Спарринг, работа с грушей и другие упражнения в бокс-зале
Как мы уже указали, работа в зале является основной в тренировке боксера. Как любой поступок в жизни человека влияет на его характер, так и каждый раунд боя, работа на мешке и груше и бой с тенью создают боксера.
Если боксер во время тренировки сосредоточенно следит за выработкой хорошего стиля при всех упражнениях, то его боевые качества будут улучшаться и, наоборот, если он будет небрежен и расхлябан и приобретет благодаря этому плохие навыки, то рано или поздно ему придется расплачиваться за это на ринге.
При выборе упражнений боксер останавливается только на тех, которые развивают его боксерскую силу и необходимые для этого мышцы. Делать упражнения для развития других мышц не только бесполезно, но с боксерской точки зрения и вредно, поскольку это влечет к потере скорости.
При всех упражнениях, будь то спарринг, работа на груше, бросание медицинбола и т. п., следует избегать автоматизма, а делать их по возможности живо и разнообразно. В боксе, как мы уже указывали, играет большую роль атлетический ум, в силу чего все упражнения должны проводиться так, чтобы способствовать его развитию. В соревнованиях боксер всегда пытается разрушить план боя противника, применяя разнообразные и неожиданные приемы и стараясь держать противника в состоянии нервного напряжения. Чтобы приучить себя к такому ведению боя, боксер должен исключить из тренировки автоматизм.
Спаринг-партнеры подбираются так, чтобы они сильно отличались по типу один от другого; путем быстрой их смены боксер приучает себя приноравливаться к любому противнику.
Груши должны быть разного веса и прикреплены к шарниру на различной длине; все остальные упражнения также должны выполняться возможно разнообразнее. Эта система работы обеспечит боксеру умение быстро применяться ко всем неожиданностям в бою.
Несомненно, основным элементом тренировки боксера является работа в перчатках. Однако обычно боксеры высокого класса, особенно в тяжелых весовых категориях, встречают большие затруднения в подборе соответствующих по классу спаринг-партнеров.
Им приходится поэтому так строить свою работу, чтобы взять от наличных спаринг-партнеров все, что они могут дать.
Предположим, что боксер имеет 3 спаринг-партнеров. Используя их подряд, одного за другим, боксер создает себе достаточно тяжелую и интенсивную работу, особенно, если он оставит наиболее быстрого спаринг-партнера для последнего раунда, когда его собственная скорость уже начнет уменьшаться.
Наконец, для того, чтобы обеспечить еще большую интенсивность работы, можно делать смену спаринг-партнеров каждые 1/2 минуты. Тогда в течение одного раунда боксеру придется иметь дело с двумя свежими противниками.
При ежедневной тренировке вполне достаточно 3—4 раундов спарринга в быстром темпе.
Если же тренеру кажется, что из-за слабости спаринг-партнеров эта нагрузка все же недостаточна, лучше увеличить число спаринг-партнеров и чаще сменять их в каждом раунде, чем увеличивать число раундов.
Во время тренировочного периода нужно иногда дать боксеру проверочный бой с противником, приблизительно равного с ним класса. Это выявляет форму боксера. Такую проверку надо делать не слишком близко к концу тренировочного периода, так как всегда возможны небольшие повреждения.
При спарринге надо обязательно надевать маску, назубник и раковину, хорошо бинтовать руки и применять 10—14-унцевые перчатки.
После спарринга самое важное упражнение — работа с грушей; груша развивает ловкость и быстроту боксера. Однако упражнения с грушей принесут пользу только при правильном их выполнении. Трюковая работа на груше приносит не пользу, а вред.
Груша должна рассматриваться как настоящий противник, ее нужно бить сильно и точно со всех сторон. Чем больше боксер при этом перемещается, тем лучше; это научит его верно определять дистанцию для удара.
Нельзя пользоваться всегда грушей одного и того же веса; благодаря привычке работа делается слишком механической. Надо работать с грушами различного веса и размера, прикрепленными к шарниру на различной длине. Работу на груше следует чередовать с работой на большом мешке, груше с горохом, двухвостом мяче и пунктболе. Все это заставит боксера работать внимательно и не автоматично.
Следующими важными элементами тренировки являются бой с тенью и скакалка. Бой с тенью имеет большое значение для выработки стиля и легкости перемещений на ринге. Не следует, однако, злоупотреблять этим упражнением, поскольку оно легко превращается в автоматическое махание руками. Кроме того, необходимость остановки руки без соприкосновения ее с целью могут отучить боксера от удара «сквозь цель», что очень важно для эффективности удара.
Слишком продолжительное прыгание через веревочку также вырабатывает ненужный автоматизм и способствует, кроме того, огрубению икроножных мышц и потере легкости и чувствительности ног.
Что касается силовых упражнений, то многие применяют резину, булавы и даже штангу. С точки зрения Нормана Кларка в этих упражнениях нет никакой необходимости; те же результаты могут быть достигнуты медицинболом, пуш-пушем и гимнастикой для брюшного пресса и шеи. Все эти упражнения, за исключением последних двух, могут выполняться очень разнообразно, что будет способствовать росту боксерской ловкости и развитию атлетического мышления.
Работать с медицинболом надо резко и быстро, все время перемещаясь. Обычная форма пуш-пуша следующая: боксеры становятся друг против друга. Захватив рукой (один — правой, другой — левой) шею партнера, они пытаются вывести друг друга из равновесия. Через некоторый промежуток времени руки меняются. Другой способ пуш-пуша заключается в том, что каждый боксер упирается левой рукой в левое плечо партнера и затем, быстро переставив ноги, толкает его правой рукой в правое плечо и т. д. Задача этого вида пуш-пуша — быстрой перестановкой ног и рук оттолкнуть своего партнера, опередив его.
Существует много упражнений для укрепления мышц брюшного пресса. Лучшие из них и вместе с тем простейшие сводятся к различным подъемам ног или торса в лежачем или сидячем положении.
В зале, как и на прогулке, самой грубой ошибкой была бы автоматичность работы. Автоматической работой можно развить только мышцы, но не атлетическое мышление. Длительность отдельных упражнений зависит от конституции боксера и стадии тренировки. Если боксер чувствует, что дневная нагрузка для него слишком велика, он должен сократить прогулку, но не работу в зале. Кроме того, уменьшая нагрузку при прогулке, он должен это делать за счет длительности ее, а не темпа.