Краски растительного происхождения.
25. КРАПЛАК.
Название от нем. «корень».
В Европе большая проблема добыть этот цвет. Здесь для приготовления краски используют корни растения Rubia finktovum, в Турции – Rubia perigina, в Индонезии – Rubia cordifolia, в Индии – Rubia memogista. Из Rubia cordifolia получают экстракт, называемый Alizarin, другое название – Turkish-Red. Rubia finforium – это растение должно находиться в земле с глиной 3 года, после этого корни готовы к употреблению. Корни имеют длину около 60 см, толщину 1 см. в начале осени растение выкапывают, моют, сушат на улице. Корни должны быть очень сухие, со сладким запахом, их нужно поломать и выдерживать потом еще 1-2 года. Для испытания готовности корней нужно опустить маленький кусочек в кипящую воду и посмотреть, насколько густой будет цвет воды.
Краплак – краска неустойчивая, очень чувствительна к железу /не допускать использование железных инструментов/. Это такая же старинная краска, как и индиго, она приготавливается из корней различных растений.
Синие растительные краски.
26. ИНДИГО.
Растительная краска, получаемая из растений indigofera tinctoria, которые произрастают преимущественно в Индии. Применялась с древних времен. В Европе синие красители извлекали из разных растений, чаще из вайды. Индиго – краска не очень прочная.
Черные растительные краски.
27. УГОЛЬ. (Березовый уголь, Лоза – ВИНОГРАДНЫЙ УГОЛЬ, Персиковая черная – УГОЛЬ ИЗ ПЕРСИКОВЫХ КОСТОЧЕК).
28. Копоть. Сажа.
Все эти краски стойки к воздуху и к свету.
Начало применения углеродосодержащих пигментов относится к глубокой древности. Сажи на Руси называли копчеными чернилами. В зависимости от сырья и способа получения сажи в Х1Х-ХХ веках появилось много названий – газовая, голландская, ламповая копоть и т.д.
Получают при сжигании органических природных веществ (березовых прутиков, персиковых косточек, виноградной лозы, отжимок) в закрытых сосудах без доступа воздуха. Обугленные остатки растирают в порошок.
Из неорганических пигментов сажи имеют самый малый размер пигментных частиц.
КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИКОНОПИСИ.
Табл.
Цвета минералов | Минеральные краски | Органические краски | |||
Кристаллические | Земляные | Растительные | Животные | ||
Хроматические | Красные | Киноварь Гематит /кровавик/ | Охры – красная, розовая, мумия и т.д. | Краплак | Кошениль (червец, кармин) Пурпур |
Жёлтые оранжевые коричневые | Аурипигмент Реальгар Вульфинит Ваат Крон /иск./ Сурик /иск./ | Охры жёлтые Сиена Ярозит Умбра | Крушина Шафран | Сепия | |
Синие | Лазурит Азурит Вивианит | Вивианит | Индиго | ||
Зелёные | Малахит Хризоколла Диаптаз Хлорит Ярь /иск./ | Глауконит Волконскоит | |||
Фиолетовые | Гематит: сметана, мафорный, фиолетовый | Червец | |||
Ахроматические | Чёрные | Шунгит | Чёрные земли (напр., звенигородская) | Уголь -берёза, лоза, персик Сажа, копоть | Кость жжёная |
Белые | Церуссит Белила свинцовые, Титановые, Сурьмяные /иск./ | ||||
Прозрачные | Хрусталь, Кварц Гранат |
О НЕСОВМЕСТИМОСТИ МИНЕРАЛЬНЫХ КРАСОК.
Следует избегать некоторых сочетаний минералов из-за их несовместимости, так как в водной среде между ними возникает химическая реакция, которая приводит к изменению цвета замеса. Так, мышьяковые краски, медные и свинцовые несовместимы между собой /см. табл./.
Мышьяковые краски | Свинцовые краски | Медные краски |
Аурипигмент Реальгар | Свинцовые белила Сурик Крон Церуссит Вульфинит | Малахит Азурит Лазурит Хризоколла Ярь-медянка |
СОВЕТЫ.
§ Необходимо соблюдать осторожность при растирании ядовитых пигментов, таких как свинцовые и мышьяковые /аурипигмент и реальгар/ из-за их сильной летучести.
§ Не хранить минералы рядом с батареей, огнём.
§ Не хранить ядовитые краски в жилом помещении.
§ Ярь-медянка очень активна. Использовать лучше в замесе с нейтральными красками.
§ На цвет всех красок яичной темперы весьма вредно действуют глицерин и мёд.
Глава 3