Развитие восприятия и наблюдательности у детей.
В первые же месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители, начинают развиваться восприятия. Развитие восприятий тесно связано с развитием ощущений и происходит на их основе. Однако развитие восприятий нельзя свести к развитию отдельных ощущений. Восприятие как форма отражения возникает и развивается в результате воздействия комплексных раздражителей.
Вычленение, дифференцировка комплексных воздействий раздражителей в первые годы жизни очень несовершенна. Причиной этому служит то, что у детей процессы возбуждения превалируют над процессом торможения. С другой стороны, неустойчивость обоих процессов ведет к неточности и непостоянству дифференцировок. Детей привлекает то, что ярко, броско, необычно. Как правило, наблюдение за движущимися, блестящими, необычными объектами сопровождается удивлением, восторгом, радостью, в дошкольном возрасте — нередко и испугом.
Неумение дошкольника детально охарактеризовать воспринимаемое ярко проявляется в рисовании. Изображая лишь контуры, внешнее очертание объектов (дома, человек, дерево, самолет и т. п.), ребенок часто опускает в рисунке важные, существенные части, детали, в результате чего изображение получается нечетким, не конкретным, по рисунку становится трудно определить, что ребенок хотел изобразить. В этом возрасте ребенок еще не умеет связать отдельные части, предметы, явления наблюдаемого. Так, начиная рисовать дом и проведя две-три линии, ребенок заявляет, что он нарисовал кошку, и через 5 минут рисования сообщает — «какой красивый у меня самолет». Эта легкость смены темы рисования, разночтения в линиях своего рисунка, объясняемые отсутствием конкретности, неумением целенаправленно, детально воспринимать, наблюдается и в пересказе ребенка прочитанного взрослым, в выполнении самых различных действий.
Ребенок уже в шестимесячном возрасте тянет руки к новому, яркому предмету и, завладев им, начинает исследовать его возможности. Постепенно действия ребенка с предметами способствуют выделению отдельных свойств и качеств этих предметов, познанию его в целом. Точно так же непосредственно реагируют школьники начальных классов на новые объекты, принесённые учителем. Достаточно преподавателю поставить в I классе в качестве натурной постановки яркое, красочное яблоко, как поднимется лес рук и учащиеся будут выпрашивать у учителя разрешение потрогать яблоко рукой. И несмотря на строгое предупреждение, руки ребят, сидящих близко от яблока, невольно потянутся к нему. Такое же желание наблюдается у детей и при рисовании елочных игрушек, игрушечных машин, ярко расписанных ваз, подносов.
Восприятия дошкольников и младших школьников характеризуются ярким эмоциональным отношением к воспринимаемому и малой детализированностью наблюдаемого. Особенностью восприятия детей является и то, что оно почти всегда связано с действиями и носит действенный характер.
Если ребенку даже 3-5 лет демонстрировать картинки, содержание которых ему близко и понятно, то ребенок не просто перечислит изображенные предметы, а укажет на связь между ними, расскажет о всем событии в целом, построит рассказ. Можно также наблюдать, что несколько детей одного возраста по-разному воспроизведут содержание картинки — одни более полно, ярко, эмоционально, другие менее полно, менее ярко. Все это убедительно свидетельствует о том, что особенности детского восприятия, уровень его развития объясняются не возрастом, а ограниченностью детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в жизненном опыте ребенка, и обусловливаются уровнем, содержанием воспитания и обучения. Об этом свидетельствуют и исследования многих психологов (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др.).
В развитии восприятия дошкольников и младших школьников большое значение имеет игра. В процессе игры дети так или иначе бывают связаны со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, фактурой), они производят с ними различные действия — все это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных анализаторов.
Важное значение для развития восприятия детей приобретают занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием. В процессе рисования и лепки дети учатся передавать контуры, форму; конструктивное строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Собирая технические конструкции, дети знакомятся с устройством, принципом работы той или иной машины, конструкции. Процесс рисования, лепки, конструирования обусловливает самостоятельную постановку ребенком задач наблюдения, требует внимательного и организованного наблюдения объекта действия и непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа, рисунка, по которому собирается конструкция). Эти занятия уже в дошкольном возрасте становятся эффективным средством развития восприятий у детей, определяют организованность и управляемость ребенком процесса восприятия. Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать и обобщать развиваются восприятие, наблюдательность ребенка, изменяется их содержание — они становятся более полными, обогащенными деталями, целенаправленными. Частое применение умения видеть и слышать, сравнивать, обобщать воспринятое совершенствует наблюдения ребенка, формирует у него наблюдательность.
С начала обучения в школе восприятие детей приобретает новое качественное содержание — оно становится более сложным и целенаправленным. Четкая организация уроков, внеклассные занятия, экскурсии, широкое использование наглядных пособий, проведение простейших опытов — все это содействует осмысленности, обобщенности, дифференциации восприятия. Все большее значение в формировании знаний, в накоплении наблюдений, организации восприятия имеет слово учителя. Слово «с первого года обучения приобретает значение ведущего регулятора деятельности. Однако слово должно быть подкрепляемо наглядно-действенными средствами обучения. Посредством усвоения сведений и правил постепенно расширяется кругозор детей и обеспечивается развитие их логического мышления, понимание общих, связей, существующих между изучаемыми явлениями, фактами, правилами, соединение жизненного опыта и знаний ребенка в единую систему» (6, 251).
