Общая характеристика литературы XVII века. Классицизм и барокко.
XVII век — век войн, политических и религиозных конфликтов, век, когда уходят в прошлое утопические ренессансные идеи о господстве, оставляя после себя ощущение абсолютного мирового хаоса. Человек в этом хаосе перестает быть высшей мерой всех вещей, он вынужден покориться новым законам и правилам. А усиление гонений на еретиков, ужесточение цензуры лишь усиливают трагические настроения, которые находят отражение в литературе. Появляются две концепции мировосприятия: католическая концепция свободной воли и протестантская концепция предопределения. Для первой концепции характерно восприятие человека свободным, вольным выбирать между добром и злом, тем самым предопределяя свое будущее. Протестантская же концепция предполагает, что спасение человека не зависит от того, как он живет, и все уже предопределено свыше. Но это не освобождает человека от обязанности быть добродетельным. Несмотря на минусы католической концепции свободной воли, которая предполагает некий обмен между Богом и человеком (добрые дела с расчетом на божественное вознаграждение), эта концепция больше всего повлияла на литературу XVII века.
Другими популярными идеями, нашедшими отражения в литературе XVII века, стали идеи стоицизма и неостоицизма. Основным принципом и девизом приверженцев этих идей стало сохранение внутреннего спокойствия. Для неостоицизма также характерно очень сильное религиозное чувство, параллельные евангельским верования и предчувствия.
В XVII веке формируются две противоборствующие художественные системы: барокко и классицизм.
Общая характеристика барокко.
Барокко переводится с итальянского как «причудливый», и это слово лучше всего характеризует данное литературное направление. Оно приходит на смену ренессанса и привносит в литературу причудливые, экспрессивные формы, динамику, дисгармонию, экспрессию. На смену линейной перспективе приходит странная барочная перспектива: двойные ракурсы, зеркальные отображения, сдвинутые масштабы. Все это призвано выразить неуловимость мира и иллюзорность наших представлений о нем. В барокко противопоставляются высокое и наука, земное и небесное, духовное и телесное, реальность и иллюзия. Ни в чем нет ясности, цельности. Мир расколот, в бесконечном движении и времени. Этот бег делает человеческую жизнь ужасно быстротечной, отсюда тема краткосрочности человека, бренности всего сущного.
В драматургии барочная игра изначально проявляется в зрелищности, иллюзионизме, переходе от реальности к фантазии. Человеческая жизнь уподобляется театру. Бог разыгрывает театр жизни, подняв занавес хаоса. Это драматическое представление о мире и о человеке вообще свойственно барокко. Оно обнажает комичность человеческого существования, когда стремление к счастью — это лишь жестокий исторический процесс.
Общая характеристика классицизма.
Обычно важнейшей чертой классицизма называет её нормативный характер, а именно свод законов и правил, обязательных для всех деятелей искусства. Однако многие сторонники классицизма не всегда строго соблюдали эти правила.
Поэтому при всем значении нормативности для искусства классицизма, это не является его важнейшей чертой. Главным «судьей» прекрасного классицисты объявили «хороший вкус», обусловленный «вечными и неизменными» законами разума. Образцом и идеалом воплощения законов разума и, следовательно, хорошего вкуса, классицисты признавали античное искусство.
44. Концепция человека в эпоху Средних веков
Введение
Эпоха средних веков в Западной Европе делится на следующие периоды: VI–X века — раннее средневековье, это период разложения античности, победы христианства, формирования феодальных государств; XI–XIII века — зрелое средневековье, период развитого феодализма; XIV–рубеж XVI–XVII веков — позднее средневековье, или Возрождение, когда идет разложение феодализма, зарождаются капиталистические отношения, складывается светская гуманистическая идеология, но еще при господстве религиозного сознания.
Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма
В период формирования героического эпоса, на территории стран Западной Европы господствовали все те учреждения и обычаи, которые характерны для родового строя. На этой основе, из родовых и местных преданий, вырос насыщенный мифологическими представлениями героический эпос.
