По программе Л.Г. Савенковой, Е.Л. Ермолинской, Е.С. Медковой

Предмет Изобразительное искусство Класс
№ четверти IV
Тема четверти Виды и жанры искусства
№ урока четверти
Тема урока Комбинаторная композиция
Предыдущие темы/ последующие темы 1 урок в IV четверти – Графика: линия в искусстве/ 3 урок в IV четверти – Скульптура
Тип урока - по способу проведения; - по целям обучения Урок-практикум; Урок постижения новых знаний, умений и навыков; Урок - беседа  
Цель Используя план-схему ленточного орнамента, принципы композиции в орнаменте и его выразительные средства создать ленточный орнамент, соответствующий по ритму музыкальному произведению.
Методы, технологии: Технология полихудожественного обучения
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
- формирование представления о народном декоративно-прикладном искусстве и о современном виде этого направления; - знакомство с несколькими видами орнамента (растительный, зооморфный, геометрический) - умение создавать ленточный орнамент графическими средствами (линия, пятно) - развитие художественного восприятия, памяти, мышления; - развитие дифференцированного зрения, перенос воображаемого образа в художественную форму - формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли, знатоков искусства, развивать эстетическое сознание; - развитие художественно-образного мышления; - формирование эстетического чувства
Решаемые учебные проблемы 1.Проблема композиционного размещения изображаемого на листе бумаги. 2. Выбирать и применять художественно-выразительные средства и вид орнамента (соответствующий тематике музыкального произведения) для изображения ритма орнамента, соответствующего ритму музыкального произведения.
Материально-техническое обеспечение · Ноутбук, интерактивная доска, проектор; · Блокнот для записи определений; · Линейка, карандаш, альбом, цветные карандаши, ластик
Виды используемых электронных образовательных ресурсов и их методическое назначение Комплект наглядных пособий по теме «Комбинаторная композиция в орнаменте»
План урока 1. Организационный момент. Вводная презентация «Комбинаторная композиция в орнаменте». Наглядное пособие «Комбинаторная композиция в орнаменте». 2. Обсуждение проблем создания орнаментов. Актуализация цели, задач и практической работы урока. 3. Практика, выполнение учащимися творческой работы. 4. Этап оценки: рефлексия.
Организационная структура занятия
Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия обучающимися нового материала
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методики и формы обучения Длительность этапа
1. Приветствует учащихся, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. Проверяет готовность учащихся. 2. Предлагает просмотреть презентацию теме «Комбинаторная композиция в орнаменте» и прослушать музыкальное произведение «Карнавал животных. Аквариум» Шарль-Камиля Сен-Санса. 1. Приветствуют учителя, готовят альбомы и ручки для записывания новых понятий, подготовлена бумага, графические материалы, линейка, циркуль. 2. Дети отвечают на вопросы учителя: «Какие виды орнамента вы знаете??», «Имеет ли орнамент свой ритм как в музыке?», «Назовите виды ленточного орнамента». 1. Фронтальная работа со всеми учащимися. 5 минут
Этап 2. Организация и самоорганизация обучающихся для дальнейшего освоения материала
1.Учитель предлагает обсуждение проблем передачи ритма музыкального произведение при создании ленточного орнамента 2.Актуализирует цели, задачи урока. 1. Дети слушают учителя и готовятся к практической работе. 1. Фронтальная работа со всеми учащимися. 10 минут
3. Практикум - задание
1. Учитель организует деятельность по применению новых знаний: прослушивание музыкального произведения и воссоздание его ритма через композицию в орнаменте, предлагает выбрать вид орнамента, наиболее подходящий к музыкальному произведению; предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; 2. Индивидуально корректирует работу учащихся. · 1. Работают индивидуально – выполняют изображение ленточного орнамента и создают собственную композицию, передающую ритм музыкального произведения, выбирают вид орнамента, наиболее подходящий на их взгляд к музыкальному произведению по тематике; 2. Осуществляют самопроверку. 1. Индивидуальная работа. 15 минут
5. Предъявление и оценка полученных результатов. Подведение итогов
Помогает в проведении презентации своей работы. Индивидуально представляют свою работу, характеризуя созданный ленточный орнамент. Использование методики взаимооценки.
6. Рефлексия
1. Организует обмен мнениями, благодарит учащихся за работу (оценивает). Высказывают собственные суждения об проведенном уроке, о новых открытиях и полученных результатах. Использование методики самооценки и взаимооценки.
           

Комплект наглядных пособий орнамента для учащихся 8





класса по теме «Комбинаторная композиция в орнаменте» был разработан по теме «Композиция» представленной в программе для 8 класса по изобразительному искусству: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. Л., Медкова Е. С. Изобразительное искусство: 8 класс: программа для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2016.

Наглядное пособие выполнено в размер формат–А3 с использованием полноцветной печати. Каждое изображение распечатано и заламинировано.

Комплект наглядных пособий (3 единицы) представлен следующими разделами: «Виды ленточного орнамента», «Схемы построения ленточного орнамента», «Статичный и динамичный ритм в композиции орнамента» (Приложение 2). Наглядные пособия содержат общую план-схему построения ленточного орнамента с помощью модуля, примеры видов ленточного орнамента и статичную и динамичную композицию в орнаменте.

1 пособие «Виды ленточного орнамента». Представлены различные виды ленточного орнамента. Каждый ленточный орнамент (зооморфный, геометрический, растительный) имеет свою определенную специфику изображения. Но всех их объединяет то, что у всех есть повторяющийся элемент – модуль.

