Игральные карты «антифашистские». 1943 г.
Известна ещё одна колода карт с антифашистскими рисунками, созданная в военные годы. Их автором был фронтовой художник Иван Харкевич.
И. И. Харкевич |
Тогда, в 1942-1943 годах, художник служил в редакции газеты Северо-Западного фронта «Soldatenfreund» («Друг солдата»). Издавалась она на немецком языке и предназначалась для распространения в боевых порядках противника. В общем, неудивительно, что фронтовым политуправленцам пришла в голову идея сделать «особые» игральные карты и забросить их в немецкие окопы.
Карикатурными королями в своих картах Харкевич показал Гитлера, Гиммлера, Геббельса, Геринга. Фюрер изображён этаким пиковым фраером, который к 1943 году уже изрядно поубавил своей прыти. Карты были своеобразными «перевертышами» - «верх» изображал фашистских бонз в начале войны, а «низ» - то, во что их превратили советские и союзнические войска уже практически на излете. Так, король пик - Гитлер - в 41-м году («вверху») предстает этаким наполеонишкой в треуголке с мечом с надписью «Blitzkrieg» в одной руке и позолоченным глобусом в другой, а в 43-м («внизу») - он уже Адольф I Откозырявшийся с траурным венком «Сталинград». Каждая фигурная карта была снабжена подобными колкими замечаниями. Например, Йозеф Геббельс, министр пропаганды, был определен как Юпп-Молчаливый, а командующий авиацией рейхсмаршал Герман Геринг - как Герман-Нищий.
56 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
В редакции «Друга солдата» к тому времени скопилось немало немецких перебежчиков. Они хорошо знали немецкий окопный жаргон и помогли составить короткие рифмованные текстовки, которые Харкевич поместил на очковых картах. Содержание этих рифмованных строк соответствовало значению карты. Так, на шестёрке поместили текст (в переводе на русский): «6 предвоенных лет Гитлер сеял - теперь вы собираете урожай». На семёрке было написано: «7 дней на Востоке - неделя ада на утраченных позициях».
Дамы на картах - германские сателлиты: Венгрия, Италия, Финляндия, Румыния, валеты - гитлеровские генералы в 1941 и 1943 годах.
Особенно интересен джокер - на этой карте изображался немецкий солдат, словно осенённый правильной мыслью: «Когда игра только началась, я был беспечным и скромным, но теперь она подходит к концу, и я сам решаю свою судьбу, я знаю конец и могу держать в этом пари, только падение Гитлера станет спасением Германии!».
Эти карты, являвшиеся ещё и своеобразным пропуском через линию фронта при сдаче в плен, во время войны так и не были отпечатаны. Сам Харкевич охарактеризовал эту ситуацию так: «Началось стремительное наступление Красной Армии - и, возможно, какие-то детали устаревали. Да и потом, агитация и пропаганда - дело тонкое, может быть, эта идея не была одобрена кем-то на самом верху. Поди разберись, что могло какому-нибудь политкомиссару почудиться... Правда, оригиналы карт сохранились. Они долго лежали в одном из музеев. И я рад, что спустя многие десятилетия после войны небольшим тиражом колоды антифашистских карт были всё же отпечатаны».
* * *
Всё плохое когда-нибудь да заканчивается. Закончилась и война. Карточная фабрика входила в русло мирной работы, вставали новые задачи развития производства. Ещё в 1946 году фабрикой были закуплены машины офсетной печати, но работать на них было некому, а позднее те, кто вернулся с фронта на рабочее место, просто не могли без дополнительного образования и обучения взяться за перевод фабричного производства на офсет. Но самая большая трудность состояла в том, что макеты карт, которые были в распоряжении комбината, годились
лишь для хромолитографической печати. Старые колоды надо было «адаптировать» к новым условиям.
Эту большую и сложную работу выполнил известный ленинградский художник, специалист в области книжной иллюстрации Юрий Петрович Иванов. В конце 1950-х годов художнику предложили принести к стилистическому единству лицевые и оборотные стороны карт высших сортов - «Русский стиль», «Рококо» и некоторых других. В дальнейшем Ю.П. Иванов восстановил оригиналы лицевых сторон почти всех выпускавшихся колод с учётом их использования для офсетной печати.
Важной заслугой Ю.П. Иванова стало создание новой стилистики оформления рубашек игральных карт. С дореволюционных времён русские карты, и прежде всего дешёвые сорта, имели рубашку преимущественно в виде простого геометрического узора. Только некоторые колоды высшего сорта имели индивидуально разработанный рисунок, впрочем, не отличавшийся особой изысканностью. Ю.П. Ивановым были разработаны более ста новых рисунков, замечательно соответствовавших стилю лицевых изображений и образовывавших вместе единый образный строй.
К концу 1960-х годов художником был накоплен весьма значительный опыт в области карточной графики. Этот опыт нашёл своё воплощение в колоде «Времена года», изданной уже Комбинатом цветной печати, или сокращённо КЦП - так с 1968 года и до закрытия в 2004 году стала называться бывшая Карточная фабрика.