Аттическая и италийская керамика X-I вв. до н э.
Почти все аттические вазы сделаны на гончарном круге; тулова сосудов помещались на основания в форме цилиндра или окружности. Все вазы без исключения симметричны и уравновешены относительно центральной оси, вертикально устойчивы благодаря надежной базе, имеют устье, а иногда и крышку. Плавные изгибы, удобные ручки и просторные устья используют пластические возможности, упругость и другие природные особенности аттической глины.
Некоторые аттические вазы более простых форм, такие, как скифос и пелика, делались на гончарном круге из одного куска глины и сразу окончательно обрабатывались. Однако многие другие типы сосудов, такие, как килик, лекиф, кратер и гидрия, выполнялись по частям, которые затем соединялись обмазкой из влажной глины и дорабатывались на гончарном круге. Место стыковки частей обычно зависело от типа и формы сосуда. В килике, например, это точка соединения ствола ножки и собственно чаши; в кратере состыковываются шейка и тулово. Изменение формы в этих точках помогает скрыть места соединений. Однако тулово большой гидрии или кратера невозможно было сформовать из одного куска, и его приходилось делать по частям. Большой чашевидный объем и кольцевые части должны были соединяться в сплошную гладкую поверхность, на которой негде было скрыть стык. Поэтому готовые твердые части собирали в окончательном виде и оставляли на день во влажном месте для предохранения от слишком быстрого высыхания и растрескивания. Затем их покрывали сырой глиняной обмазкой, а все тулово сосуда дорабатывали и выглаживали так искусно, что стык не был виден.
Аттическая керамика эпохи классики делится на чернофигурную и краснофигурную. Более древняя чернофигурная вазопись восходит к концу 7 в. до н.э. Примерно в начале 5 в. до н.э. ее постепенно вытеснила краснофигурная керамика, однако чернофигурная роспись продолжала использоваться для декора панафинейскихваз по крайней мере еще в эллинистический период.
На чернофигурные вазы изображение наносилось черным лаком при помощи кисти и представляло собой только силуэты; детали рисунка процарапывались или прочерчивались поверх лака. Чернофигурная роспись происходит от примитивных рисунков на сосудах более древнего геометрического стиля; классической чернофигурной керамике непосредственно предшествовал протоаттический стиль с контурными изображениями. Черные фигуры контрастно выделяются на красном фоне глины, из которой сделана ваза.Краснофигурная техника производит впечатление, противоположное эффекту чернофигурной техники. Изображения здесь оставлены некрашеными, а фон вазы покрыт черным лаком.
Тематика и стиль росписей аттических ваз эволюционировали в течение 9–4 вв. до н.э. В эпоху геометрического стиля, расцвет которого приходится на 9 в. до н.э., преобладал декор, покрывавший почти весь сосуд: шахматные узоры, меандр, кресты, свастики, точки, ленты, штриховка и т.п. Стилизованные растительные и анималистические мотивы применялись довольно редко. На больших дипилонских вазах 8 в. до н.э., которые устанавливались на могилах, в ленты орнамента были включены и более сложные композиции.
.В декоре протоаттических ваз 7 в. до н.э. художники начали осваивать мифологические сюжеты. Большая часть поверхности вазы отводилась для изображений чудовищ и героев, а декоративные узоры применялись в качестве обрамлений сцен.
Чернофигурная керамика 6 в. до н.э. в полной мере использовала сюжеты богатейшей греческой мифологии. Боги и богини, герои и чудовища изображались в сценах из жизни олимпийцев и эпизодах Троянской войны. Декоративные мотивы использовались сдержанно, для разграничения сцен с фигурами, нарисованными черным лаком. Постепенно вводились сюжеты из повседневной жизни обычных людей, например воин, вооружающийся для битвы, или упражнения в гимнасии; такие изображения стали вытеснять мифологические.
В 5 и 4 вв. до н.э. эта тенденция продолжала развиваться в декоре краснофигурных ваз. Образ человека стал главным, хотя некоторые мифологические сюжеты еще продолжали использоваться. Изображались битвы, пиры и состязания атлетов, обычные люди и их повседневные занятия. Декоративные мотивы играли второстепенную роль; пальметты, лотосы, меандр обычно использовались для обрамления рисунка.
