Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических и самостоятельных работ

по дисциплине »Шрифтовые работы в художественном оформлении» для студентов специальности 54.02.01 Дизайн

(по отраслям)

дневной формы обучения

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Составитель: Данилова Елена Валерьевна

Череповец 2017

Рассмотрено на заседании

МО спец.дисциплин и

производственного обучения

протокол №__ от «___»___2017г

Руководитель МК_______О.А. Лабуть

Рецензенты: Л.В.Павлова

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов.

Тема 1.2. Шаблоны и трафареты в шрифтовой работе.

Тема 1.3.Строение шрифта и основные его элементы.

Тема 1.4. Понятие «модуля и модульной сетки».

Тема 1.5.Модификации рубленого шрифта

Тема 1.6.Расчѐт текста. Заголовок, подзаголовок, цитата.

Тема 2.1.Академический шрифт.

Тема 2.2.Характер засечек на концевых элементов букв.

Тема 2.3.Разновидности декоративного шрифта.

Тема 2.4.Ленточные, теневые и объёмные буквы.

Тема 2.5 Буквица, виньетка, рамка в художественном оформлении.

Тема 2.6.Аппликативные шрифты.

Тема 2.7.Эмоционально – ассоциативный шрифт.

Тема 2.8.Каллиграфический шрифт.

Тема 2.9.Национальный шрифт.

Тема 2.10.Оформление пригласительного билета.

Тема 2.11.Шрифтовая композиция текста.

ВОПРСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

Пояснительная записка

Культура шрифта – неотъемлемая и важнейшая часть общей художественной культуры. Как показывают многочисленные исторические факты, искусство шрифта тесно связано с развитием стилей и направлений в архитектуре. Например, русская антиква – петровский гражданский шрифт был создан одновременно с утверждением на русской почве архитектурных и изобразительных принципов европейского барокко. Не случайно в конструктивистском гротеске упрощается пластика буквы и отбрасываются засечки, как раз тогда же, когда в конструктивистской архитектуре опора теряет энтазис и отбрасывает капитель и базу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- подготовить материалы и инструменты для шрифтовых работ;

- применять шрифты в зависимости от их особенностей и стиля;

- писать текст плакатным пером - строчные и прописные буквы;

- определять размеры букв, расстояние строк и текста;

- выполнить эскиз шрифтовой композиции (цитата, надпись, лозунг);

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- начертание различных видов шрифтов и технику их исполнения;

- строение шрифта и основные его элементы;

- разновидности декоративных шрифтов;

- понятие модуля и модульной сетки;

- индивидуальные особенности букв и цифр;

- равновесие оптических полей межбуквенных пробелов.

Настоящее пособие является дополнительным литературным источником по данному предмету и сдержит подробное писание содержания практических и самостоятельных работ, рекомендуемую последовательность действий, примеры выполняемых работ.

В истории мировой письменности имеется огромное количество шрифтов, отвечающих самым разнообразным требованиям, которые возникают в процессе создания рекламы, вывесок, памятных надписей, книг и различных документов. Особую группу составляют так называемые рисованные шрифты, отличающиеся индивидуальностью и богатым разнообразием форм. В графическом оформлении любого чертежа важное место занимает правильный выбор шрифта. Поэтому в архитектурной графике уделяется большое внимание подбору шрифтовой гарнитуры. Изменение архитектурного стиля или направления неизменно приведет к изменению шрифта. Вот, почему к надписям на архитектурных чертежах, предъявляют в соответствии с действующим учебным планом, в методических указаниях представлены варианты

Общие компетенции:

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности.

1. Профессиональные компетенции:



ПК.1.5 Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.
ПК.4.2 Планировать собственную деятельность.
П.К.4.3 Контролировать сроки и качество выполненных заданий.

Матрица соответствия компетенций темам практических и самостоятельных работ.

