Отражение противоречивого мировоззрения автора.

39.

Трагедия «Ромео и Джульетта» (1594) относится к первому периоду творчества Шекспира. В ранних пьесах драматурга появляются поэтические образы людей прекрасных и человечных, полных жизни и сил, активно борющихся за свое счастье. Критика Шекспира в этих произведениях направлена преимущественно против феодальных устоев, ставших преградой для счастья людей. Именно таково идейное содержание трагедии «Ромео и Джульетта». Это пьеса о любви, она изображает столкновение свободного чувства с феодальными предрассудками. Действие трагедии происходит в итальянском городе Вероне. Между двумя знатными семействами Монтекки и Капулетти издавна существует вражда. Эта вражда преграждает путь к счастью двум молодым людям. Юный Ромео Монтекки случайно встречается на балу с Джульеттой из дома Капулетти. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда и решают заключить брак, несмотря на семейную распрю. В этом им помогает священник Лоренцо, тайно совершая обряд бракосочетания.

Во время очередной ссоры между семействами Монтекки и Капулетти Ромео невольно становится виновником смерти брата Джульетты. Вынужденный скрываться, Ромео покидает Верону. Джульетта обещает хранить ему верность, но родители намерены выдать ее замуж за графа Париса, который уже давно предназначен ей в мужья. Священник Лоренцо советует Джульетте принять сильное снотворное, чтобы все сочли ее умершей. Так она сможет избежать брака с Парисом и позднее соединиться с Ромео, которому Лоренцо посылает письмо с объяснением всего происходящего. Джульетта засыпает, родители оплакивают ее и переносят в фамильный склеп. Ромео из-за нелепой случайности не получает письма. Как и все, он уверен, что Джульетта умерла, и возвращается в родной город, чтобы проститься со своей любимой женой. Ромео ночью приходит на кладбище, случайно встречается с Парисом, который принес цветы на могилу Джульетты. Между ними происходит ссора, и Ромео в поединке убивает Париса. Ромео не может перенести смерти Джульетты, без нее жизнь утрачивает для него смысл, поэтому он принимает яд и умирает рядом с любимой. Джульетта просыпается и видит мертвого Ромео, в отчаянии она убивает себя его кинжалом. Родители Ромео и Джульетты приходят на кладбище и видят своих мертвых детей. Потрясенные их смертью и понимая свою вину, они прекращают свою вражду.

Любовь в трагедии изображена с огромной поэтической силой, показана как великое чувство, соединяющее людей на всю жизнь. Для любви даже смерть не преграда. Борьба за свою любовь против феодальных предрассудков изменяет влюбленных, делает их сильнее, мужественнее, решительнее, заставляет совершать смелые поступки. Полюбив Ромео, Джульетта восстает против старой морали, задумывается над многими вопросами человеческих взаимоотношений. Например, она размышляет, что определяет достоинство человека:

Что значит имя?

Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет.

Ромео под любым названьем был бы

Тем верхом совершенств, какой он есть.

В этих словах Джульетты звучит ренессансное понимание человеческой личности. Гуманистическая идея этой трагедии воплощена не только в образах Ромео и Джультетты. Монах Лоренцо, чуждый всего монашеского, философ, изучающий природу, помогает влюбленным как мудрый старший друг, стремится прекратить вражду семей. Вера в мудрого монарха, характерная для большинства гуманистов, в трагедии проявилась в изображении справедливого князя Эскала, осуждающего распри и кровопролития.

Шекспир изобразил в трагедии юных и прекрасных героев. Их любовь сталкивается с феодальными моральными нормами, и они погибают. Любовь героев не трагична. Ромео и Джульетта верны друг другу до самой смерти. Трагический конфликт возникает из-за столкновения их любви с феодальной ситуацией вражды двух семей. Однако в конце трагедии появляется оптимистический мотив примирения Монтекки и Капулетти. Смерть Ромео и Джульетты помогает утвердиться новым гуманистическим принципам мира и любви. Шекспир изображает великую силу любви, которая изменяет героев. В начале трагедии Ромео – беззаботный юноша, но когда он влюбляется в Джульетту, он становится серьезным, смелым, мужественным человеком. Он задумывается о смысле жизни, его чувства серьезны и глубоки. Джульетта под воздействием любви к Ромео тоже становится решительной и мудрой женщиной. Раньше она полностью покорялась воле своих родителей. Полюбив Ромео, она восстает против старой морали, становится выше семейной вражды. В словах Джульетты звучит ренессансное понимание человека. Она говорит, что достоинство человека не зависит от его происхождения и имени:

«Когда Ромео не звался бы Ромео,

он хранил бы все милые достоинства свои…».

