Глава v. фланговые удары и защиты от них
Значение фланговых ударов
Изучение ударов надо начинать с прямых ударов. Это имеет большое значение для формирования хорошего стиля. Перед тем, как переходить к фланговым ударам, необходимо, чтобы прямые удары были хорошо усвоены.
Некоторые сторонники классического стиля считают, что при нем допустимы только фронтальные удары, т. е. прямые и апперкоты, и совершенно исключают из арсенала ударов свинги и хуки.
Несомненно это является перегибом, хотя прямые удары и имеют целый ряд преимуществ перед фланговыми: они требуют меньше усилий, они быстрее и точнее; кроме того, они менее открывают наносящего их и обычно обеспечивают внутреннюю позицию при инфайтинге.
Однако в боксе важно, уметь наносить удары под любым углом, чего нельзя достичь без частого применения свингов и хуков.
Очень немногие представители классического стиля пользовались в бою только прямыми ударами. Например Джим Дрисколь, будучи несомненно типичным представителем этого стиля, против определенных противников часто применял хуки и свинги. Возьмем, например, случай, когда противник приближается к боксеру, закрыв нижнюю часть лица предплечьем. Прямые удары здесь совершенно бесполезны, и применимы только фланговые. Кроме того, хук — один из самых действительных ударов в ближнем бою и при выходе из клинча. Он разнообразит атаку.
Отсюда, однако, не следует, что хуки и свинги нужно применять во всех случаях, как это делают, несомненно, во вред своему стилю некоторые молодые боксеры. Эти удары наносятся только в случаях действительной необходимости.
Хуки и свинги
Из двух вышеуказанных ударов, несомненно, более действительным и полезным является хук. Он гораздо точнее свинга, при нем не так велика опасность повреждения руки. При хуке угол, образующийся между плечом и предплечьем, не меняется с начала удара. Рука в течение всего удара напряжена в локтевом суставе. При свинге же угол между плечом и предплечьем меняется в зависимости от дистанции.
Начиная атаку хуком левой, надо, прежде всего, замаскировать, насколько это возможно, отведение левой руки назад. Для этого можно сделать финт прямым левой рукой, не разгибая полностью руку и немного отводя ее в сторону, а затем из этого положения без всякого замаха провести хук слева. При этом ударе тяжесть корпуса переносится на правую ногу толчком левой ступни, пятка левой ноги отделяется от пола и поворачивается, наружу. Одновременно с этим, для придания удару большей мощности плечевой пояс поворачивается слева направо вокруг оси, проходящей по линии: правое плечо — левая нога. При вращении корпуса левая рука описывает дугу слева направо, причем первоначально рука движется снизу вверх и только в конце удара локоть несколько поднимается кверху, а кулак направляется вниз. Это положение руки усиливает удар. Удар наносится первыми суставами кисти. Основание большого пальца сжатого кулака повернуто несколько к корпусу.
Такое положение кулака наиболее естественно при наклоненном вправо корпусе.
При хуке правой рукой характер движения руки совершенно тождественен с хуком левой. В данном случае ось вращения корпуса проходит через левое плечо — правую ногу, и вращение производится справа налево. Вес корпуса переносится толчком правой ноги на левую ногу.
При нанесении этого удара вращательное движение корпуса обязательно, и без него удар будет мало эффективен.
Существует ряд вариантов хука: хук на дальней дистанции, хук с средней дистанции и хук в ближнем бою. Кроме того, иногда применяются удары, являющиеся сочетанием хука и апперкота. Однако все эти тонкости можно изучить только на практике.
Хуки, как мы уже говорили, весьма ценны в ближнем бою и при выходе из клинча. Левый же хук как в корпус, так и в голову, может быть успешно применен и при дистанционном бое.
При нанесении хука слева в корпус нередки попадания в солнечное сплетение. Что касается левого хука в челюсть, то он является единственно возможным ударом в тех случаях, когда стойка противника закрывает его лицо от прямого удара.
Иногда бывает выгодно чередовать прямой левой с хуком левой, что успешно применял Сэм Мак-Ви.
