Нижнетагильский государственный социально-педагогический

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования

"Российский государственный профессионально-педагогический университет"

Кафедра художественного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «КОМБИНАТОРИКА»

Выполнила студентка

Зыкина Алена

Владиславовна

ФХО, НТ-404о-ХОи

Научный руководитель:

Кузнецова Наталья Сергеевна,

к.п.н., доцент

Дата сдачи:_______________

Оценка:_________________

Нижний Тагил

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы обучения комбинаторной композиции……………………………………………………………...…...………7

1.1. Основные законы и правила комбинаторной композиции………...………………………………………………………………....7

1.2. Особенности создания комбинаторной композиции на уроках декоративного рисования…………………………………………………….…….16

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..….24

Глава 2. Разработка наглядных пособий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»………….....................................................................................25

2.1. Возрастные особенности детей подросткового возраста……………….…...25

2.2. Разработка технологической карты занятия и наглядного пособия для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»…………………………………....29

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………...........................................37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………......39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….…42

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….....51

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое внимание уделяется повышению уровня образования и воспитания детей согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования [1]. Главная задача современной школы формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Данную задачу, призвана решить, главным образом, предметная область "Изобразительное искусство". Одним из предметов изучения изобразительного искусства является декоративная композиция [11] .

Стоит отметить, что знания декоративной композиции актуальны в наше время, потому что декоративная композиция включает в себя комбинаторику, которая связана не только с наукой, но и с искусством. Комбинаторика является важным знанием в профессии архитектора, инженера, дизайнера и во многих других профессиях. Согласно ФГОС основного общего образования ученик должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека, поэтому основы комбинаторики важно рассматривать на уроках изобразительного искусства [1].

Знание основ комбинаторной композиции поможет учащимся, которые планируют свое будущее связать с такими профессиями как архитектор, инженер, дизайнер.

Обучение должно проходить не только через непосредственное восприятие произведения искусства, но и также через практическую деятельность учащихся. Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными.

Впервые принципы комбинаторики сформулировали и начали использовать на практике советские конструктивисты, а том числе А. Родченко, В. Татлин, К. Мельников [24]. В рабочих программах по изобразительному искусству, разработанных коллективом авторов: Кузиным В.С., Ростовцевым Н.Н., Шороховым Е.В., Шпикаловой Т.Я, Савенковой Л.Г., Ермолинской Е. А., Богдановой Н.В., композиция существует как элемент, как часть урока рисования с натуры и декоративного рисования. Комбинаторную композицию можно рассматривать на уроках декоративного рисования орнаментов [11].

Одной из задач художественного образования является внедрение в образовательный процесс таких педагогических технологий, которые имеют элемент профориентационной направленности, например технология полихудожественного обучения. Это знакомит учащихся с узкими профессиональными знаниями, навыками, умениями, тем самым это все погружает и знакомит детей со спецификой профессии, помогая в дальнейшем в самоопределении [1].

Необходимо внедрение в школьную практику уроков творчества с полихудожественным подходом, на которых учащиеся через практическую деятельность могут познавать основы комбинаторной композиции.

Объект исследования: комбинаторная композиция.

Предмет исследования: методика преподавания занятий по Комбинаторике в школе в 8 классе с использованием полихудожественной технологии обучения.

Цель исследования: разработать учебно-наглядное пособие, способствующее эффективному усвоению материала, для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика».

Гипотеза исследования: можно предположить, что изучение учащимися подросткового возраста основ композиции будет эффективным, если будут соблюдаться следующие условия:

· Структура и содержание учебных занятий будут построены с учетом возрастных и психологических особенностей, а также уровня художественного развития учащихся;

· На уроке по Комбинаторике будут предложены вариативные решения поставленных задач;

· Процесс проведения занятий будет дополнен комплектом наглядных пособий, специально разработанных для проведения урока.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по основным законам и правилам комбинаторики;

2. Выявить особенности создания комбинаторной композиции при помощи комбинаторного модуля;

3. Изучить возрастные особенности детей подросткового возраста;

4. Составить технологическая карту занятий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика».