Ради любви Джульетта идет на очень смелый поступок: она инсценирует свою смерть. В любви заключен для нее смысл жизни. После гибели Ромео она не может жить и мужественно выбирает смерть. Шекспир прославляет всепобеждающую силу любви, которая может изменить общественные нравы.

40)

«Гамлет» (1601) - самая известная трагедия второго периода творчества Шекспира. В этом произведении автор, переработав сюжет старинной английской легенды, с большой силой отразил трагедию гуманизма в современном ему мире.

Действие трагедии происходит в Дании. Гамлет, принц датский, обучается в одном из крупнейших европейских университетов. Он знакомится с античной культурой и гуманистическими идеями, под влиянием которых формируется его мировоззрение. Он верит в силу и красоту человека, в разумное справедливое устройство мира. В трагедии Гамлет является носителем гуманистических идеалов. Его образ занимает центральное место в трагедии: в нём воплощены лучшие черты гуманиста эпохи Возрождения. Гамлет вступает в конфронтацию с преступным миром Клавдия, где нет места гуманистическим идеалам, в которые верит герой.

В трагедии можно выделить внешний и внутренний конфликт. Внешний конфликт заключается в столкновении гуманиста Гамлета с придворным обществом. Внутренний конфликт – это борьба, происходящая в душе самого Гамлета. Он не сразу приступает к решительным действиям, так как он видит свою задачу не только в том, чтобы наказать Клавдия, но и изменить мир, который представляется ему «садом, поросшим сорняками». Гамлет говорит: «Весь мир – тюрьма, с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания – одна из худших». Гамлет – мыслитель и гуманист, он чувствует себя ответственным за общее благо, он должен бороться с неправдой всего мира и времени: «Век расшатался; и скверней всего, Что я рожден восстановить его!» Однако Гамлет понимает, что ему одному это не под силу. После долгих и мучительных размышлений Гамлет все же приходит к мысли о необходимости борьбы со злом и делает свой выбор. Подобно Дон Кихоту Сервантеса, Гамлет понимает, что он не может победить, но он также не может и смириться. Гамлет вступает в борьбу со злом и погибает.

Введение

Эпоха средних веков в Западной Европе делится на следующие периоды: VI–X века — раннее средневековье, это период разложения античности, победы христианства, формирования феодальных государств; XI–XIII века — зрелое средневековье, период развитого феодализма; XIV–рубеж XVI–XVII веков — позднее средневековье, или Возрождение, когда идет разложение феодализма, зарождаются капиталистические отношения, складывается светская гуманистическая идеология, но еще при господстве религиозного сознания.

Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма

В период формирования героического эпоса, на территории стран Западной Европы господствовали все те учреждения и обычаи, которые характерны для родового строя. На этой основе, из родовых и местных преданий, вырос насыщенный мифологическими представлениями героический эпос.

Идеологическое содержание героического эпоса периода разложения родового строя характерно для всякого народа, находящегося на высшей ступени варварства. Героический эпос прославляет воинские подвиги. Идеальный эпический герой — образец исключительной физической силы, мужественной красоты и храбрости. Или, напротив, это героический злодей, страстный в своей ненависти и мести

Родовые саги – жанр, также получивший развитие в рассматриваемый период. Обычно родовые саги охватывают историю нескольких поколений. Герои, изображаемые в родовых сагах, не идеализированы, как в героическом эпосе. Мы узнаем в них людей варварского общества: они гордятся своей физической силой, необычной, но не чудесной, своим мужеством, решительностью и ловкостью; они проникнуты чувством независимости и собственного достоинства, самонадеянностью, нередко переходящей в самоуправство; верность по отношению к родичам сочетается с коварством и жестокостью к врагам.