Темы ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 Ок9 ПК1.5 ПК.4.2 П.К.4.3
Тема 1.1                        
Практическое занятие «Различные варианты шрифтов. -3 часа. +                     +
Самостоятельная работа учащихся «Собрать различные варианты художественных шрифтов +                     +
Тема 1.2                        
Практическое занятие. Изготовление пяти видов шаблонов букв-2 часа.       +             +  
Самостоятельная работа. Начертить несложный трафарет и вырезать его. 2 часа.       +           + +  
Тема 1.3                        
Практическое занятие. Выполнение прописных и строчных букв-.2 часа +                     +
Сам. работа. Подготовка индивидуального доклада в виде реферата или презентации.2 часа       +       +        
Тема 1.4                        
Практическое занятие-Выполнение алфавита рубленого шрифта плакатным пером по модульной сетке.2 часа +                     +
Сам.раб.-написание букв, соблюдая равновесие оптических полей и межбуквенных пробелов.2 часа   +   +                
Тема 1.5                        
Выполнение буквы алфавита в различных модификациях рубленого шрифта-2 часа                   + +  
Сам. раб написание в альбоме текста рубленым шрифтом.-2 часа               +       +
Тема 1.6                        
Выполнение текста по модульной сетке, сохраняя единство шрифта.-2 часа. +                     +
Сам. рабта.-2 часа. Написать пословицу или поговорку.   +                 +  
Тема 2.1                        
Практическое задание. Написание текста к книжной выставке академическим шрифтом-2 часа.       +           +    
Сам. работа. Выполнить расчет текста по симметрии заголовка.-2 часа.     +               + +
Тема 2.2                        
Практическое занятие. Выполнение шрифта с засечками в нижней части букв.-2 часа. +                     +
Сам. работа. вырезать аппликативный шрифт с декоративными засечками.-2 часа.     +               +  
Тема 2.3                        
Практическое задание. Выполнение декоративного шрифта в круге, овале с соблюдением рисунка и пропорций . 2 часа.       +             +  
Сам. работа. Нарисовать декоративный шрифт из стилизованных форм. 2 часа.               +   +    
Тема 2.4                        
Практ. зад. Выполнение академического шрифта с тенью-2 часа.       +             +  
Сам. работа. Развертка трех букв-2 часа.               +     +  
Тема 2.5                        
Практич. Задание. Выполнение композиции буквицы в растительном орнаменте-2 часа.                   + +  
Сам. работа. Гармонично сбалансировать композицию из 3-4 слов в цвете-2 часа. +                     +
Тема 2.6                        
Практ. зад. Выполнение композиции слов из вырезанных букв-2 часа.                       +  
Сам. работа приклеить в альбом различные виды шрифтов-2 часа. +     +                
Тема 2.7                        
Практическое задание. Изображение ассоциативного рисунка шрифта с выразительностью содержания-2 часа.                     + +  
Сам. р. нарисовать конструкцию букв, передавая образность слова-2 часа.     +               +    
Тема 2.8                        
Практическое занятие. Выполнение каллиграфического шрифта с образца-2 часа.   +                    
Сам. работа. Скопировать каллиграфический шрифт-2 часа.   +                   +  
Тема 2.9                          
Национальный шрифт Пр. зан. Рисование с образца различных видов национального шрифта-2 часа.                        
Сам.р акцентировать надписи в обобщѐнности декоративного шрифта-3 часа.         +     +        
Тема 2.10                        
Пр. зан. Разработка и выполнение композиции пригласительного билета-2 часа.     +             +    
Сам.работа. Составить эскиз и содержание пригласительного билета в цвете-3 часа.   +                 +  
Тема 2.11 Шрифтовая композиция текста.                        
Пр. раб. Выполнение эскиза шрифтового текста (цитата, надпись, лозунг)-2 часа.           + +          
Сам. раб. составить эскиз асимметричной композиции-4 часа.     +               +  

Общие положения

Методика графического исполнения шрифтов имеет определенную последовательность. Сначала производится карандашная разметка листа по расположению в общих массах габаритов чертежа или нескольких его составляющих, затем происходит их деталировка. После того как чертеж выполнен в карандаше, его обводят тушью. При выполнении упражнений используются инструменты и принадлежности для черчения.

