Психология боксера. Апатия и борьба с ней

Заканчивая главу о тренировке, необходимо ска­зать несколько слов о ее психологической стороне. Уверенность боксера в себе, своих силах, играет в бою огромную роль. На постепенное создание такой уве­ренности тренер должен обратить самое серьезное внимание. Это особенно важно в тех случаях, когда преды­дущие встречи боксера кончились его поражением. Надо убедить боксера, что теперь, после правильной тренировки, он стал совсем другим человеком. Спаринг-партнеры могут иногда обменяться мнениями о том, какой сильный удар появился у него, насколько он стал техничней и т. п. Эти разговоры помогают боксеру найти веру в себя.

Именно такого психологического воздействия не ­хватало бомбардиру Уэллсу. Если бы тренеры обра­тили больше внимания на его психику, он, быть мо­жет, стал бы мировым чемпионом.

Существует, однако, и другой тип боксеров, склон­ных преувеличивать - свои силы и мастерство. С таки­ми, боксерами надо обходиться иначе. Им нужно вре­мя от времени давать спарринг с хорошими бойцами.

Уверенность боксера в своих силах всегда зависит от результатов его встреч. Поэтому очень важен пра­вильный подбор противников, дающий возможность постепенного роста боксера. Многие чемпионы мира обязаны своим успехом тому, что их менеджеры дава­ли им, противников в правильной и продуманной по­следовательности.

Однако это не всегда удается, и задача тренера — принять все меры к сохранению у боксера уверенно­сти в себе.

Если боксер проиграл один или два матча, надо очень осторожно подходить к организации третьего матча, помня, что новое поражение может навсегда поколебать у боксера веру в свои силы.

Апатия является одним из самых опасных явлений в период тренировки. Поэтому режим должен регу­лироваться таким образом, чтобы боксеру не прихо­дилось слишком ограничивать себя в своих привычках. Несмотря на несомненный вред курения и алкоголя, можно все же в целях поддержания настроения бо­ксера давать ему за обедом стакан красного вина, а после обеда разрешить выкурить одну папиросу. Та­кое послабление лучше делать во второй, половине тренировочного периода, когда, с одной стороны, ор­ганизм боксера уже приведен в хорошее состояние, а с другой — начинает давать себя знать однообразие лагерной жизни. Само собой разумеется, что как курение, так и алкоголь могут быть разрешены лишь в ничтожных дозах и только людям, привыкшим к ним настолько, что полный отказ может вызвать у них чувство раздражения.

Если все профилактические средства оказались недо­статочными, и боксер все же проявляет признаки апа­тии, нужно принять более решительные меры. Чаще всего апатия является результатом перетренировки и слишком автоматической работы. Первым признаком апатии служит потеря интереса к работе и необходимость большого усилия для выполнения тренировки. Боксер должен немедленно поставить своего тренера в известность об этом, чтобы тренер убавил нагрузку и принял меры к подъему энергии бойца.

Если сразу же не вступите в самую решительную борьбу с апатией, то безразличие боксера к своей ра­боте очень скоро перейдет в отвращение. Он не смо­жет без раздражения видеть ни перчаток, ни груши.

Обычно для борьбы с апатией достаточно умень­шить нагрузку, дать боксеру больше отдыха и развле­чений. Если же это не помогает, надо прекратить тре­нировку на несколько дней и дать возможность бо­ксеру переменить обстановку. Есть, однако, форма апа­тии, от которой не удается избавиться даже такими решительными мерами. Это - психическое и физиче­ское переутомление, порожденное слишком частыми матчами и почти беспрерывной тренировкой к ним. В этом случае необходим длительный отдых. Другие средства не помогут.

Заканчивая главу о тренировке, еще раз напомним, что специфика тренировки целиком зависит от тех задач, которые ставит будущий матч.

Опытный боксер должен понимать сущность тре­нировки и время от времени сообщать тренеру о своем самочувствии, о своих желаниях в отношении диэты и работы. Классный боксер, уже не раз готовившийся к матчам, прекрасно знает, что идет ему на пользу и что во вред. Самый опытный тренер, недостаточно близко знакомый с особенностями того или другого боксера, может в этом отношении допустить ошибку. Поэтому каждый мастер должен сам определить, что для него подходит лучше, и выбрать программу тре­нировки, хорошо поняв ее сущность.