5. Разработать наглядные пособия по комбинаторной композиции для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»;

Методы исследования:

1. Изучение и теоретический анализ литературы по теме «Комбинаторика»

Значимость работы:

· Материалы курсовой работы и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшему разностороннему изучению основ комбинаторики;

· Материалы курсовой работы могут быть использованы в учебных курсах по теории комбинаторики;

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источников), приложений. Первая глава раскрывает теоретические основы обучения комбинаторной композиции и подробно рассматривает законы и правила комбинаторной композиции, а также особенности создания комбинаторной композиции на уроках декоративного рисования. Вторая глава практическая и поэтому рассматривает особенности подросткового возраста для того, чтобы на основе этих особенностей разработать технологическую карту и наглядное пособие. Объем работы составляет 52 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

В этой главе мы познакомились с понятием комбинаторной композиции, ее основными законами и их характеристиками. Рассмотрели правила, приемы и средства композиции.

Комбинаторная композиция играет важную роль в современном мире. Комбинаторика как часть формальной композиции – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке. Такая композиция активно используется в дизайне, в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве [3].

Создание комбинаторной композиции – задача сложная, представляющая собой целый комплекс художественных проблем, для решения которых нужны определенные знания и умения. Большое значение в этом процессе имеет знание законов и приемов комбинаторной композиции, умение использовать выразительные средства комбинаторной композиции, последовательно вести работу над композицией. Эти знания и умения помогают осознаннее работать над художественным образом, кратчайшим путем находить нужное решение, точно выражать свои мысли, добиваться более углубленного прочтения темы. Процесс создания комбинаторной композиции должен сочетать в себе теорию и логику.

Комбинаторную композицию в 8 классе можно рассматривать через декоративно-прикладное искусство орнамента (геометрический орнамент). Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. При составлении любой композиции, в том числе и композиции орнамента, важно соблюдать основные принципы композиции (принцип равновесия, гармонии, единства и др.) и выразительные средства композиции (ритм, статика, динамика). Создание ритма орнамента можно рассматривать через ритм музыки, используя полихудожественный подход.

Технологическая карта занятий для учащихся 8 класса по теме «Комбтнаторика». Содержание наглядных пособий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторная композиция в орнаменте»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В этой главе были рассмотрены особенности подросткового возраста. В этом периоде происходит активное развитие познавательных процессов. Поэтому на уроках изобразительного искусства разработка ленточного орнамента, соответствующего по ритму музыкальному произведению будет интересна для учеников подросткового возраста.

В подростковом возрасте активно развивается теоретическое и логическое мышление. Поэтому можно сделать вывод, что использование полихудожественной технологии наиболее эффективно в подростковом возрасте, потому что создание ленточного орнамента имеет свою теоретическую основу, а для соотношения ритма композиции и ритма музыкального произведения нужны осмысленные логические операции для анализа.

С учетом возрастных особенностей учащихся, для эффективного и качественного проведения урока была составлена технологическая карта. Технологическая карта урока позволит организовать результативный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.

К уроку были разработаны наглядные пособия, в которых есть подсказки учащимся для выполнения классного задания. Их применение способствует доступности и понятности излагаемого материала, повышает у учащихся интерес к теме урока, и улучшает степень усвоения материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комбинаторная композиция играет важную роль в современном мире. Комбинаторика как часть формальной композиции – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке. Такая композиция активно используется в дизайне, в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве.

Создание комбинаторной композиции – задача сложная, представляющая собой целый комплекс художественных проблем, для решения которых нужны определенные знания и умения. Процесс создания комбинаторной композиции должен сочетать в себе теорию и логику.