Литература эпохи развитого феодализма

Установление в X —XI вв. феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к разделению общества на феодалов и крепостных крестьян. В состав господствующего класса феодального общества входят и крупные светские феодалы, владетельные князья, и их вассалы — мелкопоместные рыцари. Интересы и воззрения привилегированных классов общества находят широкое выражение в рыцарской и клерикальной литературе периода развитого феодализма. С XII в. усиливается значение городов как центров цехового ремесла и торговли, выросших в основном из поселений крепостных, покинувших феодальные поместья. Создается особая «бюргерская» (городская) литература, значительно отделившаяся и от народного мироощущения.

Из всех видов народной поэзии, преломившихся в жонглерском (“жонглер” в средневековой Франции — странствующий профессиональный музыкант-исполнитель.) творчестве, лучше всего сохранился героический эпос.

Средневековый героический эпос на примере французской литературы.

Три темы составляют основное содержание французского эпоса:

1) оборона родины от внешних врагов — мавров (или сарацин), норманнов, саксов и т. д.;

2) верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников;

3) кровавые феодальные распри.

Выбор этих тем соответствует тогдашнему политическому сознанию народных масс, инстинктивно тянувшихся к национальному единству, видевших в феодалах главное зло, терзавшее родину, и утопически мечтавших найти в короле защиту от их самоуправства и жестокости.

Взятый в целом, французский (и не только) героический эпос обнаруживает огромный диапазон чувств, жизненных положений, характеров, оттенков. Наряду с чертами исключительными, возвышенными мы встречаем в нем моменты интимные; обыденные картины сражений и поединков чередуются в нем с изображением нежной любви, горячих родственных чувств, супружеской верности, суровость часто сочетается с ласковой шуткой. Но все эти черты и мотивы, при всем их разнообразии, являются типическими для морального и общественного сознания людей того времени.

Рыцарская литература

К XI—XII вв. рыцарство превращается в своеобразную сословную организацию военно-феодальной знати со своим неписаным уставом, своими обычаями и правилами поведения, своими идеалами сословной чести и доблести. Существенная роль в создании этого приподнятого над жизнью идеала принадлежала рыцарской поэзии XII—XIII вв. Рыцарство сохраняет свою классовую природу со всеми ее типическими чертами; феодальные войны и грабежи по-прежнему остаются основным его занятием, его быт и нравы сохраняют свою первоначальную грубость и жестокость. Но наряду с этим в передовых кругах рыцарства формируется некий морально-эстетический идеал, и намечаются ростки светской культуры. К героическому идеалу присоединяется другой идеал — эстетический. В связи с этой новой ориентацией на светские увеселения и эстетизацию жизни пробуждается интерес к интимным вопросам личности, к проблемам чувства. Вырабатывается своего рода метафизика любви, возникает поклонение женщине, идеализация возвышенного любовного чувства. Это пробудившееся внимание к интимной жизни человека, к земной радости и красоте представляет определенный шаг в сторону реалистического восприятия жизни, знаменуя первые проблески психологического анализа.

Отражение противоречивого мировоззрения автора.

Данте активно участвовал в политической борьбе во Флоренции. Он занимал высокие политические посты в своем городе. Данте принадлежал к партии, которая выступала против папы. Но его противники одержали победу, и Данте вынужден был уехать из родного города. Долгие годы он провел в изгнании и умер в Равенне, где и покоится его прах.

В изгнании Данте написал свое главное произведение, великую поэму. Он назвал ее «Комедией», в то время так называли произведения со счастливым концом. «Комедия» принесла Данте мировую славу. Восхищенные потомки назвали ее «Божественной комедией». Данте посвятил поэму Беатриче. Ее образ живет в «Божественной комедии» как память о первой чистойлюбви.

«Божественная комедия» Данте является итогом развития идейно- политической и художественной мысли поэта. Она также представляет собой грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, одновременно перекидывая от нее мост к культуре эпохи Возрождения и намечая пути дальнейшего развития литературы Италии и всей Западной Европы.Именно как творца

«Божественной комедии» Данте называют «последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени». В этом произведении нашли отражение все сложности эпохи, в которую жил автор, и противоречия его мировоззрения, все аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика и публициста. «Плодом высокого гения» назвал А.С.Пушкин

«Божественную комедию» Данте.