Таким образом, с помощью целенаправленного обучения, использования разнообразных методов, приемов можно значительно продвинуть развитие восприятия школьников. И можно считать необоснованным утверждение, бытующее в среде отдельных преподавателей рисования, которые считают, что в детских садах и в начальных классах детям недоступно рисование с натуры в силу возрастных особенностей детского восприятия. Выступая против этого утверждения и подчеркивая роль активного обучения в развитии восприятия, А.А. Люблинская пишет: «Многочисленные исследования... проведенные в детских садах И в I-IV классах школы, убедительно показывают, что пресловутая «недоступность» детям рисования с натуры,- их ошибки в воспроизведении формы предметов объясняются отнюдь не возрастными, природными особенностями детского восприятия, но исключительно тем характером обучения, который часто не обеспечивает умения видеть и анализировать то, на что смотрят глаза ребенка и что осязают его пальцы».
Так, постепенно, с годами роста, уточнения характера восприятия, делается более точным и адекватным изображение детьми окружающих предметов. Более точная и грамотная передача в рисунках детей действительности нисколько не отражается на непосредственности цветового решения детских работ, обычно очень ярких и эмоциональных. Наоборот, изучение основ изобразительной грамоты позволяет ребенку более точно увидеть оттенки цветов, их гармонию, колористическое единство и передать все это в своих рисунках. Однако наблюдательность сформируется только в том случае, если предварительные наблюдения будут отличаться высокой эффективностью. Эффективность проведения наблюдения, эффективность организации процесса рассматривания требует соблюдения некоторых условий. Первое условие — в начале процесса зрительного восприятия должна быть четко и конкретно поставлена задача — что и зачем наблюдать.
Следующие условия для правильной организации наблюдения — это систематичность и планомерность. Перед тем как наблюдать, необходимо составить подробный план наблюдения. Каждый из изображаемых предметов учащийся, например, должен изучить всесторонне и главным образом с точки зрения задач грамотного изображения натуры (рис. 67).
План предусматривает как конечные цели и задачи, стоящие перед изучением конкретного предмета или группы предметов, так и ряд более ярких, частных задач. Подобное соблюдение планомерности в процессе изучения объектов изображения облегчает изучение этих объектов, систематизирует новые понятия, полученные при зрительном восприятии.
Особое значение имеет активность наблюдения. Активность наблюдения может проявляться в двух факторах:
1) в мыслительной деятельности (особенно широкое участие при наблюдении принимает сравнение, анализ и синтез);
2) в двигательной деятельности наблюдателя.
Свойства и качества предметов лучше познаются, если человек непосредственно оперирует ими. Поэтому не удивительно, что, знакомясь с тем или иным предметом, хочется не только рассмотреть его зрительно, но и взять в руки, повертеть его, ощупать. Не меньшую роль играет отношение наблюдателя к наблюдению. Необходимо осознавать значение наблюдений, ответственность за их результаты. Серьезное, деловое и ответственное отношение к наблюдению обусловливает длительность, устойчивость наблюдения, что ведет к повышению качества, успеха этого процесса.
В процессе обучения дети целенаправленно учатся «умению» воспринимать —слушать, смотреть, выделять главное, существенное, учатся связывать предметы, явления по смыслу.
Вопросы
1. Что отличает восприятие от ощущений?
2. Приведите примеры целостности, осмысленности, константности и избирательности восприятия учебного материала по изобразительному искусству.
3. Какие закономерности восприятия пространства вы знаете?
4. Что такое апперцепция? Подберите примеры апперцепции из области изобразительного искусства.
5. Почему И. М. Сеченов придавал большое значение контуру предметов? Раскройте роль контура в изобразительной деятельности.
ТЕМА № 6: ПРОБЛЕМА ФОРМЫ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ
ВОПРОСЫ:
1. Элементы формообразования. Общее понятие строения формы.
2. Наблюдательная перспектива.
3. Тональные отношения в рисунке.
1. Элементы формообразования. Общее понятие строения формы.
Проблема формы в учебном рисунке занимает одно из центральных мест. Прежде всего, остановимся на определении термина «форма». Под словом «форма» (от лат. forma) в изобразительном искусстве понимают наружный вид, внешнее очертание предмета. В изобразительном искусстве форма ‑ носитель информации, средство выявляющее отношения и взаимодействия элементов в картине (тоновые – контраст, цветовые, массы и т.д.).
Форму часто сопровождают такие выразительные средства как объем, фактура, цвет, линия, масса. Под термином «объем» понимается емкость геометрического тела, т. е. той части пространства, которая ограничена одной, или несколькими замкнутыми поверхностями. Емкость тела выражается числом заключенных в его объеме кубических единиц (например, емкость здания). Архитекторы, скульпторы под термином «объем» понимают массу, конфигурацию формы, например внешний вид здания, внутренний вид комнаты, скульптурную лепку формы, т. е. внешний вид пространства, ограниченного плоскостями. Изображая какой- либо предмет, мы, прежде всего, стараемся, как бы очертить пространство, которое он занимает, и тем самым выразить его форму.
Таким образом, в учебном рисунке понимание термина «форма» во многом, соответствует термину «объем», но в рисунке объем существует как иллюзия.
Итак, форма — это определенная объем пространства. Чтобы правильно изобразить форму, ее пространственную глубину, необходимо развивать восприятиепространственное мышление и воображение.