горизонта — земными.
С обеих сторон от центральной точки Р на линии горизонта находятся так называемые точки отдаления D1 и D2. Отрёзок прямой от точки Р до точки отдаления соответствует расстоянию от глаза рисующего до картины. В точках D1 и D2 сходятся все перспективные изображения горизонтальных прямых, направленных под углом 45° к
картинной плоскости. Точки отдаления всегда берут за пределами картины, так как иначе в рисунке будут заметны резкие перспективные искажения форм.
Перспектива плоскостей. Горизонтальные плоскости, находящиеся выше центральной точки Р и линии горизонта, на картине изображаются видимыми снизу, а помещающиеся ниже ее — видимыми сверху.
Уже в самых первых учебных заданиях по рисованию натюрмортов студентам приходится строить перспективу прямоугольных предметов и цилиндров. Поэтому необходимо внимательно разобрать правила их изображения.
Когда две стороны горизонтально лежащего квадрата мы видим во фронтальном положении, то две другие направлены к центральной точке Р. Рисунок квадрата в этом случае имеет вид трапеции При изображении горизонтально лежащего квадрата, стороны которого направлены к точкам отдаления, одна из диагоналей имеет горизонтальное положение, а другая направлена к точке Р. Оба указанных примера широко распространены при рисовании паркетов в интерьерах, когда перспектива строится во фронтальном положении. В перспективных сокращениях окружности имеют вид эллипсов, малые оси которых по мере приближения к горизонту все более укорачиваются. На линии горизонта окружности (так же как квадраты и другие плоские фигуры) имеют вид одной линии. Перспективу квадрата приходится рисовать также в тех случаях, когда необходимо изобразить в перспективном сокращении окружности большого размера. Это делается по вспомогательным точкам, которые намечаются на двух диагоналях описанного квадрата, а также на серединах его сторон. По этим восьми вспомогательным точкам эллипсы на рисунках проводят от руки, а в крупных росписях и больших картинах художники часто строят их с применением чертежных инструментов .
Перспектива объемных форм. У находящихся ниже горизонта предметов на рисунке изображают их верхние стороны, а у помещенных выше горизонта видны нижние поверхности. Если вертикально стоящие высокие объекты находятся на плоскости земли или пола комнаты, то линия горизонта будет как бы перерезать их на одном уровне.
Чтобы удалить на рисунке в глубину какой-либо стоящий на плоскости земли и равный по высоте уровню горизонта объект, его надо уменьшить по высоте снизу, приближая основание к линии горизонта. Если необходимо уменьшить высоту этого объекта, то изображение укорачивается сверху, однако расстояние от точки его основания до линии горизонта остается без изменения. Понятно, что при этих изменениях на рисунке необходимо соответственно соблюдать пропорциональность всех частей объекта.
Когда надо нарисовать стоящий на горизонной плоскости куб или другой предмет с горизонтальными ребрами, который виден под углом, то обе точки схода его граней находятся по сторонам от центральной точки Р. Если боковые стороны куба видны в одинаковых перспективных сокращениях, то их верхние и нижние ребра направлены за пределы картины в точки удаления F1 и F2. При фронтальном положении у куба, находящегося на уровне горизонта, видна только одна его боковая сторона, имеющая вид квадрата. Тогда удаляющиеся в глубину ребра направлены в центральную точку схода.
Зеркальные отражения. Иногда на картинах мы видим изображения зеркал. Значительно чаще художники пишут отражения предметов в воде при работе над пейзажами. Зеркальные отражения могут быть также видны на полированных, глянцевых и некоторых других гладких поверхностях. Это объясняется тем, что от шероховатых поверхностей лучи отражаются под разными углами, а в зеркальных отражениях они имеют одинаковые направления. Чем глаже зеркальная поверхность, тем более четкими будут отражения в ней.
Отражения симметричны самим предметам, по отношению к ним видны в перевернутом виде. Оси симметрии при этом находятся на отражающей плоскости.
