Керамика и фаянс Англии и Голландии XVI-XVIIIвв.
Фаянс стала изготовлять вГолландия во второй половине XVI века. В то время здесь поселяются гонимые протестанты с юга, и среди них мастера фаянса из Антверпена, где подобные мастерские существовали уже в первой половине XVI века. Ряд произведений, возникших до 1600 года, указывает на то, что знание оловянной глазури, по всей вероятности, было заимствовано у итальянцев. С наступлением XVII века производство концентрируется почти исключительно в Дельфте, чему благоприятствовало расположение города у гавани и вблизи необходимых залежей глины.
Ряд фаянсовых мастерских, возникших в Дельфте в промежутке 1640— 1660 годов, добились посредством своих высококачественных фаянсов таких успехов, что могли конкурировать с ввозимым из Японии фарфором. Этим дельфтские мануфактуры обязаны большой предприимчивости, включая умение приспособиться к желаниям потребителя, ремесленному мастерству и высокому уровню техники, равно как своим культурным связям с наиболее крупными центрами голландской живописи. Много значил, конечно, непосредственный пример китайского и японского фарфора. В техническом отношении в Дельфте достигают такого совершенства тонкого черепка, глазури и росписи, что на первый взгляд фаянс мог сойти за фарфор. Обогащаются, огнеупорные краски в результате применения красной, и шире становятся технические возможности благодаря сочетанию росписи огнеупорными и муфельными красками. Только в области формовки Дельфт долгое время ничего существенного не выдвигал, в большинстве заимствуя, модели дальневосточных изделий. Собственная изобретательность в этом была минимальной, и вся художественная заслуга состояла в живописном оформлении наружной поверхности. Дельфтские фаянсовщики могли располагать неограниченным числом декоративных мотивов, почерпнутых из отечественных и чужеземных источников, причем из этих двух сфер источников вытекают две разнородные художественные тенденции — отечественная и восточная. Отечественные тенденции преобладают еще в третьей четверти XVII века, находя себе выражение в фигурных композициях, изображающих повседневную жизнь голландского народа в городе и на море, в пейзажах, интерьерах, морских сражениях, сценах из Ветхого и Нового Завета, реже в мифологических сюжетах. Написано это одной только синей краской, а по стилю выполнения тесно связано с современной голландской живописью на дереве. К числу лучших произведений этого периода относятся работы живописца Фредерика ванФрийтома, действовавшего в Дельфте в 1658—1673 годы.
Наряду с синим находит себе применение полихромный декор, который в первое время писали одними огнеупорными красками, обогатив их к концу XVII века применением красной. С началом XVIII века стали копировать китайский товар «зеленое семейство» и японский «имари», но, пользуясь собственной фантазией, придумывали на основе образцов новые композиции, где в пестром беспорядке соединяются самые разнородные мотивы. Различные световые эффекты иногда усиливались посредством рифления, его всегда находить на комплектах, составленных из трех ваз с крышками н двух флейтообразных ваз (так наз. «кашмиры»). Чем дальше в XVIII век, тем больше выдвигаются на передний план муфельные краски, особенно на работах, подражающих «розовому семейству», в которых дельфтская живопись по фаянсу времени 1725—173Э годов достигла своего апогея. Третий вид полихромной техники представляет собой сочетание под- н надглазурной росписи по японскому образцу.
Уже к концу XVII века в дельфтских мастерских давал себя знать дух предпринимательства. Контроль над мастерскими, который до сих пор оставался за художниками, теперь берут на себя купцы, и это снизило бы художественный уровень, если бы тому не препятствовала сильная традиция и яркая индивидуальность отдельных мастеров. В течение всего XVIII века декор дельфтских фаянсов живет этими традициями. Новыми, однако, являются причудливые барочные формы сосудов, так называемых пальцевидных ваз и высоких ваз для гиацинтов в виде пагод. Дельфтского же происхождения сосуды в форме картофелины или в виде животного и птичьей клетки. Точеные деревянные модели их, изготовляясь в Голландии, одновременно отправлялись на Дальний Восток, где служили формами для сосудов из фарфора.
В 17 в. для английского населения в большом количестве импортировались вино и пиво. Немецкие сосуды из каменной массы и делфтские сине-белые фаянсовые бутыли пользовались таким успехом у растущего среднего класса, что вызвали к жизни их подражания. Вскоре появился «английский Делфт», но с росписью худшего качества. Двадцать фабрик возникли в Ламбете близ Лондона; позднее появились другие, в Ливерпуле и Бристоле, едва ли не серийного производства. В сравнении с голландскими прототипами английские сосуды имели более твердую массу и глазурь другого состава, нередко кракелированную. Бутыли для вина, кружки для эля, разного рода кувшины, подсвечники и блюда имели широкий рынок сбыта. Со временем английские гончарные изделия, покрытые свинцовой глазурью, по качеству превзошли местный фаянс.
Английская глина отличается исключительной прочностью, и в районах, богатых глиной, гончарное мастерство поколениями переходило от отца к сыну.
Двайт, мануфактура которого оставалась в распоряжении его потомков вплоть до 1862, еще в 1677 преуспел в изготовлении каменной массы немецкого типа. Кроме того, он делал статуэтки, покрытые полупрозрачной соляной глазурью, экспериментировал с основными композиционными и декоративными формами и с накладными рельефами.
Томас Уилдон. Другой вид керамики, производившийся в 1820-е годы, представляла посуда из кремнистой глины, покрытая свинцовой глазурью, – кремовые «уилдонские изделия», получившие название по имени их изобретателя, Томаса Уилдона. Этот знаменитый мастер-гончар был не только новатором и экспериментатором, но также замечательным учителем, среди учеников которого был Джозайя Веджвуд. Уилдон расширил технологию и упрочил положение английской керамической промышленности в целом. Его «агатовые» чайные сервизы, табакерки и рукоятки для ножей имитировались за рубежом, а он, в свою очередь, копировал континентальную каменную керамику и воспроизводил в прекрасной английской глине столовые супницы с крышками, уподобленными по форме овощам. Он изготавливал и целые обеденные сервизы с украшениями в виде овощей; наиболее популярным был его сервиз Цветная капуста, созданный около 1760.
Джозайя ВеджвудВ 1775 Веджвуд изобрел «яшмовую» каменную массу. Веджвуд был приверженцем рационального неоклассического стиля своего времени.
Яшмовая керамика – материал, напоминающий бисквитный фарфор и идеально подходящий для неоклассического декора в технике многослойной резьбы – был самым знаменитым изобретением Веджвуда. Первоначально применяли сплошное одноцветное окрашивание, затем перешли к менее дорогому способу: изделие окунали в цветную массу, и окрашивалась только поверхность черепка. После 1768 Веджвуд и его партнер Томас Бентли на их новой фабрике «Этрурия», близ Сток-он-Трент, изготавливали из яшмовой массы неоклассические ювелирные украшения, гигантские вазы, безделушки, подставки для светильников, архитектурные фронтоны и вставки для мебели.
Керамическое производство Веджвуда достигло высокого уровня специализации. Отдельные операции поручались другим фабрикам, таким, как Челси, где выполнялись некоторые виды эмалевой росписи и декор знаменитой черной керамики. Простые гладкие дешевые изделия, предназначенные продажи и сбыта на европейском рынке, украшались в новоизобретенной технике переводных рисунков. Носики, ручки и рельефные украшения делались по отдельности, а затем изделия собирались. Самым существенным творческим достижением самого Веджвуда было его достоверное воспроизведение в керамике знаменитой римской Портлендской вазы.