Данте рассказывает в «Божественной комедии» о своем воображаемом путешествии в загробное царство, используя популярный в средние века жанр «видений». Но обращается он к форме «видений» с целью наиболее полно отразить реальную земную жизнь. Поэт творит суд над человеческими преступлениями и пороками не ради отрицания земной жизни как таковой, а во имя ее исправления. Данте не уводит читателя от действительности, а наоборот, погружает в нее, заставляет задуматься над смыслом человеческой жизни, учит отличать добро от зла. Согласно христианскому учению, в этом царстве есть Ад для грешников, Рай для праведников и Чистилище, где души умерших людей очищаются от грехов. В сопровождении римского поэта Вергилия Данте посещает Ад и Чистилище, а в Раю его встречает Беатриче. Таковы три части поэмы:Ад,

Чистилище и Рай. Каждая часть состоит из 33 песен; всего 99 песен и первая песнь вступительная. Итого – 100песен.

Загробный мир в поэме представлен следующим образом:

Ад - это воронка, которая острием опускается к центру земли. Эта воронка делится на 9 кругов. Здесь томятся души грешников. Чем тяжелее грех, тем ниже круг, где находится грешник.

Чистилище - это огромная гора, которая возвышается посреди океана. Она имеет 7 кругов. В каждом из них искупается один из семи смертных грехов. Когда душа проходит последний круг Чистилища, она становитсябезгрешной.

Рай состоит из 9 небесных сфер, а над ними находитсяБог.

Поэма написана на итальянском языке. Данте хотел, чтобы его понимал простой народ. Повествование в поэме ведется от первого лица. Автор широко использует аллегории и символы, распространенные в средние века. Начинается произведение с описания того, как «земную жизнь пройдя до середины» (серединой жизненной дороги было принято считать 35 лет), поэт оказался в «сумрачном лесу» и перед ним предстали три страшных зверя – волчица, лев и пантера. Система символов была понятна современникам Данте. Лес – это жизнь со всеми ее превратностями и опасностями. Звери – страсти человеческие, которые опасны для слабых душ, неспособных бороться с искушениями. Лев – властолюбие, которое влечет за собой насилие и гнев. Волчица – жадность и корыстолюбие, которые уродуютдуши, уничтожают в человеке все благородное, приводят к слепому и беспощадному эгоизму. Пантера – прелюбодеяние, греховная плотская страсть, которая ослепляет человека и влечет к низменным телесным наслаждениям. Эти три порока – властолюбие, жадность и сладострастие, по мнению Данте, могут погубить человека, разрушить его личность. Данте спасает его любимый древнеримский поэт Вергилий, живший в первом веке до рождества Христова. Образ Вергилия – это тоже философский символ. Вергилий в поэме олицетворяет Разум, земную мудрость. Данте называетВергилия

«учителем» и «другом». Вергилий – это язычник, поэтому он может проводить Данте лишь по Аду и Чистилищу, а в Рай ему путь запрещен.

Выйдя из леса, Данте и Вергилий подходят к вратам Ада и видят страшную надпись: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!» С помощью Вергилия Данте входит в Ад.

Первая часть поэмы, «Ад»,представляет для читателя особенный интерес, так как в ней наиболее полно отразилась противоречивость, двойственность мировоззрения поэта как человека нового времени, гуманиста, и человека, испытывающего влияние идеологии средних веков. Это сказывается в обозначении степени тяжести грехов и распределении грешников по кругам Ада. Так, в первом круге обитают освобожденные от мук души языческих праведников. Здесь Данте встречает Гомера, Овидия, Горация и других античных поэтов, философов и ученых. Как христианин, как человек средневековья, Данте помещает их в Ад, но как гуманист,

преклоняющийся перед культурой античного мира, он не может обречь их на мучения. Это свидетельствует о том, что их грех Данте не считает значительным.

