Нижнетагильский государственный социально-педагогический
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования
"Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Кафедра художественного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «КОМБИНАТОРИКА»
Выполнила студентка
Зыкина Алена
Владиславовна
ФХО, НТ-404о-ХОи
Научный руководитель:
Кузнецова Наталья Сергеевна,
к.п.н., доцент
Дата сдачи:_______________
Оценка:_________________
Нижний Тагил
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обучения комбинаторной композиции……………………………………………………………...…...………7
1.1. Основные законы и правила комбинаторной композиции………...………………………………………………………………....7
1.2. Особенности создания комбинаторной композиции на уроках декоративного рисования…………………………………………………….…….16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..….24
Глава 2. Разработка наглядных пособий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»………….....................................................................................25
2.1. Возрастные особенности детей подросткового возраста……………….…...25
2.2. Разработка технологической карты занятия и наглядного пособия для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»…………………………………....29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………...........................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………......39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….…42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….....51
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большое внимание уделяется повышению уровня образования и воспитания детей согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования [1]. Главная задача современной школы формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Данную задачу, призвана решить, главным образом, предметная область "Изобразительное искусство". Одним из предметов изучения изобразительного искусства является декоративная композиция [11] .
Стоит отметить, что знания декоративной композиции актуальны в наше время, потому что декоративная композиция включает в себя комбинаторику, которая связана не только с наукой, но и с искусством. Комбинаторика является важным знанием в профессии архитектора, инженера, дизайнера и во многих других профессиях. Согласно ФГОС основного общего образования ученик должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека, поэтому основы комбинаторики важно рассматривать на уроках изобразительного искусства [1].
Знание основ комбинаторной композиции поможет учащимся, которые планируют свое будущее связать с такими профессиями как архитектор, инженер, дизайнер.
Обучение должно проходить не только через непосредственное восприятие произведения искусства, но и также через практическую деятельность учащихся. Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными.
Впервые принципы комбинаторики сформулировали и начали использовать на практике советские конструктивисты, а том числе А. Родченко, В. Татлин, К. Мельников [24]. В рабочих программах по изобразительному искусству, разработанных коллективом авторов: Кузиным В.С., Ростовцевым Н.Н., Шороховым Е.В., Шпикаловой Т.Я, Савенковой Л.Г., Ермолинской Е. А., Богдановой Н.В., композиция существует как элемент, как часть урока рисования с натуры и декоративного рисования. Комбинаторную композицию можно рассматривать на уроках декоративного рисования орнаментов [11].
Одной из задач художественного образования является внедрение в образовательный процесс таких педагогических технологий, которые имеют элемент профориентационной направленности, например технология полихудожественного обучения. Это знакомит учащихся с узкими профессиональными знаниями, навыками, умениями, тем самым это все погружает и знакомит детей со спецификой профессии, помогая в дальнейшем в самоопределении [1].
Необходимо внедрение в школьную практику уроков творчества с полихудожественным подходом, на которых учащиеся через практическую деятельность могут познавать основы комбинаторной композиции.
Объект исследования: комбинаторная композиция.
Предмет исследования: методика преподавания занятий по Комбинаторике в школе в 8 классе с использованием полихудожественной технологии обучения.
Цель исследования: разработать учебно-наглядное пособие, способствующее эффективному усвоению материала, для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика».
Гипотеза исследования: можно предположить, что изучение учащимися подросткового возраста основ композиции будет эффективным, если будут соблюдаться следующие условия:
· Структура и содержание учебных занятий будут построены с учетом возрастных и психологических особенностей, а также уровня художественного развития учащихся;
· На уроке по Комбинаторике будут предложены вариативные решения поставленных задач;
· Процесс проведения занятий будет дополнен комплектом наглядных пособий, специально разработанных для проведения урока.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по основным законам и правилам комбинаторики;
2. Выявить особенности создания комбинаторной композиции при помощи комбинаторного модуля;
3. Изучить возрастные особенности детей подросткового возраста;
4. Составить технологическая карту занятий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика».