Тренировка Туннея

Хорошим примером в этом отношении может слу­жить Джин Тунней, прекрасно понимавший сущность тренировки и досконально изучивший особенности своего организма. С карьерой Туннея не связан ни один знаменитый тренер. Тунней, если можно так ска­зать, сделал себя сам. Он добился мирового первен­ства, не обладая, кроме воли, никакими исключитель­ными данными.

Ознакомление с методами его тренировки очень поучительно. Даем ее описание со слов Эдди Игена, боксера-любителя, чемпиона мира тяжелого веса, жив­шего в тренировочном лагере Туннея перед второй встречей последнего с Демпси.

Утром Тунней занимался упражнениями для брюш­ного пресса и мышц рук. Сидя на табурете и подсу­нув ноги под трубы отопления, он 50 раз опускал кор­пус до пола и поднимал его до вертикального поло­жения. Затем, опираясь пальцами рук об стену, 50 раз выжимался.

После этого Тунней делал прогулку от 10 до 12 километров, частично бегом, частично быстрым шагом. Время от времени он на ходу проводил несколько приемов боя с тенью: финты, контр-удары и сайд-степы. Все это он проделывал, принимая во внимание тяжелую прогулочную обувь, с поразительной ско­ростью.

Особое внимание он уделял тренировке быстрых отходов назад, вправо и влево. Эти ежедневные упражнения, несомненно, спасли его от нокаута на 7-м раунде в Чикаго.

Тунней принадлежал к боксерам, заранее тщатель­но, до мелочей продумывающих предстоящую встречу и учитывающих все возможные неожиданности. Он никогда не боксировал по вдохновению, но каждый его маневр был им обдуман перед боем на основании тщательного изучения противника. Весьма вероятно, что именно эта особенность Туннея и позволила ему завоевать звание чемпиона мира.

После прогулки перед ванной Тунней немного от­дыхал у себя в коттэдже, просматривая газеты. Тун­ней принимал пищу два раза в день: завтракал в 12 часов и обедал в 6 часов. Завтрак обычно состоял из большого количества фруктов: апельсинов, винных ягод, слив, 3 яиц с несколькими кусками ветчины, мо­лока и зеленого салата.

После завтрака Тунней занимался у себя в комнате чтением и корреспонденцией.

Надо сказать, что переписка знаменитого боксера велика и разнообразна. Письма с советами, просьбами о помощи и пр. приходят к нему со всего света.

В те дни, когда предстояла особенно интенсивная дневная тренировка, он после завтрака ложился спать. К 15 часам Тунней надевал шерстяное трико, взвеши­вался и приступал к тренировке. На руки он надевал шингарды.

При спарринге Тунней обращал внимание главным образом на тщательную отделку какого-либо одного определенного удара или приема, не стараясь каждый раз повторять весь свой репертуар. Его дневная тре­нировка обычно состояла из 9 трехминутных раундов, распределявшихся следующим образом: 2 раунда ра­боты на груше, 2 раунда на качающемся чучеле, 4 раунда вольного боя (спарринга) и 1 раунд боя с тенью. Между раундами Тунней делал одну минуту перерыва.

«Не важно, сколько вы тренируетесь, а важно, как вы это делаете» — обычно говорил он.

Программу своей тренировки Тунней менял в зависи­мости от своего самочувствия. Иногда, вместо обычной тренировки, он уходил на целый день на прогулку.

Многие считали, что Тунней тренируется недостаточно интенсивно. Они забывали о том, что он в про­должение 10 лет систематически занимался своим фи­зическим развитием, изучил себя во всех подробно­стях и лучше, чем любой тренер, знал, как добиться оптимальных, результатов.

Непосредственно после дневной тренировки следовал массаж. Перед обедом Тунней немного гулял. Обед состоял из рыбы, мяса, зеленого салата, варе­ных фруктов и молока. Тунней придавал большое зна­чение диэте. Он избегал излишка мяса, заменяя его овощами и фруктами.

После обеда Тунней читал или беседовал с прия­телями и ровно в 21 час ложился спать.

Наши рекомендации