После формовки на гончарном круге греческие вазы держали в сырой комнате до тех пор, пока они не будут готовы для декорирования. Роспись наносили на отвердевшую полусухую поверхность. Когда вазы высыхали полностью, их обжигали, но не в один прием. Процесс обжига разделялся на три отдельных стадии: окисление, восстановление и вторичное окисление.
В декоре основной массы аттических ваз использовались два цвета: красновато-оранжевый и металлический черный. Красновато-оранжевый был естественным цветом обожженной аттической глины, из которой делались вазы; он усиливался при покрытии изделия желтой охрой. Металлический черный глянец, или лак, получали из той же аттической красной глины; черным глянцевое покрытие становилось в результате обжига. Оксид железа, содержащийся в глине, придавал изделию красный цвет, если оно обжигалось в окисляющей среде, и черный, если обжиг проводился в восстановительной среде.
Южноиталийская вазопись-прямая наследница аттической. Изготовленные искусные вазы афинскими мастерами высоко ценились жителями Великой Греции . Во второй половине 5 века до н. э. на Юге Италии и на Сицилии появились греческие колонии, а вних центры по производству расписной керамики.
Особую группу италийской керамики, выполненной местными мастерами, составляют апулийские вазы, названные по имени древних жителей юго-восточной Италии апулийцеви относящихся к 5-3 веку до н. э.
В соответствии с центрами производства, как правило, выделяют три основные группы апулийской керамики: керамику Давнии (на севере), керамику Мессаны (Калабрии – на юге)и керамику Певцетии, расположенную между 2-мя этими центрами.
На протяжении почти пяти столетий мастерские сохраняли локальные традиции древнейшей италийской и средиземноморской культуры, чем вероятно объясняется своеобразие форм сосудов и преобладание геометрических мотивов в их орнаментике.
В период расцвета италийской керамики в 5-4вв. до.н.э. Вазы явл. Местной разновидностью расписных керамических античных сосудов. Чаще- кратеров краснофигурного стиля, относящихся к этому же времени. От аттических их отличает разнообразие форм и живописный декор, дополненный белой, жёлтой и пурпурной красками.
Большие апулийские вазы предназначались для заупокойного культа. Вазы меньшего размера с шутливой росписью на темы популярных народных комедий назывались флиакскими и, как правило, были расписаны сценами греческих комедий.
Поскольку италийские глина были невыразительны по цвету, мастера исп. яркую обмазку на основе охры, различные оттенки которой создавали впечатление объёмности изображаемых фигур. Сыграла свою роль и практика использования накладных красок, которые с течением времени становились всё более интенсивными, асобенно на апулийских вазах. В результате экспериментов с накладными красками а Аппулии появилась оригинальная техника, получившая своё название от приморского горадаГнация (Гнафия) на востоке Апулийского полуострова.
Этрусские мастера, славившиеся своими произведениями из золота, бронзы и глины изготовляли различные предметы домашнего обихода и из керамики: блюда, чащи для омовения, ступы, скамеечки для ног.
В теч 8 в до н. э. виловианцы начали копировать импортную древнегреч. Керамику геометрического стиля. При этом они имитировали белую основу, а орнаментальную роспись выполняли в красных или коричневых тонах.
Известно что первые находки греческой керамики Этрусии относят к Геометрическому периоду. Современные этрусские сосуды становятся близки коринфском оригиналом, а изображения животных и мифологических героев вазописцы создавали чёрным лаком, дополняя его белыми пурпурными деталями.
Изделия виллановианцев, вылепленные без применения гончарного круга из красных глин с различными примесями и после обжига приобретавшие коричневый или чёрный цвет, получили название «импасто». В декоре сосудов импастопоявл. Изображения человеческих фигур, животных птиц, мифологических существ. Формы этого утончённого тапа изделий 5 в. до н. э. могли могли восходить, как к традиционным формам, так и к иноземным греческим образцам.
Керамика импасто относится к наиболее архаичной форме этрусской керамики буккеро с итальюнскогоЧёрный.
Керамика с исп. техники буккеро производилась в 7-4 вв. до н. э. После формовки и обжига изделие лощили(полировали трением).(полировали трением).Глина прокапчивалвсь и приобретала при этом чёрный цвет. Керамика в технике буккеро демонстрирует всё многообразие форм с лепными фигурными деталями, украшенными прорезным и графированным орнаментом.
В 1 в. до н. э. гончары из АРЕЦЦО начали производить знаменитую аретинскую керамику, исп.римлянами для сервировки стола в последующие столетия. Эти изделия отличались тоном обожжённого черепка: от оранжевого до тёмно-красного цвета. Их украшали рельефным декором, кот.предусматривался уже в форме, либо присоединялся к сосуду отдельными фрагментами.
