Игральные карты «антирелигиозные». 1934 г.
Советская власть на первом этапе своего существования большое внимание уделяла антирелигиозной пропаганде как среди детей, так и среди взрослых. Государство рабочих и крестьян, стремившееся превратить всё трудящееся население страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества, было весьма заинтересованно в усилении безбожной пропаганды во всех её видах. Главными лозунгами борьбы с «религиозным дурманом» были - «Через безбожие- к коммунизму» и «Борьба с религией - это борьба за социализм».
Антирелигиозная деятельность в СССР особенно усилилась после XVII партийной конференции, одобрившей план развития промышленности на 1932 год и принявшей директивы к составлению второго пятилетнего плана социалистического строительства. Помимо бес-численного количества «безбожных» книг, брошюр, журналов и газет на искоренение «религиозной заразы» было брошено весьма необычное но очень кодовое оружие - игральные карты.
Первая и единственная антиклерикальная пропагандистская колода была выпущена на Карточной фабрике в 1934 году. Карты назывались просто И прямолинейно - «Антирелигиозные». Как и другие
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
колоды высшего сорта, «Антирелигиозные» производили во внушительном количестве не только для внутреннего потребления, но и на экспорт. Нарисовал карты С.Д. Левашов, художник и один из руководителей Карточной фабрики.
Сергей Левашов родился в 1904 году в Саратове. Окончив в 1926 году Художественно-промышленный техникум, приехал в Ленинград и устроился учеником резчика во 2-ю Художественную литографию, где «дорос» до гравёра. Отучившись в Промышленной академии, был назначен начальником карточного цеха. Как хороший специалист, Сергей Дмитриевич по распоряжению самого Микояна получил квартиру на Крестовском острове (английский коттедж из трех комнат), правда, не за выпуск карт, а за «освоение печати упаковки апельсинов». Позднее министр Микоян собственноручно вручил художнику подарок -радиоприёмник с дарственной надписью. С 1936 года Левашов уже технический директор Первой Художественной литографии. Карты, автором которых является Левашов, датированы 1930 годом.
К сожалению, об истории создания Левашовым своих карт нам практически ничего неизвестно, но сам способ организации композиции каждой карточной фигуры удивителен по своей простоте и оригинальности. Каждая карта представляет собой «ларец с двойным дном»: на переднем плане -духовные лица одной из четырёх мировых религий, а на заднем плане - настоящие помыслы и дела этих «лиц».
Детальное описание сюжетов этих необычных карт, полных тонких намёков и аллюзий, позволило бы нам вспомнить многие реалии атеистической пропаганды тех лет, но при этом явно бы вышло за границы той религиозной толерантности, которой отмечено время нынешнее. Предоставим читателю самому оценить содержание этого оригинального артефакта советской истории.
Возвращаясь к самой колоде, отметим, что общей идее антирелигиозной пропаганды соответствуют и джокер, и карточные рубашки. На джокере Вседержитель показан в виде благообразного и упитанного капиталиста в цилиндре, галстуке и с крылышками, как марионетками руководящим и шаманом, и пастором -довольно заурядный рисунок в стиле карикатур из выходившего в те же годы советского журнала «Безбожник».
Если джокер получился не особо интересным, то карточные рубашки домашняя и экспортная - гораздо выразительнее. В спокойную, строго продуманную композицию рубашки для экспортного варианта колоды художник удачно вписал и звезду Давида, и христианский крест, и языческую ритуальную маску. А вот рубашка для «внутреннею использования» получилась довольно озорной. На ней лихая и совсем не старая Баба Яга в ярко-красном сарафане, помогая себе помелом, улетает в своей ступе в непроходимые сказочные дебри, унося с собой несчастное украденное дитя.