Если зеркало положить на стол и держать над ним какой-либо предмет, то отражения от находящихся на нем точек будут видны внизу на перпендикулярных направлениях. При этом высота предмета над зеркалом соответствует удаленности отражения в глубину. По отношению к поверхности зеркала, на которой и находится ось симметрии, все, что видно в отражении, расположено в соответствии Изображая гладь озера или реки, надо помнить, что деревья, постройки и другие объекты в отражениях рисуют в перевернутом виде. Кроме того, их изображают так, как они выглядят при наблюдении со стороны уровня плоскости воды. Таким образом, в отражениях леса можно увидеть расположение тех ветвей у стволов, которые на берегу иногда нельзя наблюдать с данного места, так как они скрыты от глаз наблюдателя густой листвой. На рисунке 38 мы видим у навеса — «гриба» — и скамейки верхние стороны, а в их отражениях — нижние.
При построении отражения в воде пользуются точками, которые находят на продолжениях перпендикуляров, опущенных от характерных выступов форм к поверхности воды и далее. Отражение каждой из этих точек находится на таком расстоянии ниже поверхности воды, на какое она отстоит в натуре над водой.
Вертикальные линии в отражениях имеют вертикальные положения, а горизонтальные фронтальные линии — горизонтальные. Горизонтальные прямые линии, расположенные под углом к картинной плоскости, и их отражения имеют общую точку схода. Чтобы построить отражение прямой линии, достаточно найти отражения ее крайних точек и соединить их.
Отражения наклонных линий выглядят длиннее в тех случаях, когда у самого предмета эти линии возвышаются в сторону зрителя. Соответственно отражения наклонных линий выглядят короче, если в натуре они снижаются в сторону зрителя. Для тренировки рекомендуем положить на стол зеркало и, прикладывая к нему карандаш в разных наклонах, изучить характерные особенности его отражения.
Если необходимо нарисовать отражения окружности или кривых линий различных начертаний, то сначала намечают отражения характерных точек, которые затем соединяются от руки.
Иногда мы видим отражения в воде таких предметов, которые в это время заслонены от зрителя ближе расположенными объектами. Точки а\ ei с\ в этом рисунке находятся на вертикальных линиях, которые получились бы, если срыть берег до места переднего фасада избы. Тогда отрезки аа\=а\й2‘, вв\ = в\в2\ СС\ ~С\С2, т. е. высота отражений по вертикали, будут соответствовать высоте избы и берега. Часть отражения избы скрыта отражением выступающего берега, вот почему видна только верхняя часть стен. Точка d на линии горизонта является точкой схода направлений края крыши и ее отражения. На рисунке также видны отражения тех изб и сараев, которые в натуре заслонены от зрителя листвой первопланного дерева.
Если нужно на рисунке пейзажа изобразить отражение дерева, находящегося на некотором удалении от воды, то надо представить себе берег как бы срытым и поверхность водной глади продолжающейся до того места, где растет дерево. При этом следует на глаз определить, насколько основание дерева возвышается над уровнем воды. От уровня воды размечают на рисунке отражение, откладывая вниз величины, равные возвышению над уровнем отражающегося дерева. В действительности берег заслоняет часть отражения, поэтому на рисунке будет видна только верхушка дерева.
Однородные по очертаниям и находящиеся на одной высоте облака кажутся уменьшающимися по мере удаления к горизонту, так же как и их отражения в большом водоеме. Промежутки между облаками также уменьшаются, а ближе к горизонту облака могут частично прикрывать верхние части более далеких облаков. Учитывая то, что эти облака находятся на очень далеком расстоянии, их отражения изображают, откладывая от горизонта вниз величины, равные отрезкам от них до линии горизонта.
Редко можно наблюдать на море или реке вполне ровную поверхность воды. Даже в спокойной водной глади имеются мало заметные для глаза колебания, из-за которых зеркальные отражения получаются нечеткими. При легких дуновениях ветра на воде образуется мелкая рябь, поэтому лучи отражаются в разных направлениях. Вместо цельных отражений предметов образуются дробные горизонтальные блики, сливающиеся местами в прерывающуюся полосу. Объясняется это тем, что вместо одного отражения всего объекта на волнах получается множество маленьких его кусочков, перемежающихся теми вертикальными всплескам воды, на которых не будет отражений данного объекта. Дробные отражения мы видим более вытянутыми по вертикалям, чем образующие их предметы. Примером может служить дорожка лунного света на поверхности водоема с небольшими волнами.
Следует помнить, что на рисунках предметы изображаются трехмерно, а в отражениях надо подчеркнуть горизонтальную плоскость воды или зеркала. Даже в очень хорошем зеркале отражаются не все лучи, поэтому границы изображения менее четки, а тональности более сближены.