Всемирные выставки. История развития принципов экспонирования керамики: триумф новейших технологий и художественных решений.
Керамика занимает важное место в системе мирового декоративного искусства последней трети ХХ – начала XXI века. Этот период стал триумфом творческой личности и мастерства художников, он отмечен новаторством пластического и тектонического формообразования в керамике и экспериментами технического исполнения.
Начиная с середины истекшего столетия, декоративная керамика получила широчайшее распространение во всех странах, постепенно определились основные тенденции и направления ее развития. Наметилось сложение национальных школ, утвердились основные центры творческой деятельности художников, выделились лидирующие фигуры и яркие индивидуальности художников-керамистов.
Мастера керамики постоянно открывают богатейшие возможности эстетической выразительности этого материала, основанные на синтезе формы, цвета и пространства, осваивают новые темы и аспекты реальности, расширяют символическое значение декоративной формы.
Особые свойства обожженной глины позволяют создавать значительные крупномасштабные работы, вступающие в контекст с архитектурой и дизайном, участвовать в оформлении ландшафтной среды. Керамика является полем экспериментального творчества, в ней отражаются разные направления современного искусства, такие как поп-арт, гиперреализм, концептуализм, видео-арт, создание инсталляций и арт-объектов.
На международной арене отечественная керамика постепенно приобретает собственное творческое лицо и выделяется самобытностью, глубиной художественного содержания, профессионализмом в решении формальных задач и высоким гуманистическим настроем.
В последней трети ХХ – начале XXI вв. окончательно утвердился особый специфический вид искусства – декоративная керамика со своими пластическими и цветовыми приемами, с богатым арсеналом средств для проявления творческого потенциала художника.
Основные европейские школы керамики сформировались на протяжении ХХ века. Послевоенный период развития керамики (50–60-е гг.) был ознаменован новым отношением к материалу: стремлением великих художников (П.Пикассо, Ф.Леже,А.Матисс) выявить его архаическую рукотворность, пластические и монументальные качества. Становлению нового подхода к материалу способствовала активная деятельность Международной академии керамики (Женева), организовавшей выставки мировой керамики в гг. Остенде (50-е гг.) и Праге (1962).
Наряду с развитием новых тенденций формообразования в западно-европейских странах, в 80-е гг. сложилась уникальная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша). Она обладала собственной стилистикой, хорошей школой, производственной базой и выдающимися мастерами. Это П.Рада, В.Шерак, И.Викова (Чехословакия), К.Кубинская, М.Кучинская (Польша), И.Шраммель, И.Полгар, К.Орбан (Венгрия).
Международная академия керамики (Женева) была организатором международных конкурсов керамики в Италии (Фаенца) и Франции (Валлорис), которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие декоративной керамики разных континентов. Эти конкурсы заметно повысили общий уровень мировой керамики. Они раскрыли национальную самобытность и высокое мастерство выдающихся художников: К.Карле (Аргентина), Х.Гонзалес (Куба), С.Эспинозы (Пуэрто-Рико), Р.Аутио, (США), Н.Шибаты, Е.Коичи (Япония), БоЧенга (КНР), А.Декерф (Сенегал), Л. ДюТойт, Т.Нтухваны (ЮАР), Г.Дейли (Австралия), и А.Датча (Новая Зеландия)
Новые тенденции в керамике XXI века за рубежом определяли крупные выставки «Искусство керамики» (Лондон) и «Talente» (Мюнхен). В России – это арт-проекты керамистов С.-Петербурга и Москвы (2002–2010 гг.), крупные республиканские выставки «Самое близкое искусство» (2007 г.), «Отечество» (2008) и персональные выставки ведущих мастеров страны. В России и на Западе также появились совершенно новые формы самовыражения художников (арт-объекты, видео-технологии), которые значительно изменили художественный язык мировой керамики.
Важную роль в развитии отечественной керамики начала XXI века играют художественные выставки, организованные Ассоциацией художников декоративных искусств Московского Союза художников. Так, на выставке «Да будет свет» (2002) значительное место занял раздел декоративной керамики. Цветовое и пластическое разнообразие материалов, баланс традиционных веяний и дизайна определяли характер московской керамики, где выделялись работы В.Ореховой, Г.Джабаровой и Т.Табаровской. Тонкий колорит и изящный вкус характерны для триптиха Г.Корзиной. Лучшие традиции московской школы керамики продолжают работы Д.Мухиной, М.Фаворской и Т.Зубовой. Поиск новых средств художественной выразительности отличает работы И.Мазановой, соединяющей поэтическую тонкость чувств с прагматизмом времени и игрой ума. Синтез керамики и металла лежит в основе композиций О.Маймистова, тяготеют к дизайну работы Е.Хлендовской. В целом выставка москвичей показала, что творческий потенциал керамистов многообразен и отличается разнообразием творческих индивидуальностей.