В защите хук также является весьма ценным ударом. Многие хорошие инфайтеры входят в ближний бой, закрыв предплечьем лицо, что защищает их от прямых ударов. Однако если боксер сочетает хорошую работу ног с хуками, апперкотами и джольтами с обеих рук, он всегда сможет провести ряд контрударов. Сам Лангфорд и Джими Уайльд были боксерами, которые всегда находили место, куда нанести удар.
Как бы хороша ни была стойка и защита боксера, всегда можно путем обманов и маневров заставить его раскрыться. Нельзя одновременно закрыть голову и тело. Если боксер защищен от прямых ударов, он обычно бывает раскрыт для фланговых.
Свинг, несомненно, менее полезен, чем хук. Его следует применять только в редких случаях, несмотря на то, что он по своему замаху и по всей механике движений очень естественен. Люди, не знающие бокса, пользуются IB драке чаще всего именно свингом, размахивая руками справа и слева.
Иногда удается использовать свинг справа, когда имеешь дело с левшой (правосторонняя позиция). Свинг также может быть успешно применен против противника, уходящего из угла боковым шагом или уклоном. В этом случае весьма целесообразно вызвать противника на боковой шаг финтом прямым левой и затем во время передвижения поймать его на свинг левой.
Как было указано ранее, свинг в основном отличается от хука тем, что рука не остается неподвижной в локтевом суставе, а свободно описывает полукруг. Свинг — удар дистанционного боя. Он очень редко удается при работе с быстрым противником, так как требует замаха, телеграфирующего намерение боксера. В тех же случаях, когда он доходит до цели он очень действителен.
При свинге слева левая рука, слегка согнутая в локте, отводится в сторону и немного назад на высоте плеча. Затем вращательным движением корпуса направо и переносом тяжести тела на правую ногу наносится удар. Пятка левой ноги отделена от пола и повернута наружу.
Свинг справа наносится так же, как и свинг слева, только вес корпуса переносится на левую ногу, и тело получает вращение налево.
Свинг принадлежит к ударам, наносимым с полным поворотом корпуса. В тот момент, когда рука описывает свой путь, корпус вращается вместе с ней, что и придает силу удару. Когда удар «доходит», кулак поворачивается тыльной стороной вовнутрь, и запястье несколько сгибается также вовнутрь. Если этого не сделать, то создается опасность, удара ладонью, что, во-первых, запрещено правилами и, во-вторых, легко может повлечь за собой повреждение большого пальца.
Свинг чаще употребляется сильными неловкими бойцами, чем техничными боксерами. Если противник не находится сбоку, свинг лучше не употреблять, поскольку слишком велика опасность в случае его неудачи. Свингами славились Джим Джеффрис, Томас Шаркей, Джо Уолкот и Батлинг Нельсон. Однако нужно сказать, что все они были больше врожденными бойцами, чем боксерами. Часто указывают, что Джон Сюлливэн имел сокрушительный свинг справа, но это недоразумение. Основным ударом Сюлливэна был прямой правой с полным поворотом корпуса. Этот удар он проводил с громадной силой, выдвигая вперед правое плечо и правое бедро — единственно правильный способ нанесения прямого справа.
Томас Шаркей – Боксер тяжелого веса, ирландец, бывший матрос. Современник Корбета и Джеффриса и сильнейший их соперник.
Джо Уолкот – Американец, экс-чемпион мира полусреднего веса. Одержал несколько побед над тяжеловесами, в том числе над Джо Хоинским. Обладал исключительно сильным ударом.
Батлинг Нельсон – Американец, чемпион мира легкого веса начала 20-го века. Отличался исключительной «непробиваемостью», умением переносить удары противника.
Защиты от фланговых ударов
В настоящее время большинство боксеров часто применяют хуки и свинги, некоторые же «файтеры» только ими и пользуются. Поэтому всякий боец должен в совершенстве изучить защиты от этих ударов. Когда боксер научится так же хорошо защищаться от хуков и свингов, как от прямых ударов, он убедится, что первые причиняют ему гораздо меньше беспокойства, так как путь их длиннее и, следовательно, их легче заметить заранее.
Защита от фланговых ударов не всегда бывает одинаковой с защитой от прямых. Настоящей проверкой мастерства защиты боксера служат результаты его встреч с противниками, могущими наносить удары со всех направлений. Защиты от хуков и свингов тождественны, поэтому о них можно говорить одновременно.