Тема 1.2.

Приложение 1

Самостоятельная работа. Начертить несложный трафарет и вырезать его. 2 часа.

Материалы: плотная бумага, макетный нож, карандаш, резинка.

Последовательность работы:

1.Выбрать надпись для трафарета. Это может быть: название муз.группы, имя, название магазина. Следует ориентироваться на практическую значимость, т есть на то, что будущий трафарет можно использовать, напечатав по нему надпись.

2. Построить буквы шрифта, учитывая расстояние между буквами и не забывая перемычки.

3. Проверить правильность.

4. Напечатать трафарет.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Тема 1.3

Сам. работа Подготовка индивидуального доклада в виде реферата или презентации. 2 часа.

Доклад должен содержать в себе титульный лист, план, список используемой литературы и интернет – источников, иллюстрации. Количество листов-15-20стр.

Примерные темы рефератов или презентаций. Тема обговаривается с преподавателем.

1. Пиктографическое письмо как основа древней письменности.

2. История латинского шрифта.

3. Особенности древнерусского шрифта-кириллицы.в рукописной книге старообрядцев.

4. Уставное письмо в книге «Остромирово Евангелие»(1056-1057г.г.).

5. Древнерусский полуустав

6. Древнерусская скоропись в памятниках культуры 15-18 веках.

7. Вязь как особый вид декоративного письма.

8. Причины введения в обиход России Русского Гражданского шрифта Петром 1

9. Готическое письмо 12-15 веков.

10. Значение Альбрехта Дюрера в развитие шрифта.

11. Значение инструмента написания в рукописном шрифте на образ букв.

12. Совместимость групп цветов в шрифтовых работах.

13. Особенности шрифтового оформления социальных плакатов.

14. Акцендентные шрифты.

15. История возникновения рубленых шрифтов.

16. Веньетка как декоративный элемент оформления книги.

17. Виды буквиц в оформлении текстов в России.

18. Русская вязь в оформлении памятников письменности в России.

19. Готическое письмо 12-15 веков.

20. Скоропись.

21. Восточная каллиграфия арабских стран.

22. Значение Альбрехта Дюрера в развитии латинского шрифта.

23. Популярные шрифты для рекламных печатных материалах в современный период.

24. Шрифты эпохи модерна в оформлении афиш.

25. Анализ шрифтового оформления цветочных магазинов на примере города Череповца.

Тема 1.4

Вариант рубленого шрифта с последовательнстью написания.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Последовательность работы.

1. Построение модульной сетки. Расчертить лист формата А3 по 1 см по вертикали и горизонтали параллельными линиями. Сверху, слева, справа и снизу ставить поля по 2см приблизительно.

2. В данном случае соотношение пропорций нормальной буквы-3 : 5 (отношение горизонтали к вертикали).

3. Построить буквы карандашом и линейкой.

4. Выполнить сопряжения горизонтальных и вертикальных штрихов.

5. Проверить правильность построения, сверить с исходным образцом.

6. Залить тушью с помощью кисти или пера и туши.

Тема 1.5

Тема 1.6

Расчѐт текста. Заголовок, подзаголовок, цитата.

Одно из основных требований к надписи – удобочитаемость. Удобочитаемость зависит от двух качеств: индивидуальности рисунка букв и общности их начертания. Также на удобочитаемость влияет характер контура букв. Как известно, буквы с округлым контуром читаются лучше прямолинейных.

Большое значение в восприятии надписи имеют пропорции букв. Лучшим для зрительного восприятия можно считать соотношение сторон знаков близкое к единице с небольшим преобладанием вертикали или соотношение «золотого сечения».

Влияние на удобочитаемость надписи оказывает и соотношение между основным и соединительным штрихами в буквенных знаках. Установлено, что неконтрастные шрифты в надписях воспринимаются лучше.

Нужно отметить также, что определенное значение при восприятии надписей имеет внутрибуквенный просвет, увеличение которого способствует лучшей читаемости буквенного знака.