Республиканская выставка «На радость вам» (2005) показала высокий уровень керамики России. Своеобразным романтическим камертоном экспозиции стали произведения петербуржца В.Гориславцева. «Белая ночь», «Набережная», «Канал». Молодых художников интересуют проблемы развития и метаморфозы органических форм; они конструируют новые объекты, насыщая их декором (работы Д.Дикаревой, Москва). Органичность формы и декора характерна для работ А.Ситника (Моск. обл.).
На Всероссийской выставке «Самое близкое искусство» (2007) художники представили широкий ассортимент декоративной скульптуры, ваз, настенных пластов, рельефов, композиций, арт-объектов и инсталляций. Главной тенденцией выставки стало выравнивание профессионального уровня художников русской провинции, Москвы и С.-Петербурга, появление новых имен в декоративной керамике. Примером служат декоративные пласты «Игры» (2007) москвички И.Мач, отмеченные колористическим даром и мастерским владением техникой подглазурной росписи. Выразительность форм и острота силуэтов отличает «Декоративные вазы» (2006) О.Равинской (Москва), в которых выявлена напряженная конструкция форм и природная красота глины. Композицию «Счастье мое» (2006) В.Кузнецовой (Моск. обл.) выделяет внутренняя гармония и точно найденные соотношения между грузной фигурой матери и крошечной фигуркой дочери и тонкий психологизм.
Разработка традиционных форм сегодня часто сочетается с лаконичным цветовым решением (работы Е.Хлендовской, Москва), в соединении вазы со скульптурным объемом (Л.Ненашева, Москва). Синтез скульптуры и утилитарной функции, острота пластических решений характерны для работ Г.Корзиной (Москва).
Заметно расширилась география российской керамики, выросло мастерство многих авторов. Интересны эксперименты в керамике Е.Скурихина (Барнаул), Т.Лощининой (Скопин), Л.Захаровой (Санкт-Петербург). Ю.Шабаевой (Москва), Ю.Юшковой (Красноярск).
Активно работают и творческие группы на базе Гжельского экспериментального керамического завода МСХ (Московская область), в которых работают художники разных творческих направлений. Так, И.Помелова (Московская область) создала выразительную серию портретов современников. Новые стилистические черты характерны для пространственных композиций К.Александрова (Москва), отмеченных обостренным чувством ритма и многоцветной росписью. В.Сидоров (Москва) создал в керамике серию декоративных скульптур. Для молодых художников работа и общение с мастерами керамики оказала плодотворное воздействие на повышение их профессионального уровня и воспитание художественного вкуса.
В декоративной керамике России начала XXI века сохранились традиционные жанры изобразительного искусства, которые занимают важное место в творчестве. В натюрморте и пейзаже художники стремятся к поиску новых изобразительных средств. Так, в керамических пластах А.Удальцова (Москва) усложняет ритм и цвет и незримо «привязывает» изображаемые предметы к краю декоративного пласта. Н.Корчемкина (Пермь) в пласте «Большая небесная рыба» (2003) превращает пейзаж в условную кулису и разворачивает на плоскости театральное действо.
6) Уильям Моррис «Движение искусств и ремёсел»: от традиции к новаторству..
Уильям Моррис возводил в высокий ранг творца совокупный образ технолога, конструктора и художника, коим сам на самом деле и являлся. Уильям Моррис становится первым в современном понятии дизайнером в Англии. Мастер прорисовывает эскизы принтов, черпая вдохновение в природе, переносит орнаменты на обои, гобелены, мебель, керамическую плитку, витражи и даже книги, объединяя всё в целостные интерьеры.
Для изготовления предметов интерьера и отделки в 1861 году Уильям Моррис основывает фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Почти на протяжении века предприятие сохраняет статус ведущей мануфактуры Европы в сфере декоративно-прикладного искусства. Ручной труд, природные материалы, естественность композиции становятся тремя китами, на которых держится производственный процесс фирмы. К тому же фирма выполняет роль своеобразной школы для художников и ремесленников. Это способствует распространению идей движения «Искусств и ремёсел» и созданию новых творческих объединений под руководством последователей Морриса, в том числе и в других странах.Фирма, создававшая предметы декоративно-прикладного искусства, тоже была протестом. Это была борьба не только против одинаковой фабричной продукции, но против обезличенного труда рабочих, вынужденных работать по шаблону, не зная радости творчества. Художники и мастера фирмы создавали витражи, стенной декор, изделия из металла, мебель, вышивку, ковры и широко известные обои с ручной набойкой.