Во втором круге находятся души сладострастных, то есть тех, кто в земной жизни подчинил разум любовным страстям и совершил грех прелюбодеяния. Здесь читатель встречает имена исторических лиц и литературных персонажей. Это: «грешная блудница Клеопатра»; Елена, из- за которой велась Троянская война; Парис, который увез Елену от супруга; печальный рыцарь Тристан и многие другие. Все они были «погублены жаждой наслаждений». Но внимание Данте привлекают две тени, которые неразлучны и в Аду. Услышав трагическую историю любви Франчески и Паоло, потрясенный и преисполненный сострадания к ним, поэт «упал, как падает мертвец». В этом эпизоде вновь обнаруживается двойственность взглядов Данте. Как верующий человек поэт осуждает супружескую измену, нарушение уз брака, освященного церковью. Но как человек эпохи Возрождения он преклоняется перед истинной любовью, понимает ее силу и законность. Поэтому поэт оправдывает и прощаетвлюбленных.

В третьем круге мучаются обжоры и чревоугодники, в четвертом – скупцы и расточители, в пятом – гневные и завистливые, в шестом – еретики. В последних кругах Ада томятся самые страшные, по мнению Данте, грешники: насильники, обманщики, воры, тираны, фальшивомонетчики, лицемеры.

В девятом круге наказывается самое страшное, с точки зрения поэта, преступление – предательство. Грешники здесь вмерзли в ледяное озеро. В самом низу Ада находится трехголовый Люцифер. Когда-то он был прекрасным ангелом, но восстал против Бога, был изгнан из Рая и превращен в огромное волосатое чудовище. В своих пастях Люцифер терзает трех величайших грешников: Иуду, предавшего Христа, и Брута и Кассия, повинных в смерти Юлия Цезаря.

Наказания грешников аллегорически отражают душевное состояние людей, охваченных тем или иным пороком. Так, например, тираны барахтаются в кипящей крови; у ростовщиков на шее висят тяжелые кошельки; на лицемерах надеты свинцовые мантии, позолоченные сверху; изменники и предатели страдают от холода, символизирующего их холодные сердца.

В поэме Данте изображает нравственную жизнь человека. Он показывает, что разум спасает человека от грехов. Путешествие Данте по аду и чистилищу - это очищение от грехов, пробуждение человеческого сознания под воздействием земной мудрости. Чтобы покинуть путь заблуждений, человек должен познать себя. Встреча поэта с Беатриче символизирует приобщение к божественной науке и дает вечное счастье.

30. Билет №30

Боккаччо «Декамерон». Идейно-художественные особенности. (5 новелл)

Сборник новелл «Декамерон» - вершина творчества Боккаччо. Источники новелл и их переосмысление. Основные циклы новелл, их темы, сюжеты В этой книге Боккаччо наносит сокрушительный удар религиозно-аскетическому мировоззрению и дает необычайно полное отражение современной итальянской действительности. В жанровом отношении «Декамерон» доводит до высокого совершенства небольшую прозаическую повесть–новеллу. Своими корнями этот жанр уходит в средневековую литературу, когда появился первый оригинальный сборник итальянских новелл – «Новеллино, или Сто древних новелл». Самую интересную группу в сборнике составляют бытовые рассказы и анекдоты, почерпнутые из живой итальянской действительности.

Подобно «Новеллино» «Декамерон» состоит из ста новелл. Они скреплены при помощи обрамляющего рассказа, являющегося вступлением к книге и дающего ей композиционный стержень. «Декамерон» начинается знаменитым описанием флорентийской чумы 1348 г. Семь дам и трое юношей удаляются из города на виллу и приятно проводят время в прогулках, играх, рассказывании новелл. Каждый день рассказывается по десять новелл, а всего они проводят на вилле десять дней. Источники «Декамерона» - французские фаблио, средневековые романы, античные и восточные сказания, средневековые хроники, сказки, новеллы предшествующих новеллистов, злободневные анекдоты.

