По программе Л.Г. Савенковой, Е.Л. Ермолинской, Е.С. Медковой
Предмет | Изобразительное искусство | Класс | |||
№ четверти | IV | ||||
Тема четверти | Виды и жанры искусства | ||||
№ урока четверти | |||||
Тема урока | Комбинаторная композиция | ||||
Предыдущие темы/ последующие темы | 1 урок в IV четверти – Графика: линия в искусстве/ 3 урок в IV четверти – Скульптура | ||||
Тип урока - по способу проведения; - по целям обучения | Урок-практикум; Урок постижения новых знаний, умений и навыков; Урок - беседа | ||||
Цель | Используя план-схему ленточного орнамента, принципы композиции в орнаменте и его выразительные средства создать ленточный орнамент, соответствующий по ритму музыкальному произведению. | ||||
Методы, технологии: | Технология полихудожественного обучения | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
- формирование представления о народном декоративно-прикладном искусстве и о современном виде этого направления; - знакомство с несколькими видами орнамента (растительный, зооморфный, геометрический) - умение создавать ленточный орнамент графическими средствами (линия, пятно) | - развитие художественного восприятия, памяти, мышления; - развитие дифференцированного зрения, перенос воображаемого образа в художественную форму | - формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли, знатоков искусства, развивать эстетическое сознание; - развитие художественно-образного мышления; - формирование эстетического чувства | |||
Решаемые учебные проблемы | 1.Проблема композиционного размещения изображаемого на листе бумаги. 2. Выбирать и применять художественно-выразительные средства и вид орнамента (соответствующий тематике музыкального произведения) для изображения ритма орнамента, соответствующего ритму музыкального произведения. | ||||
Материально-техническое обеспечение | · Ноутбук, интерактивная доска, проектор; · Блокнот для записи определений; · Линейка, карандаш, альбом, цветные карандаши, ластик | ||||
Виды используемых электронных образовательных ресурсов и их методическое назначение | Комплект наглядных пособий по теме «Комбинаторная композиция в орнаменте» | ||||
План урока | 1. Организационный момент. Вводная презентация «Комбинаторная композиция в орнаменте». Наглядное пособие «Комбинаторная композиция в орнаменте». 2. Обсуждение проблем создания орнаментов. Актуализация цели, задач и практической работы урока. 3. Практика, выполнение учащимися творческой работы. 4. Этап оценки: рефлексия. | ||||
Организационная структура занятия | |||||
Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия обучающимися нового материала | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методики и формы обучения | Длительность этапа | ||
1. Приветствует учащихся, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. Проверяет готовность учащихся. 2. Предлагает просмотреть презентацию теме «Комбинаторная композиция в орнаменте» и прослушать музыкальное произведение «Карнавал животных. Аквариум» Шарль-Камиля Сен-Санса. | 1. Приветствуют учителя, готовят альбомы и ручки для записывания новых понятий, подготовлена бумага, графические материалы, линейка, циркуль. 2. Дети отвечают на вопросы учителя: «Какие виды орнамента вы знаете??», «Имеет ли орнамент свой ритм как в музыке?», «Назовите виды ленточного орнамента». | 1. Фронтальная работа со всеми учащимися. | 5 минут | ||
Этап 2. Организация и самоорганизация обучающихся для дальнейшего освоения материала | |||||
1.Учитель предлагает обсуждение проблем передачи ритма музыкального произведение при создании ленточного орнамента 2.Актуализирует цели, задачи урока. | 1. Дети слушают учителя и готовятся к практической работе. | 1. Фронтальная работа со всеми учащимися. | 10 минут | ||
3. Практикум - задание | |||||
1. Учитель организует деятельность по применению новых знаний: прослушивание музыкального произведения и воссоздание его ритма через композицию в орнаменте, предлагает выбрать вид орнамента, наиболее подходящий к музыкальному произведению; предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; 2. Индивидуально корректирует работу учащихся. | · 1. Работают индивидуально – выполняют изображение ленточного орнамента и создают собственную композицию, передающую ритм музыкального произведения, выбирают вид орнамента, наиболее подходящий на их взгляд к музыкальному произведению по тематике; 2. Осуществляют самопроверку. | 1. Индивидуальная работа. | 15 минут | ||
5. Предъявление и оценка полученных результатов. Подведение итогов | |||||
Помогает в проведении презентации своей работы. | Индивидуально представляют свою работу, характеризуя созданный ленточный орнамент. | Использование методики взаимооценки. | |||
6. Рефлексия | |||||
1. Организует обмен мнениями, благодарит учащихся за работу (оценивает). | Высказывают собственные суждения об проведенном уроке, о новых открытиях и полученных результатах. | Использование методики самооценки и взаимооценки. | |||
Комплект наглядных пособий орнамента для учащихся 8
класса по теме «Комбинаторная композиция в орнаменте» был разработан по теме «Композиция» представленной в программе для 8 класса по изобразительному искусству: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. Л., Медкова Е. С. Изобразительное искусство: 8 класс: программа для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2016.
Наглядное пособие выполнено в размер формат–А3 с использованием полноцветной печати. Каждое изображение распечатано и заламинировано.
Комплект наглядных пособий (3 единицы) представлен следующими разделами: «Виды ленточного орнамента», «Схемы построения ленточного орнамента», «Статичный и динамичный ритм в композиции орнамента» (Приложение 2). Наглядные пособия содержат общую план-схему построения ленточного орнамента с помощью модуля, примеры видов ленточного орнамента и статичную и динамичную композицию в орнаменте.