Уильям Моррис и движение «Искусств и ремёсел» возрождает ценность керамики ручной работы. Природный материал соответствует всем требованиям творческого течения и обретает вторую жизнь в своём самом высокохудожественном воплощении в английских домах. В интерьерах художника и дизайнера вновь появляются изразцы на каминах и в отделке, керамический декор и посуда ручной росписи. Большую часть декоративной керамики для проектов Уильяма Морриса выполняет Уильям Френд де Морган.
В декоре преобладали стилизованные изображения плодов, цветов, птиц и животных иногда отмеченные влиянием средневекового искусства.
Предметы, выходившие из мастерских фирмы Морриса, пожалуй, были смутно знакомы людям на первый взгляд. Создавая излюбленные растительные орнаменты, Уильям вдохновлялся древними манускриптами и самой природой. Кажущаяся простота была просчитана до мелочей, обилие деталей делало декор продолжением реальности. Причудливость и «наивность» этих мотивов ассоциировались у Морриса со Средневековьем, когда жизнь была «правильней». Его предметы настолько сильно отличались от безликой фабричной продукции, что довольно быстро нашли своих ценителей.
Несомненно, предметы ручной работы имели высокую стоимость, поэтому такая роскошь была доступна далеко не всем. В связи с этим идея создания эстетически продуманной среды обитания для каждого человека противоречила взглядам самого Уильяма Морриса как социалиста. Но несмотря на это, небольшое сообщество художников переросло в движение «Искусств и ремёсел», которое получило распространение не только в Англии, но и практически по всей Европе и в США.
Оформившись в викторианской Англии, движение «Искусства и ремесла» вскоре получило распространение в Европе, где художники в основном обратились к воссозданию национального стиля, и США, где идеалы этого движения были восприняты стилем. Творчество художников-прерафаэлитов и их последователей, несомненно, оказало огромное влияние на сложение стиля модерн и современного дизайна в целом.
Движение «Искусств и ремёсел» в первую очередь подарило миру теорию о тесной взаимосвязи эстетических стандартов и морального состояния общества. Предметы быта ручной работы и сегодня занимают важное место в оформлении интерьера и высоко ценятся своей индивидуальностью и неповторимостью. Движение «Искусств и ремёсел» стало мощным толчком для зарождения стиля Модерн и послужило основой формирования принципов дизайна. Кроме того, течение способствовало возрождению национальных стилей благодаря повышению престижа и утверждению высокого статуса ремесленничества.
7) Скандинавский фарфор. Техники подглазурной живописи, декоративные глазури. Новые тенденции формообразования фарфоровых изделий.
С художественной точки зрения наиболее интересна продукция, выпущенная в конце 19 в. копенгагенской Королевской фарфоровой фабрикой, которая финансировалась государством. Эта фабрика работала без перерывов с момента ее основания в 18 в. Филип Шоу, управлявший фабрикой около 1850, сумел раскрыть таланты мастеров, таких, как Арнольд Крог, который ввел в производство белый фарфор с подглазурным декором, приспособив эту технику к выполнению натуралистических украшений. Модельщик Хеннинг создавал чувственные, наделенные живой энергией фигурки, а Хансен в качестве сюжетов для своих необычных статуэток использовал крестьянские типажи. Знаменитый мастер Малиновский создавал посуду строгих, простых форм из высококачественного фарфора. Хотя в целом фабрика выпускала изделия, не соответствовавшие новым тенденциям в изобразительном искусстве, она сохраняла свою жизнеспособность, продолжая лучшие традиции прошлого. ЙейсНильсен создал для производившихся фабрикой изделий из каменной массы бирюзовую глазурь, которая по качеству приближалась к старинным иранским глазурям.
Копенгагенская королевская мануфактура постоянно экспериментировала. Один из лучших результатов этих экспериментов – рифленый фарфор с сине-белым подглазурным узором, напоминающий китайские изделия. Получила развитие также серая кракелированная керамика; процесс ее изготовления настолько хорошо управлялся, что размеры кракле варьировались в зависимости от формы и рисунка, для которого предназначалась эта сетка трещинок. На вазах, сделанных из той же массы, искусно воспроизводили селадоновые глазури. В 20 в. фаянсовые мастерские Копенгагена выпускали покрытый свинцовыми глазурями фаянс, очень близкий к традиционной скандинавской крестьянской керамике.