Идеологическое содержание героического эпоса периода разложения родового строя характерно для всякого народа, находящегося на высшей ступени варварства. Героический эпос прославляет воинские подвиги. Идеальный эпический герой — образец исключительной физической силы, мужественной красоты и храбрости. Или, напротив, это героический злодей, страстный в своей ненависти и мести
Родовые саги – жанр, также получивший развитие в рассматриваемый период. Обычно родовые саги охватывают историю нескольких поколений. Герои, изображаемые в родовых сагах, не идеализированы, как в героическом эпосе. Мы узнаем в них людей варварского общества: они гордятся своей физической силой, необычной, но не чудесной, своим мужеством, решительностью и ловкостью; они проникнуты чувством независимости и собственного достоинства, самонадеянностью, нередко переходящей в самоуправство; верность по отношению к родичам сочетается с коварством и жестокостью к врагам.
Литература эпохи развитого феодализма
Установление в X —XI вв. феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к разделению общества на феодалов и крепостных крестьян. В состав господствующего класса феодального общества входят и крупные светские феодалы, владетельные князья, и их вассалы — мелкопоместные рыцари. Интересы и воззрения привилегированных классов общества находят широкое выражение в рыцарской и клерикальной литературе периода развитого феодализма. С XII в. усиливается значение городов как центров цехового ремесла и торговли, выросших в основном из поселений крепостных, покинувших феодальные поместья. Создается особая «бюргерская» (городская) литература, значительно отделившаяся и от народного мироощущения.
Из всех видов народной поэзии, преломившихся в жонглерском (“жонглер” в средневековой Франции — странствующий профессиональный музыкант-исполнитель.) творчестве, лучше всего сохранился героический эпос.
Средневековый героический эпос на примере французской литературы.
Три темы составляют основное содержание французского эпоса:
1) оборона родины от внешних врагов — мавров (или сарацин), норманнов, саксов и т. д.;
2) верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников;
3) кровавые феодальные распри.
Выбор этих тем соответствует тогдашнему политическому сознанию народных масс, инстинктивно тянувшихся к национальному единству, видевших в феодалах главное зло, терзавшее родину, и утопически мечтавших найти в короле защиту от их самоуправства и жестокости.
Взятый в целом, французский (и не только) героический эпос обнаруживает огромный диапазон чувств, жизненных положений, характеров, оттенков. Наряду с чертами исключительными, возвышенными мы встречаем в нем моменты интимные; обыденные картины сражений и поединков чередуются в нем с изображением нежной любви, горячих родственных чувств, супружеской верности, суровость часто сочетается с ласковой шуткой. Но все эти черты и мотивы, при всем их разнообразии, являются типическими для морального и общественного сознания людей того времени.
Рыцарская литература
К XI—XII вв. рыцарство превращается в своеобразную сословную организацию военно-феодальной знати со своим неписаным уставом, своими обычаями и правилами поведения, своими идеалами сословной чести и доблести. Существенная роль в создании этого приподнятого над жизнью идеала принадлежала рыцарской поэзии XII—XIII вв. Рыцарство сохраняет свою классовую природу со всеми ее типическими чертами; феодальные войны и грабежи по-прежнему остаются основным его занятием, его быт и нравы сохраняют свою первоначальную грубость и жестокость. Но наряду с этим в передовых кругах рыцарства формируется некий морально-эстетический идеал, и намечаются ростки светской культуры. К героическому идеалу присоединяется другой идеал — эстетический. В связи с этой новой ориентацией на светские увеселения и эстетизацию жизни пробуждается интерес к интимным вопросам личности, к проблемам чувства. Вырабатывается своего рода метафизика любви, возникает поклонение женщине, идеализация возвышенного любовного чувства. Это пробудившееся внимание к интимной жизни человека, к земной радости и красоте представляет определенный шаг в сторону реалистического восприятия жизни, знаменуя первые проблески психологического анализа.