Пособие демонстрирует, что из геометрических фигур, зверей, растений и их пересечений и сочетаний может быть составлен композиционно интересный ленточный орнамент.

Из одного модуля получается большое количество ленточных орнаментов, это обусловлено тем, что при различных совмещениях и комбинациях одного модуля получается большое разнообразие вариантов. Данное пособие показывает учащимся, что схем композиционно-комбинаторного построения может быть множество.

2 пособие «Схемы построения ленточного орнамента». Представлено несколько схем построения ленточного орнамента. Из одного модуля получается большое количество ленточных орнаментов, это обусловлено тем, что при различных совмещениях и комбинациях одного модуля получается большое разнообразие вариантов. Данное пособие показывает учащимся, что схем композиционно-комбинаторного построения может быть множество, а из модулей, их пересечений и сочетаний может быть составлен композиционно интересный ленточный орнамент.

3 пособие «Статичный и динамичный ритм в композиции орнамента». Представлено несколько композиций ленточного орнамента в статическом и динамическом виде.

Использование наглядных пособий помогает изложить материал наглядно и последовательно, что способствует развитию зрительной памяти учащихся, развивает их художественно-образное восприятие, содействует более эффективному усвоению материала.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В этой главе были рассмотрены особенности подросткового возраста. В этом периоде происходит активное развитие познавательных процессов. Поэтому на уроках изобразительного искусства разработка ленточного орнамента, соответствующего по ритму музыкальному произведению будет интересна для учеников подросткового возраста.

В подростковом возрасте активно развивается теоретическое и логическое мышление. Поэтому можно сделать вывод, что использование полихудожественной технологии наиболее эффективно в подростковом возрасте, потому что создание ленточного орнамента имеет свою теоретическую основу, а для соотношения ритма композиции и ритма музыкального произведения нужны осмысленные логические операции для анализа.

С учетом возрастных особенностей учащихся, для эффективного и качественного проведения урока была составлена технологическая карта. Технологическая карта урока позволит организовать результативный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.

К уроку были разработаны наглядные пособия, в которых есть подсказки учащимся для выполнения классного задания. Их применение способствует доступности и понятности излагаемого материала, повышает у учащихся интерес к теме урока, и улучшает степень усвоения материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комбинаторная композиция играет важную роль в современном мире. Комбинаторика как часть формальной композиции – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке. Такая композиция активно используется в дизайне, в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве.

Создание комбинаторной композиции – задача сложная, представляющая собой целый комплекс художественных проблем, для решения которых нужны определенные знания и умения. Процесс создания комбинаторной композиции должен сочетать в себе теорию и логику.

Именно логическое и теоретическое мышление активно развивается в подростковом возрасте. Поэтому можно сделать вывод, что занятия по комбинаторной композиции будут наиболее эффективны в подростковом возрасте, потому что создание ленточного орнамента имеет свою теоретическую основу. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте по Д.Б. Эльконину является общение со сверстниками, поэтому организация урока-беседы с обменом мнениями является целесообразным действием.

Данная работа имеет теоретическую новизну в преподавании декоративной композиции на уроках изобразительного искусства, потому что раннее в общеобразовательных учреждениях не рассматривалась тема комбинаторной композиции (так как комбинаторика в искусстве как предмет изучения и обучения появилась относительно недавно). Данная курсовая работа имеет практическую значимость, так как здесь имеется технологическая карта и наглядные пособия к рассматриваемой теории.

Данная курсовая работа будет полезна для студентов художественно-педагогического профиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

2. Голубева, Д.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.

3. Волкотруб, И.Т. Основы художественного конструирования: учеб. пособие. – Киев: Выща школа, 1988. – 191с.

4. Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа. – М.: РИП-холдинг, 2013. – 302 с.

5. Голубева, Д.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.

6. Григорян, Е.А. Основы композиции в прикладной графике: учебно-методическое пособие для студентов и учащихся высш. и средних спец. заведений. – Ереван, 1986. – 32 с.

7. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312 с.

8. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.

9. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 127 с.

10. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000. – 251 с.

11. Савенкова, Л.Г. Программа курса «Изобразительное искусство» 5-8 классы. – М.: Русское слово, 2016. – 200 с.

12. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции.: учебник для уч. 5-8 кл. – Обнинск: Титул,1998. – 80с.

13. Степанова, А.П. Теория орнамента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 149 с.

14. Чернихов, Я.Г. Орнамент: композиционно-классические построения. – М.: Сварог и К, 2007. – 200 с.

15. Бурова, Т.Ю. Основы формирования декоративной композиции: журнал «Известие». – Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2015 – 46 с.

16. Виленкин, Н. Я. Комбинаторика. – М.: ФИМА, 2006. – 400 с.

17. Выготский, Л.С. Педология подростка. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

18. Гетманченко, О.В, Макогон Л.Н. Архитектура. Дизайн // журнал «Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость», 2014. – №1(6).

19. Донцов, А.О. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: особенности реализации полихудожественного подхода в процессе художественного образования в отечественной педагогике, 2013. –№19. – С. 6-8.

20. Краткий словарь художественных терминов [Текст] / Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с.

21. Райгородский, А. М. Линейно-алгебраический метод в комбинаторике . – М.: МЦМНО, 2015. – 144 с.

22. Худышкина, Т.В. Научный диалог: полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов. – Екатеринбург: Центр научных и образовательных проектов, 2014. – №11. – С. 89- 101.

23. Combinatorial designs: Constructions and Analysis. – N-Y.: Springer, 2004. – 511 p.

Наши рекомендации