Новеллы Боккаччо могут быть разбиты на несколько групп:

Первая группа. Новеллы антицерковного, антирелигиозного характера. В них высмеивается лицемерие и ханжество священнослужителей, их алчность и разврат. День 9, новелла 1 – случай в женском монастыре, используется принцип саморазоблачения. День 3, новелла 1 – рассказ о монастырском садовнике, который притворялся глухонемым. День 10, новелла 6 – яркий образ монаха-проходимца Чиполло, который морочит голову доверчивым людям мнимыми реликвиями. Когда двое шутников положили в его ларец вместо реликвий угли, монах немедленно заявил, что бог совершил чудо, заменив перо архангела Гавриила угольками с костра, на котором был сожжен святой Лаврентий.

Вторая группа. Новеллы антифеодальные, направленные против сословных предрассудков. День 4, новелла 1 – дочь принца полюбила слугу.

Третья группа. Новеллы о любви, правдиво изображающие природу человека, разные грани любви; темы супружеской неверности. День 5, новелла 1 – невежественный молодой человек жил при скотном дворе, полюбил образованную девушку и перевоспитал себя.

Четвертая группа. Приключенческие новеллы об Андреучччо из Перуджи - торговец лошадьми приехал в Неаполь и стал жертвой воров и куртизанок. День 2, новелла 4 – ЛандольфоРуфоло был богатым купцом, потерял свое состояние, сделался корсаром, снова приобрел богатство, его судно терпит кораблекрушение, он спасается на ящике, в котором оказывается состояние, и он снова оказался богатым.

Для новелл Боккаччо характерно искусство психологического анализа героев, реалистический стиль прозы. Боккаччо создал в «Декамероне» классический тип итальянской новеллы, получившей дальнейшую разработку у его многочисленных последователей.

Расположение новелл. Дни включают только доминирующие или превалирующие 1-2 темы, эти же темы уже бегло были намечены в предыдущих днях и имеют отголоски в предыдущих.

I день – тема религии и церкви (2-4, 6) + остроумные ответы и острые слова с неким нравственным уроком (3, 5 – 10). 3 и 6 – в обе группы.

II день – превратности и повороты судьбы (продолжается в V дне). 10 новелла – переход к III дню, т.к. превратность истолкована иронически.

III – чувственная любовь.

IV – любовь в более облагороженном, трагическом виде.

V – 1-3 любовная тема в связи с превратностями и приключениями (см. II день, IV, 3 и 4). Все новеллы этого дня заканчиваются счастливо. 4-10 – любовная тема. Моттивы IV и III дней.

VI – остроумные ответы, точнее, остроумное поведение.

VII – проделки жен, обманывающих мужей.

VIII – тема адюльтера (1, 2, 8). 1, 2, 4, 7, 8, 10 – мотив изобретательной мести в различных эротических историях. 3, 6 – озорные проделки Бруно и Буффальмако. (= IX, 3, 5, 8, 10).

IX – своей темы нет, продолжение уже начатых тем.

X – самый высокий регистр. Тема великодушия как высшего проявления человечности и доблести.

31.Начало французского Возрождения относится к середине XV века, во время правления Карла VIII до смерти Генриха IV в 1610 году. Для Франции в эпоху ренессанса были характерны начало абсолютизма, распространение гуманизма, Исследование "нового мира", и развитие собственных новых методов в области печати, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, наук, народной литературы, а также разработка новых правил этикета и ораторского искусства.
Представителем французского ренессанса был великий сатирик своей эпохи Франсуа рабле, французский монах, медик и писатель, наиболее известный как автор сатирического романа: "Гаргантюа и Пантагрюэль" , над которым он работал более 20 лет. В то время имел хождение народный роман – как нагромождений отдельных историй – о приключении великанов… Используя эту форму, в 1532 году Франсуа Рабле под псевдонимом АлькофрибасНасье напечатал первый вариант романа: Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля. Этот и последующие части романа высмеивали человеческие пороки, государство и церковь. Теологами Парижского университета первая книга была осуждена, а третья часть, вышедшая в 1546 году, была запрещена.
Специалисты считают, что Франсуа Рабле обогатил французский язык: в его романе насчитывается около 1000 латинизмов и более 500 эллинизмов, часть из которых автор придумал сам.
Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий.

32.В романе Рабле особенно выделяются три образа.

