Русский фарфор второй половины XIXвека.
Со второй половины XIX века изделия предприятий России Гарднера, Попова, Сафронова, Корниловых отражают вкусы средних слоев русского общества. В продукции этих заводов происходит становление новых черт русского фарфора, находят свое воплощение многие явления русской действительности. Именно на частных русских заводах, менее, чем Императорский, регламентированных нормами стиля или моды создаются оригинальные формы и их росписи, навеянные традиционной народной керамикой, появляются национальные мотивы в скульптуре.
Фарфор второй половины XIX века активно украшается живописными копиями с картин и сценами из литературных произведений (например, из басни И.А. Крылова.События современности также находят отражение в фарфоре: как только в Петербург привезли из Египта сфинксов и установили их на набережной у Академии художеств, они сразу же появились на фарфоре.
Увлечение готикой тоже отразилось в фарфоре, в частности, на Императорском фарфоровом заводе был создан сервиз в готическом стиле для дачи Александрия.
В формах пытались одно время подражать народной металлической и деревянной посуде. На фарфоре появлялись сентиментальные и романтические сцены, а в скульптуре 1078;анровые. Кроме фарфора с сюжетными и орнаментальными росписями распространение получили росписи изделий под яшму, бронзу, малахит, коралл и др. Активно продолжается изготовление больших декоративных ваз разных форм. Для украшения ваз, зеркал и каминов используются лепные цветы из фарфоровой массы особого состава. Высшее достижение в этой области букеты мастера Императорского завода Петра Иванова. Секрет состава, из которого делались эти цветы, знал лишь мастер, поэтому, после его смерти этот секрет был утерян.
В изделиях мелких частных фарфоровых заводов наблюдается некоторое запаздывание по отношению к заводам ведущим: если в продукции ведущих заводов еще с конца 30-х гг. на смену ампиру приходят исторические стили, то в фарфоровых изделиях частных заводов ампир, в сочетании с элементами народного искусства, сохраняется до 1850-х гг.Несмотря на такое запаздывание, продукция частных заводов была гораздо более конкурентоспособной благодаря своей дешевизне, а обилие ярких красок и относительная простота росписей соответствовали вкусам покупателей: купцов, мещан, зажиточных крестьян.
Во второй трети XIX века Россия, вслед за Европой, начинает экспериментировать с фарфоровой массой и с глазурями, пытаясь достигнуть, путем различных сочетаний компонентов новых эффектов в декоре фарфоровых изделий. По личному желанию Александра Александровича в России приступили к выделке терракоты, стали использовать цветные глазури и декорировать изделия в технике e surpate роспись жидкой массой по кобальтовому и хромовому фону, заимствованная с Севрской мануфактуры. В 1889 году на Императорском фарфоровом заводе удалось получить красную глазурь под названием бычья кровь.
В последней четверти XIX века на Императорском фарфоровом заводе копировали образцы Мейсена и Севра, изделия итальянского Ренессанса, восточные и египетские, датский фарфор.
К 1892 году на Императорском фарфоровом заводе освоили технику подглазурной росписи. Краски в подглазурной росписи наносят на еще не обожженный фарфор, и только потом изделие покрывают глазурью и обжигают на очень высоком огне, в отличие от муфельных красок надглазурной росписи, обжигаемых при более низкой температуре.Подглазурная роспись отличается ограниченной палитрой красок, т.к. не все оксиды металлов, входящих в их состав, выдерживают высокую температуру; но в этом виде росписи можно добиться удивительных эффектов, используя лишь различные тональности одного цвета.
Конец XIX начало XX века в России время модерна. Новая техника подглазурной росписи с неяркими серо-зелено-коричнево голубыми цветами, полутонами и дымкой как нельзя более кстати подходила для этого стиля с его культом органических красок и растительных форм. Кроме того, модерн в фарфоре выражается в причудливо изогнутых линиях формы, в росписях в виде стилизованных растений, русалок и проч. Пластика посуды приобретает подвижность как бы оплывая, стекая, расширяясь книзу; в моде смятые, витые, волнообразные формы. Гладкая поверхность фарфора исчезает под рельефом, чаще всего растительным, который меняет фактуру и форму предмета.