5. Разработать наглядные пособия по комбинаторной композиции для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторика»;
Методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ литературы по теме «Комбинаторика»
Значимость работы:
· Материалы курсовой работы и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшему разностороннему изучению основ комбинаторики;
· Материалы курсовой работы могут быть использованы в учебных курсах по теории комбинаторики;
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источников), приложений. Первая глава раскрывает теоретические основы обучения комбинаторной композиции и подробно рассматривает законы и правила комбинаторной композиции, а также особенности создания комбинаторной композиции на уроках декоративного рисования. Вторая глава практическая и поэтому рассматривает особенности подросткового возраста для того, чтобы на основе этих особенностей разработать технологическую карту и наглядное пособие. Объем работы составляет 52 страниц.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
В этой главе мы познакомились с понятием комбинаторной композиции, ее основными законами и их характеристиками. Рассмотрели правила, приемы и средства композиции.
Комбинаторная композиция играет важную роль в современном мире. Комбинаторика как часть формальной композиции – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке. Такая композиция активно используется в дизайне, в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве [3].
Создание комбинаторной композиции – задача сложная, представляющая собой целый комплекс художественных проблем, для решения которых нужны определенные знания и умения. Большое значение в этом процессе имеет знание законов и приемов комбинаторной композиции, умение использовать выразительные средства комбинаторной композиции, последовательно вести работу над композицией. Эти знания и умения помогают осознаннее работать над художественным образом, кратчайшим путем находить нужное решение, точно выражать свои мысли, добиваться более углубленного прочтения темы. Процесс создания комбинаторной композиции должен сочетать в себе теорию и логику.
Комбинаторную композицию в 8 классе можно рассматривать через декоративно-прикладное искусство орнамента (геометрический орнамент). Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. При составлении любой композиции, в том числе и композиции орнамента, важно соблюдать основные принципы композиции (принцип равновесия, гармонии, единства и др.) и выразительные средства композиции (ритм, статика, динамика). Создание ритма орнамента можно рассматривать через ритм музыки, используя полихудожественный подход.
Технологическая карта занятий для учащихся 8 класса по теме «Комбтнаторика». Содержание наглядных пособий для учащихся 8 класса по теме «Комбинаторная композиция в орнаменте»
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В этой главе были рассмотрены особенности подросткового возраста. В этом периоде происходит активное развитие познавательных процессов. Поэтому на уроках изобразительного искусства разработка ленточного орнамента, соответствующего по ритму музыкальному произведению будет интересна для учеников подросткового возраста.
В подростковом возрасте активно развивается теоретическое и логическое мышление. Поэтому можно сделать вывод, что использование полихудожественной технологии наиболее эффективно в подростковом возрасте, потому что создание ленточного орнамента имеет свою теоретическую основу, а для соотношения ритма композиции и ритма музыкального произведения нужны осмысленные логические операции для анализа.
С учетом возрастных особенностей учащихся, для эффективного и качественного проведения урока была составлена технологическая карта. Технологическая карта урока позволит организовать результативный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.
К уроку были разработаны наглядные пособия, в которых есть подсказки учащимся для выполнения классного задания. Их применение способствует доступности и понятности излагаемого материала, повышает у учащихся интерес к теме урока, и улучшает степень усвоения материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комбинаторная композиция играет важную роль в современном мире. Комбинаторика как часть формальной композиции – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке. Такая композиция активно используется в дизайне, в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве.
Создание комбинаторной композиции – задача сложная, представляющая собой целый комплекс художественных проблем, для решения которых нужны определенные знания и умения. Процесс создания комбинаторной композиции должен сочетать в себе теорию и логику.
Именно логическое и теоретическое мышление активно развивается в подростковом возрасте. Поэтому можно сделать вывод, что занятия по комбинаторной композиции будут наиболее эффективны в подростковом возрасте, потому что создание ленточного орнамента имеет свою теоретическую основу. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте по Д.Б. Эльконину является общение со сверстниками, поэтому организация урока-беседы с обменом мнениями является целесообразным действием.