Первый из них – образ доброго короля в его трех вариантах, по существу, мало отличающихся друг от друга: Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль. В нем Рабле воплотил свой утопический идеал доброго и разумного правителя, который заботится не о славе, а о благе своих подданных. Короли-великаны Рабле обладают полнотой государственной власти, отстраняя от нее аристократов-феодалов. Но после наступившей реакции образ Пантагрюэля как короля тускнеет, в последних книгах он почти не показан правителем, а только путешественником и мыслителем, воплощающим философию «пантагрюэлизма». Вскоре образ Панурга оттесняет его окончательно на задний план.

33.Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» написанный в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки, религиозные распри и самых церковников, с жизнью которых был хорошо осведомлен еще со времени пребывания в монастырях.

Рабле широко использует аллегорию для изображения как положительных, так и отрицательных общественных явлений.

Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни. Огромный рост Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэля были олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных.

Рабле зло осмеивает средневековый суд, феодальные войны, старую систему воспитания, всякую схоластику, богословскую метафизику и религиозный фанатизм.

Самые острые стрелы своей сатиры Рабле направляет против церкви, в которой видит главную паразитическую силу, давящую тяжким бременем на плечи народных масс. Для Рабле нет ничего ненавистнее монахов. Он сравнивает их с обезьянами, которые не выполняют никакой полезной работы, а только «везде гадят и все портят, а потому получают от всех насмешки и пинки».

Во время морского путешествия, Пантагрюэля и его друзей описываются различные острова, населенные монахами, бездельниками, кляузниками, сутягами и т. п. В этих главах, представляющих жестокую сатиру на все стороны феодального общества, Рабле выступает как стихийный материалист и как смелый безбожник. Ему одинаково ненавистны пашшаны (католики) и папефиги (протестанты), вравной степени враждебные человеческой природе. «Делай что хочешь!» — таков девиз Телемской обители, которую основывает «монах-мирянин» брат Жан, презирающий церковь и монахов столь же сильно, как и сам Рабле. В Телемской обители просвещенные люди пользуются полной свободой, без помехи отдаваясь своим любимым занятиям—наукам и искусствам. Противопоставляя Телемскую обитель—эту гуманистическую утопию — монастырям и церкви, Рабле выражает надежды на будущее, которое принесет людям свободу и счастье.

Взять хотя бы воспитание Гаргантюа. Король Грангузье поручил решение этого вопроса схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой культуры и старой науки, для которых главный метод обучения – «зубрежка», в результате которой Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке всего лишь за 5 лет и 3 месяца. Бедный Гаргантюа стал заметно глупеть и на смену учителям-схоластикам пришли гуманисты.
34.34. Особенности эпохи Возрождения в Испании и творчество Мигеля де Сервантеса.