Все защиты от фланговых ударов можно разделить на 5 групп: отклон назад, блокаж, нырки, встречные удары и вхождение внутрь удара.
Первые два вида защиты в одинаковой мере относятся к хукам и свингам, что же касается последних трех видов, то они более применимы при свингах. Отклон назад от фланговых ударов ничем не отличается от отклона от прямых ударов и заключается в отклонении корпуса за пределы досягаемости удара противника.
В то время как движение отклона совершенно однотипно при всех ударах, контр-удары изменяются. При отклоне назад от свинга или хука всего удобнее ответить прямым ударом поверх руки противника. На левый хук или свинг обычно отвечают правой рукой, а на правый хук и свинг левой рукой. После промаха противника нередко создается очень удобное положение для удара в его голову, повернутую вбок по инерции после атаки.
Отклон назад, если он выполняется экономно, принадлежит к одной из лучших защит и обычно создает прекрасное раскрытие для контр-удара. Блокаж флангового удара в конце его пути обычно производится подставкой предплечья или кисти. Однако, этот способ защиты нельзя особенно рекомендовать: он утомляет руку. Более проста и удобна остановка руки противника в первой стадии удара наложением ладони или предплечья на бицепс или локтевой сустав. Исключительным мастерством этого вида защиты был Джек Джонсон. Благодаря присущей ему быстроте глаза он всегда успевал наложить свою ладонь на руку противника в тот момент, когда она после замаха начинала движение вперед. Этим он достигал не только надежной и мало утомительной защиты, но также сильно утомлял своего противника. В некоторых случаях наложение на бицепс ладони или предплечья заменяется крайне болезненным ударом по бицепсу.
Встречные удары от свингов нами были рассмотрены в предыдущей главе. Ныряние представляет собой уход вниз под удар. В тот момент, когда свинг противника почти доходит, надо наклонить голову вниз, слегка согнуть колени и наклонить корпус вперед. Если это выполнено вовремя, то удар пройдет над головой, не причинив вреда. Чем сильнее удар противника, тем легче это движение. Никогда не следует уходить нырком от свинга, если в него не вложена вся сила. В течение всего движения (нырка) надо внимательно следить за противником, не закрывать глаз и не поворачивать головы, иначе легко получить апперкот.
Прекрасным контр-ударом после защиты нырком от свинга правой или левой, рукой является хук противоположной рукой в челюсть через плечо вышедшего из состояния равновесия противника. Кроме того, при нырке можно провести обеими руками удары в корпус или, наконец, одной рукой в корпус, а другой в голову.
При удачном нырке противник после свинга бывает раскрыт. Выбор места для контр-удара зависит в этом случае от того положения, в каком он очутится.
Вхождение внутрь удара приближается по характеру движений к нырку. Разница заключается в том, что голова нагибается без сгибания корпуса и колен. В тот момент, когда противник наносит свинг, делается шаг вперед и наклоняется голова; таким образом боксер оказывается внутри траектории удара, в положении, дающем возможность нанести любой короткий удар. Вхождение внутрь удара и проведение контрудара выполняются раздельно: сперва движение вперед, затем удар, иначе удар будет лишен силы.
Отклон от удара назад и блокаж удара одинаково применимы для хуков и свингов, что же касается нырков и вхождения внутрь удара, то эти виды защиты применимы только от свингов и длинных хуков.
Таким образом, при хуках лучше всего пользоваться блокажем, отклоном назад и в некоторых случаях встречными ударами.
Надо тщательно изучать с партнером все виды защит от свингов и хуков. Когда же эти защиты вполне усвоены, тренер должен дать тренирующемуся боксеру спарринг с сильным! напористым «файтером» и заставить его работать главным образом на защитах.
После этого надо перейти к спаррингу на ринге меньшего размера.
Так вырабатывается автоматизм защиты; боксер начинает в нужное время выбирать нужную защиту, когда же он овладеет ею в совершенстве, никакой ураган свингов не будет для него опасен.
Нужно помнить, что искусство бокса в большей степени заключается в мастерстве защиты, так как только последняя создает раскрытие противника и обеспечивает контр-удар.
ГЛАВА VI. САЙД-СТЕП (боковой шаг)