Игральные карты «антифашистские». 1943 г.

Известна ещё одна колода карт с ан­тифашистскими рисунками, созданная в военные годы. Их автором был фрон­товой художник Иван Харкевич.

И. И. Харкевич

Тогда, в 1942-1943 годах, худож­ник служил в редакции газеты Севе­ро-Западного фронта «Soldatenfreund» («Друг солдата»). Издавалась она на немецком языке и предназначалась для распространения в боевых порядках противника. В общем, неудивитель­но, что фронтовым политуправленцам пришла в голову идея сделать «особые» игральные карты и забросить их в не­мецкие окопы.

Карикатурными королями в своих картах Харкевич показал Гит­лера, Гиммлера, Геббельса, Геринга. Фюрер изображён этаким пико­вым фраером, который к 1943 году уже изрядно поубавил своей пры­ти. Карты были своеобразными «перевертышами» - «верх» изо­бражал фашистских бонз в начале войны, а «низ» - то, во что их превратили советские и союзнические войска уже практиче­ски на излете. Так, король пик - Гитлер - в 41-м году («вверху») предстает этаким наполеонишкой в треугол­ке с мечом с надписью «Blitzkrieg» в одной руке и позолоченным глобусом в другой, а в 43-м («внизу») - он уже Адольф I Откозыряв­шийся с траурным венком «Сталинград». Ка­ждая фигурная карта была снабжена подобны­ми колкими замечаниями. Например, Йозеф Геббельс, министр пропаганды, был опреде­лен как Юпп-Молчаливый, а командующий авиацией рейхсмаршал Герман Геринг - как Герман-Нищий.

56 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




игральные карты «антифашистские». 1943 г. - student2.ru игральные карты «антифашистские». 1943 г. - student2.ru игральные карты «антифашистские». 1943 г. - student2.ru игральные карты «антифашистские». 1943 г. - student2.ru В редакции «Друга солдата» к тому времени скопилось немало немецких перебежчиков. Они хорошо знали немецкий окопный жаргон и помогли со­ставить короткие рифмованные текстовки, которые Харкевич поместил на очковых картах. Содержание этих рифмованных строк соответствовало зна­чению карты. Так, на шестёрке поместили текст (в переводе на русский): «6 предвоенных лет Гитлер сеял - теперь вы собираете урожай». На семёрке было написано: «7 дней на Востоке - неделя ада на утраченных позициях».

Дамы на картах - германские сателлиты: Венгрия, Италия, Финлян­дия, Румыния, валеты - гитлеровские генералы в 1941 и 1943 годах.

Особенно интересен джокер - на этой карте изображался немец­кий солдат, словно осенённый правильной мыслью: «Когда игра толь­ко началась, я был беспечным и скромным, но теперь она подходит к концу, и я сам решаю свою судьбу, я знаю конец и могу держать в этом пари, только падение Гитлера станет спасением Германии!».

Эти карты, являвшиеся ещё и своеобразным пропуском через ли­нию фронта при сдаче в плен, во время войны так и не были отпеча­таны. Сам Харкевич охарактеризовал эту ситуацию так: «Началось стремительное наступление Красной Армии - и, возможно, какие-то детали устаревали. Да и потом, агитация и пропаганда - дело тонкое, может быть, эта идея не была одобрена кем-то на самом верху. Поди разберись, что могло какому-нибудь политкомиссару почудиться... Правда, оригиналы карт сохранились. Они долго лежали в одном из музеев. И я рад, что спустя многие десятилетия после войны неболь­шим тиражом колоды антифашистских карт были всё же отпечатаны».

* * *

Всё плохое когда-нибудь да заканчивается. Закончилась и война. Кар­точная фабрика входила в русло мирной работы, вставали новые зада­чи развития производства. Ещё в 1946 году фабрикой были закуплены машины офсетной печати, но работать на них было некому, а позднее те, кто вернулся с фронта на рабочее место, просто не могли без до­полнительного образования и обучения взяться за перевод фабричного производства на офсет. Но самая большая трудность состояла в том, что макеты карт, которые были в распоряжении комбината, годились

лишь для хромолитографической печати. Старые колоды надо было «адаптировать» к новым условиям.

Эту большую и сложную работу выполнил известный ленинград­ский художник, специалист в области книжной иллюстрации Юрий Петрович Иванов. В конце 1950-х годов художнику предложили при­нести к стилистическому единству лицевые и оборотные стороны карт высших сортов - «Русский стиль», «Рококо» и некоторых дру­гих. В дальнейшем Ю.П. Иванов восстановил оригиналы лицевых сторон почти всех выпускавшихся колод с учётом их использования для офсетной печати.

Важной заслугой Ю.П. Иванова стало создание новой стилистики оформления рубашек игральных карт. С дореволюционных времён русские карты, и прежде всего дешёвые сорта, имели рубашку пре­имущественно в виде простого геометрического узора. Только неко­торые колоды высшего сорта имели индивидуально разработанный рисунок, впрочем, не отличавшийся особой изысканностью. Ю.П. Ивановым были разработаны более ста новых рисунков, замечатель­но соответствовавших стилю лицевых изображений и образовывав­ших вместе единый образный строй.

К концу 1960-х годов художником был накоплен весьма значитель­ный опыт в области карточной графики. Этот опыт нашёл своё вопло­щение в колоде «Времена года», изданной уже Комбинатом цветной печати, или сокращённо КЦП - так с 1968 года и до закрытия в 2004 году стала называться бывшая Карточная фабрика.

Наши рекомендации