1. Эпоха Возрождения в Испании несколько отставала от соответствующих периодов в других странах. Испанское Возрождение формировалось как бы между двумя крупнейшими очагами ренессансной культуры - Италией и Нидерландами. Временем высших достижений испанского искусства является вторая половина XVI в., поистине его "золотой век" - эпоха ознаменованная появлением в Испании плеяды замечательных писателей, художников, ученых – это Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина, Кеведо, Гонгора, Греко, Веласкес, Мурильо. В стране в середине XVI века усилилось обнищание народных масс и обезлюдение страны, застой в торговых и промышленных делах, полная запущенность земледелия и скотоводства, непомерное налоговое бремя - все это должно было вызвать и вызвало в стране социальный сдвиг большой силы. В недрах народа произошло перемещение слоев. Довольно скоро выявились две основные группы среди тех, кого экономический кризис, голод и нищета принуждали искать новые средства существования. Более жизнеспособные, волевые люди находили применение своим силам за океанами, в армии, где в лучшем случае им удавалось обеспечить себе сносную жизнь. Однако таких счастливцев было немного. Гораздо значительнее было число тех, кто, не находя заработка, бродяжничал или нищенствовал. Тяжелый экономический кризис создал особый тип «авентуреро» - авантюристов, живших главным образом за счет своих ближних. Число бродяг и профессиональных нищих, по данным эпохи, в конце XVI века достигло в Испании чудовищной цифры в полтораста тысяч человек (мужчин, женщин и детей). Вполне естественно, что в условиях тягчайшего застоя и оскудения в толще народной зарождалось чувство безысходного отчаяния. Правда, народ не безмолвствовал. То тут, то там вспыхивали восстания, принимавшие порою характер широких движений, подавляемых правительственными силами. В свою очередь, отчаяние, пустившее глубокие корни в самую гущу народа, приводило к усилению в нем мистических настроений, к спорам о предопределении к свободе воли, к религиозному фанатизму, к восприятию мира как чего-то временного, преходящего, как некоего сновидения. «Жизнь есть сон» - так называется замечательная драма великого испанского драматурга XVII столетия Педро Кальдерона де ла Барки. Король и двор могли жить своей сытой, привольной жизнью, а голодный, обнищавший народ продолжал все глубже погружаться в стихию равнодушия, из которой его неспособны были вывести ни утрата Испанией господства на морях, перешедшего в руки ее счастливых соперниц, ни постоянные поражения на суше, лишившие ее к концу XVII столетия почти всех ее завоеваний. От всего великолепия предшествовавшей эпохи, от блеска ее и шума, от пестрой галереи сменявших друг друга деятелей остались одни воспоминания, перешедшие в область истории, и сейчас мы глядим на них сквозь «дым столетий». Но зато вечный, непреходящий блеск излучают замечательные произведения искусства, созданные в эту эпоху гением испанского народа, и среди них одно из первых, если не самое первое место, принадлежит Сервантесу и его замечательному роману. 2.Сервантес создавал «Дон Кихота» на протяжении многих лет. О жизни Сервантеса в период 1600-1604 гг., то есть о годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Установлено, что, покинув Андалусию, писатель перебрался в Кастилию и жил в Эскивиасе и в Толедо. Летом 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании) и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первоначально «Хитроумный идальго» был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания «1605». Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editioprinceps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и СанчоПанса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме). Мировоззрение Сервантеса складывалось под влиянием различных течений европейской гуманистической мысли (неоплатонизма, неостоицизма, натурфилософии). Особое влияние на создателя «Дон Кихота» оказал «эразмизм» или «христианский гуманизм» — учение Эразма Роттердамского, критиковавшего нравы католического клира и обрядовую сторону католицизма, которым автор «Оружия христианского воина» противопоставил внутреннюю духовную работу человека над собой, личностный путь к Богу и раннехристианский идеал человеческого общежития в любви и вере, воплощенный в символе «мистического тела Христова». Сервантес, писавший «Дон Кихота» в эпоху католической Контрреформации, зашифровывает идеал всеединства в образах, восходящих к рыцарским романам высокого Средневековья (отсюда — метафорическое отождествление на страницах «Дон Кихота» «мистического тела Христова» и «тела» странствующего рыцарства). Одновременно христианско-гуманистическая утопия переводится творцом «Дон Кихота» на язык карнавально-площадных действ и праздничных ритуалов, относящихся к разным временам года: Дон Кихот и его оруженосец СанчоПанса выступают как воплощения Поста и Масленицы, а их первые два выезда спроецированы на цикл летних празднеств, включая День Тела Христова (праздник, посвященный таинству причастия и имеющий ярко выраженную площадную сторону) и праздник «первого снопа» (Дон Кихота молотят «как сноп», Санчо характеризует обрушивающиеся на них побои как «сбор урожая странствующего рыцарства», а своего рода эмблематической заставкой книги является битва героя с ветряными мельницами). В контексте жатвенного ритуала избиения, сопровождающие героев романа на их пути, получают сакральное оправдание. Смех, звучащий на страницах романа, — это не злой, издевательский хохот толпы, а праздничный ритуальный смех, развенчивающий и утверждающий одновременно. Сервантес, использовав опыт площадного театра, создал образ оруженосца Дон Кихота СанчоПансы. Непосредственное же влияние на возникновение сервантесовского замысла оказала анонимная «Интермедия о романсах» (1590-91?), герой которой Бартоло, помешавшийся на их чтении, отправляется совершать героические подвиги. Разворачивая бурлескную, комическую «одноходовую» ситуацию интермедии в прозаическое повествование, ведущееся от лица автора-ирониста, Сервантес обнаруживает преимущ<

Наши рекомендации