Данная работа имеет теоретическую новизну в преподавании декоративной композиции на уроках изобразительного искусства, потому что раннее в общеобразовательных учреждениях не рассматривалась тема комбинаторной композиции (так как комбинаторика в искусстве как предмет изучения и обучения появилась относительно недавно). Данная курсовая работа имеет практическую значимость, так как здесь имеется технологическая карта и наглядные пособия к рассматриваемой теории.
Данная курсовая работа будет полезна для студентов художественно-педагогического профиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
2. Голубева, Д.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
3. Волкотруб, И.Т. Основы художественного конструирования: учеб. пособие. – Киев: Выща школа, 1988. – 191с.
4. Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа. – М.: РИП-холдинг, 2013. – 302 с.
5. Голубева, Д.Л. Основы композиции: учебное пособие. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
6. Григорян, Е.А. Основы композиции в прикладной графике: учебно-методическое пособие для студентов и учащихся высш. и средних спец. заведений. – Ереван, 1986. – 32 с.
7. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312 с.
8. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
9. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 127 с.
10. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000. – 251 с.
11. Савенкова, Л.Г. Программа курса «Изобразительное искусство» 5-8 классы. – М.: Русское слово, 2016. – 200 с.
12. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции.: учебник для уч. 5-8 кл. – Обнинск: Титул,1998. – 80с.
13. Степанова, А.П. Теория орнамента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 149 с.
14. Чернихов, Я.Г. Орнамент: композиционно-классические построения. – М.: Сварог и К, 2007. – 200 с.
15. Бурова, Т.Ю. Основы формирования декоративной композиции: журнал «Известие». – Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2015 – 46 с.
16. Виленкин, Н. Я. Комбинаторика. – М.: ФИМА, 2006. – 400 с.
17. Выготский, Л.С. Педология подростка. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.
18. Гетманченко, О.В, Макогон Л.Н. Архитектура. Дизайн // журнал «Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость», 2014. – №1(6).
19. Донцов, А.О. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: особенности реализации полихудожественного подхода в процессе художественного образования в отечественной педагогике, 2013. –№19. – С. 6-8.
20. Краткий словарь художественных терминов [Текст] / Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1998. – 80 с.
21. Райгородский, А. М. Линейно-алгебраический метод в комбинаторике . – М.: МЦМНО, 2015. – 144 с.
22. Худышкина, Т.В. Научный диалог: полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов. – Екатеринбург: Центр научных и образовательных проектов, 2014. – №11. – С. 89- 101.
23. Combinatorial designs: Constructions and Analysis. – N-Y.: Springer, 2004. – 511 p.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1
Структурный план квадратного формата плоскости
Рис. 2
Персидский орнамент
Рис. 3
Орнамент-розетка. Лувр. Париж. 18 век.
Рис. 4
Средневековый орнамент
Рис. 5
Персидский орнамент
Рис. 6
Кубачинский орнамент
Рис. 7
Схема-ключ
Рис. 8
Древнегреческий орнамент
Рис. 9
Средневековый орнамент
Рис. 10.
Кельтский орнамент
Рис. 11
Рукописная книга, Италия. 16 век
Рис. 12
Студенческая работа
Рис. 13
Древнегреческий орнамент
Рис. 14
Студенческая работа
Рис. 15
Средневековый орнамент
Рис. 16
Цветные варианты схемы-ключа
Рис. 17
Арабский орнамент
Рис. 18
Студенческая работа
Рис.19
Орнаменты
А – персидский; Б- средневековый
Рис. 20
Студенческая работа
Рис. 21
Древнеегипетский орнамент
Рис. 22
Средневековый орнамент
Рис. 23
Персидский орнамент
Рис. 24
Студенческая работа
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комплект наглядных пособий (1)
Комплект наглядных пособий (2)
Комплект наглядных пособий (3)
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования
"Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Кафедра художественного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине