Фарфор Императорских фарфорового и стеклянного заводов 1900-1917 гг

Императорский фарфоровый завод.

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность.

С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.

Николай II не слишком интересовался фарфором, пока в 1900 году не потребовалось его вмешательства из-за последнего места ИФЗ на Всемирной выставке в Париже. Директора завода Д.Н. Гурьева уволили, а опекать предприятие взялась императрица Александра Фёдоровна.

Императрица неоднократно бывала на заводе, где давала указания художникам. Под её патронажем проводились ежегодные конкурсы рисунка, победители которого удостаивались чести поместить своё творение на изделия Императорского завода. Первое время приоритет оставался за зарубежными рисовальщиками, однако позже к работе стали шире привлекать выпускников Центрального училища технического рисования, а в середине 1900-х в работу живописной палаты активно включились художники объединения «Мир искусства» К. Сомов, Е. Лансере и другие.

Огромное внимание было уделено технической стороне. Современные горны, электрические станки и машины вывели предприятие на новую технологическую высоту. Фарфор, изготовленный из первоклассного теста и выдержанный 10 лет в погребах, славился высочайшим качеством. В одном из цехов была построена установка для отливки ваз больших размеров, вторая в мире после севрской.

Клейма этого периода традиционны – императорская монограмма под короной, внизу – год производства. Подглазурные зелёные марки оттискивались по трафарету, надглазурные золотые – от руки.

С началом первой мировой войны изготовление художественного фарфора на ИФЗ было урезано до минимума – производственные мощности переключились на оборонные нужды. Изделия, производство которых продолжалось, продавались на благотворительных аукционах, вырученные от продажи средства шли госпиталям.

События 1917 года оказали огромное влияние на развитие искусства русского художественного фарфора XX века. В истории отечественной керамики была открыта новая яркая и уникальная страница.

После Октябрьской революции 1917 года Императорский фарфоровый завод был национализирован и был переименован в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). После Февральской революции 1917 года бывший ИФЗ находился на грани развала и полного забвения, однако в марте 1918 года ГФЗ был взят под опеку Народного комиссариата просвещения. Наркомпрос поставил перед коллективом задачу сохранить лучшие традиции русского художественного фарфора, создать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», производящую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

Агитационный фарфор был своеобразным художественным документом революционной эпохи. В декоре агитационного фарфора художники использовали советскую эмблематику и геральдику, актуальные политические лозунги и призывы. В фарфоровой пластике появились выразительные образы современников – красноармейцев, рабочих, матросов.

Императорский Стеклянный завод до 1792 г. принадлежал светлейшему князю Г. Потемкину и после его смерти был выкуплен Екатериной II в казну. На всем протяжении существования Императорского Стеклянного завода с ним сотрудничали выдающиеся архитекторы и художники своего времени, создавая модели и формы для изделий: А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, В. Стасов, В. Гарман и др. В 1890г. завод вошел под единое управление вместе с Императорским фарфоровым заводом и прекратил свое существование в 1918 г. Императорский Стеклянный завод принимал регулярное участие во всех крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных выставках, регулярно удостаиваясь высоких наград и признания выдающегося художественного и технологического уровня представленных произведений. До конца XVIII в. предметы из бесцветного («цесарского») стекла производились с применением поташа, на рубеже XVIII-XIX вв. начинают производить настоящий свинцовый хрусталь, обладавший большой прозрачностью, чистотой и блеском. С 1830-х гг. начинается производство прессованных изделий из прозрачного и цветного стекла. Палитра цветных стекол была широкой и разнообразной, включала такие оттенки, как васильковый, вишневый, красный, черный, аквамариновый, фиолетовый, костяной, алый, янтарно-желтый, синий, изумрудно-зеленый, бирюзовый, мраморный, позднее добавились опаловый, яшмовый.

Наши рекомендации