Фарфор и фаянс Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова 1900-1917 гг.

«Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова»[1] — одно из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX — начала XX веков. Было основано в 1889 году российским промышленником и предпринимателем из рода Кузнецовых Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и просуществовало до 1917 года, когда большинство предприятий было национализировано.

На фабриках «Товарищества» изготавливалась фарфоровая, фаянсовая, опаковая и полуфаянсовая посуда (столовая и чайная); майоликовые и терракотовые украшения для внутренней отделки, а также фасадов домов и церквей; майоликовые изразцы и детали для печей и каминов; терракотовые фигуры и вазы. Кроме этого, заводы Кузнецова выпускали фарфоровые телеграфные и телефонные изоляторы, предметы для электропроводки; фаянсовые сантехнические предметы (чашки, умывальные доски и ванны).

Фарфоровый завод Гарднера специализировался на чайных и столовых сервизах. Делались лампады, свечи, люстры и чаши; декоративные предметы к крупным юбилеям, включая посуду к 100-летие Бородинской битвы в 1912 году с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 года и к 300-летию Дома Романовых в 1913 году с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах XVI—XVII веков. Был налажен массовый выпуск небольших фигурок животных.

Дулёвский фарфоровый завод занимался массовым производством изделий из фарфора, которые успешно конкурировали на рынках многих азиатских стран с западноевропейским фарфором. Выпускались вазы, блюда, сервизы с декоративной росписью крупными цветовыми пятнами обычно красного, синего, зелёного цветов, а также декоративные скульптурные композиции, статуэтки и церковная утварь.

Тверская фабрика изготавливала фарфоровые чайные и кофейные сервизы и штучную посуду: блюдца, кукольные, чайные приборы, сахарницы, сливочницы, стаканы, чашки, чайники. Из фаянса делались блюда, икорницы, кружки, салатники, сухарницы, тарелки, фруктовницы, чашки. Из майолики делали скульптуру, пепельницы, кувшины, вазы, кружки, корзины для фруктов, цветочные горшки, сливочницы, зеркала, табуреты, бочонки, подсвечники, чернильницы, курительные приборы. Кроме этого, здесь производились камины, печи, киоты и иконостасы.

Для высококачественных изделий у Кузнецова использовалась специальная обработка массы – секрет фирмы. Глину на протяжении целого года держали в подвалах, где она проходила «летование», т.е. под атмосферным воздействием обретала пластичность. Другой секрет заключался в топливе. Сезон добычи торфа непременно следовало заканчивать до 20 июля. Тот, что брался позже, не успевал хорошо просохнуть и в дело не годился.

При основании «Товарищества» перед Кузнецовым стояла нетривиальная задача: поднять рентабельность фарфорового производства, чтобы обеспечить конкурентоспособность своей продукции по отношению к высококачественному и недорогому европейскому фарфору, и одновременно не потерять старых клиентов купленных Кузнецовым заводов[5]. Поэтому Кузнецов сохранил все прежние торговые марки и старался поддерживать преемственность во внешнем виде изделий, одновременно внедряя в производственный процесс различные технические усовершенствования. Ассортимент тщательно подбирался в зависимости от нужд потребителей, на что Кузнецов обращал особое внимание.

Кузнецовский фарфор выпускался в безупречном техническом исполнении и с изысканным декором. К концу XIX века производство стало массовым, изображения стали делать штампами, трафаретами, отводкой и декалькоманией. Для украшения использовались сюжеты из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Широко использовались модные в те годы тона: голубой, розовый, сиреневый и жёлтый. Кроме этого, использовался появившийся стиль модерн с изображениями нимф, наяд и русалок. Типичная посуда массового фарфора декорировалась плоской росписью с несложными растительными мотивами: розы, ромашки с непременным добавлением усиков и веточек (т. н. «рокачек»).

Значительная часть в продукции «Товарищества М. С. Кузнецова» была «восточный товар», ориентированным на азиатские страны (Персия, Монголия, Средняя Азия). Это были пиалы, блюда для плова, кальяны. В этой продукции соблюдались три основных мотива: «китайская печать» (крытье узоров, выполняемое красным, жёлтым и зелёными цветами), «кашгарская печать» (сплошной печатный декор, наносимый на изделие на цветной фон, и ручная роспись) и «китайцы» (сюжетные картинки с изображениями китайцев).

Скульптуры делалась в основном из расписанного бисквита и представляли собой жанровые сцены. Фигурки отличались скрупулёзной проработкой всех деталей.

Наши рекомендации