20) Зарождение керамического искусства. Керамика VIII-IIтыс. до н. э.
Первая керамика появилась у представителей древних культур эпохи неолита, нового каменного века ок. 8-3 тыс. до н. э. Одним из существенных достоинств расположения неолетических поселений являлось наличие залежей глины. В этих местах начинают формироваться центры производсва глиняных изделий.
Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном. Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины. В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили, очевидно, для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее появились специальные обжигательные печи. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.
В период медного века (4 тыс. лет до н.э.) формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пола, т. е. на преобладание оседлого образа жизни. Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров (так называемого ямочно-гребенчатого типа), покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов. До гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались - сочетания красных, белых, черных и других красок.
Иногда наряду с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных. Археологические и этнографические исследования показывают, что первобытные орнаменты наделялись магическим значением, в основе их лежала условно-схематическая передача явлений природы (так, например, зигзагообразные линии и серповидные знаки на древних китайских сосудах культуры Яншао обозначали молнии и луну, были знаки солнца, воды и т. д.). Постепенно, по мере ослабления магических представлений, первоначальный смысл орнаментальных форм забывался, и они все больше превращались в декоративные мотивы. Подобные расписные изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на обширной территории, включающей ряд Балканских земель и юго-западные районы нашей страны (трипольская культура), Средиземноморье, Ближний Восток, Среднюю Азию, Китай.
В каждом из этих районов гончарство имело свои местные, локальные особенности. Ярким примером керамического мастерства той поры являются сосуды и небольшие скульптурки, относящиеся к трипольской культуре. Трипольские мастерицы умели отмучивать глину, изделия искусно лепились от руки, без гончарного круга, который появился позднее. Известны свыше 20 видов керамики, изготовлявшейся из местных глин; выделяются сосуды из тонкой розоватой массы — кувшины с узким горлом, глубокие миски, двойные сосуды, напоминающие по форме бинокль, — расписанные чаще всего белой, черной и красной красками из тонкотертых, естественно окрашенных глин. В орнаменте преобладают мотивы круга и спирали, которые, возможно, обозначали солнце, почитавшееся как источник жизненных благ. В варьировании этих простейших мотивов проявляется большая изобретательность и высокое мастерство.
В трипольских поселениях найдено также много небольших скульптур весьма характерного облика — с распушенными волосами, горбатым носом, условно переданными формами и пропорциями; на некоторых из них сохранились следы раскраски красной охрой. Скорей всего это — изображение древнейшего женского божества — матери-родоначальницы. Интересна и своеобразна керамика и многих других районов той поры. Сосуды из Передней Азии, так называемого периода Обейда, например, вылепленные из тонкой, желтовато-зеленой глины, украшались очень изящными росписями коричневато-красного цвета, великолепно сочетавшимися с формой и конструкцией вещи (известный сосуд из Суз с орнаментальным изображением животных). Таким образом, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной выразительности. Важно отметить, что начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве связана в первую очередь именно с керамикой. В узорах, покрывавших керамические сосуды нового каменного и медного веков, прослеживалось построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности — прикладное искусство.
Следующий этап развития керамического производства относится к периоду сложения рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретение гончарного круга (IV тыс. лет до н.э.), применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины. Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но только там, где уже выделились ремесленники. Выдающимся достижением керамистов Древнего Востока было также изобретение цветных глазурей. Описание способа приготовления фриттованных глазурей содержится на глиняных табличках с клинописным текстом, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (VII век до н.э.).
Широко известна в первую очередь архитектурная поливная керамика Ассирии, Вавилона, Древнего Ирана. Особенного совершенства достигли иранские глазурованные панно с рельефными многоцветными изображениями, украшавшие стены дворцов и храмов. Самым прославленным является фриз из дворца в Сузах с фигурами «бессмертных» царской гвардии — торжественно шествующих воинов в роскошных узорных одеяниях, которые должны были по представлению древних персов охранять царя в случае измены живой охраны. Очень выразительными были и глазурованные изображения львов и фантастических животных, занимавшие почетное место в украшении дворцовых покоев. Яркие сочетания голубых, изумрудно-зеленых, желтых, темно-лиловых глазурей создавали великолепный декоративный эффект.