Именно логическое и теоретическое мышление активно развивается в подростковом возрасте. Поэтому можно сделать вывод, что занятия по комбинаторной композиции будут наиболее эффективны в подростковом возрасте, потому что создание ленточного орнамента имеет свою теоретическую основу. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте по Д.Б. Эльконину является общение со сверстниками, поэтому организация урока-беседы с обменом мнениями является целесообразным действием.

Данная работа имеет теоретическую новизну в преподавании декоративной композиции на уроках изобразительного искусства, потому что раннее в общеобразовательных учреждениях не рассматривалась тема комбинаторной композиции (так как комбинаторика в искусстве как предмет изучения и обучения появилась относительно недавно). Данная курсовая работа имеет практическую значимость, так как здесь имеется технологическая карта и наглядные пособия к рассматриваемой теории.

Данная курсовая работа будет полезна для студентов художественно-педагогического профиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

2. Голубева, Д.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.

3. Волкотруб, И.Т. Основы художественного конструирования: учеб. пособие. – Киев: Выща школа, 1988. – 191с.

4. Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа. – М.: РИП-холдинг, 2013. – 302 с.

5. Голубева, Д.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.

6. Григорян, Е.А. Основы композиции в прикладной графике: учебно-методическое пособие для студентов и учащихся высш. и средних спец. заведений. – Ереван, 1986. – 32 с.

7. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312 с.

8. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.

9. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 127 с.

10. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000. – 251 с.

11. Савенкова, Л.Г. Программа курса «Изобразительное искусство» 5-8 классы. – М.: Русское слово, 2016. – 200 с.

12. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции.: учебник для уч. 5-8 кл. – Обнинск: Титул,1998. – 80с.

13. Степанова, А.П. Теория орнамента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 149 с.

14. Чернихов, Я.Г. Орнамент: композиционно-классические построения. – М.: Сварог и К, 2007. – 200 с.

15. Бурова, Т.Ю. Основы формирования декоративной композиции: журнал «Известие». – Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2015 – 46 с.

16. Виленкин, Н. Я. Комбинаторика. – М.: ФИМА, 2006. – 400 с.

17. Выготский, Л.С. Педология подростка. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

18. Гетманченко, О.В, Макогон Л.Н. Архитектура. Дизайн // журнал «Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость», 2014. – №1(6).

19. Донцов, А.О. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: особенности реализации полихудожественного подхода в процессе художественного образования в отечественной педагогике, 2013. –№19. – С. 6-8.

20. Краткий словарь художественных терминов [Текст] / Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с.

21. Райгородский, А. М. Линейно-алгебраический метод в комбинаторике . – М.: МЦМНО, 2015. – 144 с.

22. Худышкина, Т.В. Научный диалог: полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов. – Екатеринбург: Центр научных и образовательных проектов, 2014. – №11. – С. 89- 101.

23. Combinatorial designs: Constructions and Analysis. – N-Y.: Springer, 2004. – 511 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис. 1

Структурный план квадратного формата плоскости

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 2

Персидский орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 3

Орнамент-розетка. Лувр. Париж. 18 век.

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 4

Средневековый орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 5

Персидский орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 6

Кубачинский орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 7

Схема-ключ

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 8

Древнегреческий орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 9

Средневековый орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 10.

Кельтский орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 11

Рукописная книга, Италия. 16 век

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 12

Студенческая работа

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 13

Древнегреческий орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 14

Студенческая работа

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 15

Средневековый орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 16

Цветные варианты схемы-ключа

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 17

Арабский орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 18

Студенческая работа

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис.19

Орнаменты

А – персидский; Б- средневековый

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 20

Студенческая работа

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 21

Древнеегипетский орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 22

Средневековый орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 23

Персидский орнамент

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Рис. 24

Студенческая работа

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Комплект наглядных пособий (1)

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Комплект наглядных пособий (2)

нижнетагильский государственный социально-педагогический - student2.ru

Комплект наглядных пособий (3)

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования

"Российский государственный профессионально-педагогический университет"

Кафедра художественного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

Наши рекомендации