1 пособие «Виды ленточного орнамента». Представлены различные виды ленточного орнамента. Каждый ленточный орнамент (зооморфный, геометрический, растительный) имеет свою определенную специфику изображения. Но всех их объединяет то, что у всех есть повторяющийся элемент – модуль.
Пособие демонстрирует, что из геометрических фигур, зверей, растений и их пересечений и сочетаний может быть составлен композиционно интересный ленточный орнамент.
Из одного модуля получается большое количество ленточных орнаментов, это обусловлено тем, что при различных совмещениях и комбинациях одного модуля получается большое разнообразие вариантов. Данное пособие показывает учащимся, что схем композиционно-комбинаторного построения может быть множество.
2 пособие «Схемы построения ленточного орнамента». Представлено несколько схем построения ленточного орнамента. Из одного модуля получается большое количество ленточных орнаментов, это обусловлено тем, что при различных совмещениях и комбинациях одного модуля получается большое разнообразие вариантов. Данное пособие показывает учащимся, что схем композиционно-комбинаторного построения может быть множество, а из модулей, их пересечений и сочетаний может быть составлен композиционно интересный ленточный орнамент.
3 пособие «Статичный и динамичный ритм в композиции орнамента». Представлено несколько композиций ленточного орнамента в статическом и динамическом виде.
Использование наглядных пособий помогает изложить материал наглядно и последовательно, что способствует развитию зрительной памяти учащихся, развивает их художественно-образное восприятие, содействует более эффективному усвоению материала.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В этой главе были рассмотрены особенности подросткового возраста. В этом периоде происходит активное развитие познавательных процессов. Поэтому на уроках изобразительного искусства разработка ленточного орнамента, соответствующего по ритму музыкальному произведению будет интересна для учеников подросткового возраста.
В подростковом возрасте активно развивается теоретическое и логическое мышление. Поэтому можно сделать вывод, что использование полихудожественной технологии наиболее эффективно в подростковом возрасте, потому что создание ленточного орнамента имеет свою теоретическую основу, а для соотношения ритма композиции и ритма музыкального произведения нужны осмысленные логические операции для анализа.
С учетом возрастных особенностей учащихся, для эффективного и качественного проведения урока была составлена технологическая карта. Технологическая карта урока позволит организовать результативный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.
К уроку были разработаны наглядные пособия, в которых есть подсказки учащимся для выполнения классного задания. Их применение способствует доступности и понятности излагаемого материала, повышает у учащихся интерес к теме урока, и улучшает степень усвоения материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комбинаторная композиция играет важную роль в современном мире. Комбинаторика как часть формальной композиции – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке. Такая композиция активно используется в дизайне, в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве.
Создание комбинаторной композиции – задача сложная, представляющая собой целый комплекс художественных проблем, для решения которых нужны определенные знания и умения. Процесс создания комбинаторной композиции должен сочетать в себе теорию и логику.
Именно логическое и теоретическое мышление активно развивается в подростковом возрасте. Поэтому можно сделать вывод, что занятия по комбинаторной композиции будут наиболее эффективны в подростковом возрасте, потому что создание ленточного орнамента имеет свою теоретическую основу. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте по Д.Б. Эльконину является общение со сверстниками, поэтому организация урока-беседы с обменом мнениями является целесообразным действием.
Данная работа имеет теоретическую новизну в преподавании декоративной композиции на уроках изобразительного искусства, потому что раннее в общеобразовательных учреждениях не рассматривалась тема комбинаторной композиции (так как комбинаторика в искусстве как предмет изучения и обучения появилась относительно недавно). Данная курсовая работа имеет практическую значимость, так как здесь имеется технологическая карта и наглядные пособия к рассматриваемой теории.
Данная курсовая работа будет полезна для студентов художественно-педагогического профиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
2. Голубева, Д.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
3. Волкотруб, И.Т. Основы художественного конструирования: учеб. пособие. – Киев: Выща школа, 1988. – 191с.
4. Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа. – М.: РИП-холдинг, 2013. – 302 с.
5. Голубева, Д.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
6. Григорян, Е.А. Основы композиции в прикладной графике: учебно-методическое пособие для студентов и учащихся высш. и средних спец. заведений. – Ереван, 1986. – 32 с.
7. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312 с.
8. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
9. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 127 с.
10. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000. – 251 с.
11. Савенкова, Л.Г. Программа курса «Изобразительное искусство» 5-8 классы. – М.: Русское слово, 2016. – 200 с.
12. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции.: учебник для уч. 5-8 кл. – Обнинск: Титул,1998. – 80с.
13. Степанова, А.П. Теория орнамента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 149 с.
14. Чернихов, Я.Г. Орнамент: композиционно-классические построения. – М.: Сварог и К, 2007. – 200 с.
15. Бурова, Т.Ю. Основы формирования декоративной композиции: журнал «Известие». – Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2015 – 46 с.
16. Виленкин, Н. Я. Комбинаторика. – М.: ФИМА, 2006. – 400 с.
17. Выготский, Л.С. Педология подростка. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.
18. Гетманченко, О.В, Макогон Л.Н. Архитектура. Дизайн // журнал «Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость», 2014. – №1(6).
19. Донцов, А.О. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: особенности реализации полихудожественного подхода в процессе художественного образования в отечественной педагогике, 2013. –№19. – С. 6-8.
20. Краткий словарь художественных терминов [Текст] / Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с.
21. Райгородский, А. М. Линейно-алгебраический метод в комбинаторике . – М.: МЦМНО, 2015. – 144 с.
22. Худышкина, Т.В. Научный диалог: полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов. – Екатеринбург: Центр научных и образовательных проектов, 2014. – №11. – С. 89- 101.
23. Combinatorial designs: Constructions and Analysis. – N-Y.: Springer, 2004. – 511 p.