Качество надписи зависит и от равномерности расстановки букв в словах. При определении интервала между буквами необходимо учитывать сложность восприятия, в процессе которого человеческий глаз оценивает пробелы между знаками по площади просвета, а не по точному расстоянию между ними. Поэтому чисто механическая расстановка букв с равными промежутками непригодна. Восприятие в каждом конкретном случае зависит от рисунка букв, образующих просвет и от расстояния между ними (рис. 17).

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Рис. 17. Воспринимаемое пространство между буквенными знаками, в зависимости от степени раскрытия.

Промежуток между буквами – величина переменная и обусловливается особенностями каждого конкретного алфавита. Например, в русском алфавите присутствуют буквы:

· «открытые» слева – Д, З, Л, У, Ч, Э, Я;

· «открытые» справа – Г, Р, Б, С;

· «открытые» слева и справа – А, Т.

Именно в связи с этим обстоятельством расстояния между буквами меняются.

Устанавливая тот или иной интервал между буквами, нужно помнить, что расстояние между ними обычно должно быть не более 1/2 и не менее 1/5 ширины основных букв. Могут быть и исключения из этого правила, например, с целью выделить слово или группу слов.

Кроме таких довольно элементарных правил, нужно отметить и наиболее тонкие нюансы в построении надписей. Существует правило, согласно которому, буквы в словах сгущаются к центру и несколько разрежаются по краям. При чем эта разница должна быть очень тонкой (рис. 18).

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Рис. 18. Расстановка букв в слове:

Практическое занятие.

Выполнение текста по модульной сетке, сохраняя единство шрифта.-2 часа.

Сам. работа.-2 часа.

Написать пословицу или поговорку. Формат А3, тушь, пер плакатное или плоская кисть.

Приблизительное содержание пословиц и поговорок:

Человек не для себя родится. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Была бы охота - заладится любая работа. Не сиди на печи-будешь есть калачи. Если все сердцем едины- то и гору можно перенести. Кто любит труд-того люди чтут. Невеста славится трудоднями, а не подушками. Ласковыми словами и камень растопишь. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Доброе слово путь к сердцу откроет.

Тема 2.1

Академический шрифт.

Академический шрифт оформился в середине XVIII века. Большинство букв этого шрифта построено на основании петровского шрифта 1710 года. Употребляемый ныне академический шрифт создан в 1910 году. Академический шрифт разде­ляется на:

1. Прямой нормальный светлый.

2. Курсивный (наклонный) нормальный светлый.

3. Прямой нормальный полужирный.

Помимо указанных трех начертаний, академический шрифт имеет еще прямое узкое полужирное начертание.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Практическое задание. Написание текста к книжной выставке академическим шрифтом-2 часа.

Порядок выполнения.

Тема 2.2

Сам. работа.

Тема 2.3

Тема 2.4

Пример шрифтов с тенью.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Тема 2.5

Буквица, виньетка, рамка в художественном оформлении.

https://www.livemaster.ru/topic/2088137-bukvitsa-kak-iskusstvo-uzornaya-tajna-zaglavnoj-bukvy

Буквица-первая заглавная буква текста, предназначенная для оформления первой буквы текста в книге. Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.

И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.

Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

-ВИНЬЕ́ТКА (от франц. vignette, от vigne — виноград) — элемент декор. оформления текста в книге; первонач. — изображение виноградной грозди и листьев; помещалось в качестве украшения на свободной части книжной полосы.

Гуманитарный словарь. — 2002

© https://www.livemaster.ru/topic/2088137-bukvitsa-kak-iskusstvo-uzornaya-tajna-zaglavnoj-bukvy

© https://www.livemaster.ru/topic/2088137-bukvitsa-kak-iskusstvo-uzornaya-tajna-zaglavnoj-bukvy

© https://www.livemaster.ru/topic/2088137-bukvitsa-kak-iskusstvo-uzornaya-tajna-zaglavnoj-bukvy

Практич. Задание. Выполнение композиции буквицы в растительном орнаменте-2 часа.

Материалы: бумага А4, карандаш, резинка, кисти, тушь,перья.

Последовательность:

1. Выбор источника вдохновения для будущего рисунка. Например: Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.

© https://www.livemaster.ru/topic/2088137-bukvitsa-kak-iskusstvo-uzornaya-tajna-zaglavnoj-bukvy

1.Выбор буквы, композиционные поиски.

2.Отрисовка буквы и элемента орнамента в буквице в карандаше.

3.Отрисовка в материале. Материал на выбор студента:1. Тушь, пер, кисть. 2. Акварель, тушь.3. Акварель, гел. ручка.

https://www.livemaster.ru/topic/2088137-bukvitsa-kak-iskusstvo-uzornaya-tajna-zaglavnoj-bukvy

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru Сам. работа. Гармонично сбалансировать композицию из 3-4 слов в цвете-2 часа.

Тема 2.6

Аппликативные шрифты.

Практ. зад. Выполнение композиции слов из вырезанных букв- 2 часа:

Материалы:

Сам. работа приклеить в альбом различные виды шрифтов-2 часа.

Тема 2.7

Прямые вытянутые шрифты

Сообщают деловое настроение и являются практически универсальными шрифтами. Тем не менее, следует учитывать, что прямой шрифт будет неуместен для немассовой и оригинальной продукции, которую необходимо выделить среди конкурентов. Здесь он может показаться скучным и безликим, если не обыграть его необычным цветовым решением.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Строгие квадратные шрифты

Преимущественно используются в дизайне рекламы промышленных продуктов, технологий и социальной рекламы. Здесь неуместна легкость и простота, эти шрифты призваны настроить человека на серьезность предоставленной информации. Они создают впечатление важности и авторитетности, поэтому рассчитаны на привлечение партнеров по бизнесу и инвесторов.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Округлые шрифты

Передают чувство комфорта и уюта. В то время как квадратные шрифты выглядят суровыми, округлые положительно воспринимаются как доброе отношение бренда к потребителям.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Рукописные шрифты

Не подходят для наружной рекламы так же, как и наклонные шрифты – их сложно читать, если выбран большой размер букв. В то же время, они отлично подходят для того, чтобы подчеркнуть эксклюзивность товара или услуги. Рукописные шрифты используют при рекламе адвокатских и консалтинговых услуг, врачебной практики, для написания пригласительных, при проведении политических пиар-акций. Они вызывают чувство доверия и придают большую достоверность информации.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Самые популярные шрифты

1. С засечками: Baskerville, Didot, Garamond, Georgia, Times. Ассоциации: традиционный, утонченный, практичный, формальный.

2. Без засечек: Avenir, Futura, Gill Sans, Helvetica, Verdana. Ассоциации: современный, чистый, геометрический, универсальный.

3. Рукописные: Buttermilk, Edwardian, Isabella, Snell Roundhand, Zapfino. Ассоциации: элегантный, классический, утонченный, стильный.

4. Брусковые: Clarendon, Copse, Josefin, Museo, Silverfake. Ассоциации: современный, модный, дружественный, цельный.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Лучший шрифт для восприятия

63% используемых шрифтов в логотипах компаний – без засечек. Самый популярный среди них – Helvetica. Этот шрифт используется в 21% лого-надписей. Среди них такие крупные компании как Saint Laurent, Comme des Garsons, HBA, colette.

Helvetica считается лучшим шрифтом для восприятия. Мы тоже «примерили» его к нашему логотипу.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

О чем стоит помнить при выборе шрифта: несколько рекомендаций

1. Для наружной рекламы подходят жирные крупные шрифты, которые легко читаются и контрастируют с фоном. Если рекламу будут читать с расстояния 5 метров, то буквы должны быть не менее 5 см в высоту.

2. В одном рекламном сообщении не стоит использовать более трех разных шрифтов. У читателя может возникнуть ощущение разрозненности идей, и он будет плохо воспринимать материал.

3. Для общей целевой аудитории идеальный размер кегля – 11-12 пунктов. Если целевая аудитория люди 60+ лет, им больше подойдет шрифт 18 кегля и больше. Для рекламного заголовка лучше использовать кегль от 14 до 30.

4. Текст рекламного сообщения, набранный заглавными буквами, тяжело воспринимается, т.к. читается буква за буквой. Также плохо читается витиеватый шрифт на пестром фоне.

5. Важную роль играет тот факт, что человек читает не отдельные буквы, а группы букв или все слово целиком. Поэтому шрифты с засечками легче читаются в печатных рекламных материалах – буквы выглядят более раздельно.

6. Разная длина строк может ускорять или замедлять чтение. Необходимо обращать внимание не только на тип шрифта, но и на расстояние между буквами, строчками и т.д.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Источник: spark.ru

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Практическое задание. Изображение ассоциативного рисунка шрифта с выразительностью содержания-2 часа.

Подобрать шрифт для вывески магазина на заданную тему.

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Самостоятельная работа: нарисовать конструкцию букв, передавая образность слова-2 часа.

Материалы: бумага А4. карандаш, тушь, кисть, перо.

Тема 2.8

Каллиграфический шрифт.

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».

История письменности — это история эволюции эстетических понятий, развивающихся в рамках технических навыков, скорости передачи информации и материальных ограничений человека, времени и пространства. Стиль письма, обычно описываемый как шрифт, рука или алфавит.

Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы[1]. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма.

Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Инструментами для каллиграфии в восточной традиции-кисти, в западноеврпейской-перья .

Тема 1.1.Виды и классификации шрифтов. - student2.ru

Порядок работы.

1. Прочитать лекцию «Каллиграфический щрифт».

2. Выбрать образец русского текста, выполненного каллиграфическим шрифтом.

3. Потренироваться в написании букв каллиграфическим шрифтом.

4. Сделать разметку строчек, определиться с высотой шрифта.

5. Выполнить каллиграфический шрифт остроконечным пером тушью по образцу

Тема 2.9

Национальный шрифт

«….Кириллические шрифты. В отличие от истории латиницы, конструкция знаков которой формировалась в течение многих веков через деятельность профессиональных резчиков, граверов, каллиграфов, писцов, т.е. художников шрифта разных эпох, история кириллицы значительно короче и менее естественна. Первоначальная письменность времен Кирилла и Мефодия (IX в.) была разработана для церковных нужд путем компиляции и модификации существующих алфавитов. Эта письменность неспешно развивалась вплоть до начала XVIII столетия и к этому моменту существовала в четырех базовых формах – устава, полуустава, вязи и скорописи. В 1708 г. Петр I провел реформу письменности и ввел своим указом так называемый «гражданский шрифт», спроектированный на базе голландской антиквы того времени. Формы многих знаков были радикально изменены, да и сам русский алфавит подвергся серьезной модификации. Таким образом, современное кириллическое письмо насчитывает всего три сотни лет и в своем первоначальном виде далеко не идеально с точки зрения дизайна, поскольку основывалось, по всей видимости, на эскизах самого Петра, который хоть и слыл мастером на все руки, но дизайнером шрифта был довольно слабым. XVIII и XIX вв. были весьма плодотворными с точки зрения развития шрифта. В начале XX в. в России существовало несколько десятков словолитен, сотни шрифтов, а печатное дело уже соответствовало европейскому уровню. В советский период кириллические шрифты разрабатывались по госзаказу в одном небольшом по численности Отделе наборных шрифтов НИИ Полиграфмаш. Ресурсы, используемые для этого, были абсолютно несопоставимы с аналогичными ресурсами в странах, использующих латинскую графику письма. В результате в эру компьютерной типографики мы вступили с жалким комплектом из десятка гарнитур и с набором из полусотни национальных алфавитов, содержащих знаки, зачастую довольно неудачные по конструкции, – еще более неудачные и искусственные, чем сама Петров

Наши рекомендации