Игральные карты «донские». 1918 г.

Выпуск игральных карт на Дону произошёл в резуль­тате стечения обстоятельств, о которых стоит рассказать подробнее. Всё началось того, что в результате револю­ционных событий на Юге России возник кризис с на­личными деньгами. Двоевластие на Дону - там гордое звание «Главного по области» никак не могли поделить казачьи атаманы и местные Советы - стало причиной отсутствия финансирования из «красного Петрогра­да». В ход пошли даже керенки, до этого без дела пы­лившиеся в банковских подвалах. При этом на вкладах мёртвым грузом лежало 300 миллионов кровных рублей местного донского населения, которые без обеспечения наличностью были просто красивыми словами с внушительным значением. Наступил настоящий денежный голод.

Надо было принимать экстренные меры, и 11 (24) ноября 1917 г. в здании Ростовской Конторы Государственного Банка собралась обра­зованная Съездом, созванным Донским Войсковым Правительством, Секция по разработке вопроса о выпуске денежных знаков. Секция постановила выпустить в обращение денежные знаки от имени Рос­товской Конторы Государственного Банка, которая была крупнейшим учреждением Госбанка в Северо-Кавказском регионе. Для печатания денежных знаков решено было создать Экспедицию по Изготовлению Денежных Бланков (ЭИДБ).

Примерно через год в Новочеркасске создали ещё одну подоб­ную Экспедицию, только с несколько иным названием - занима­лась она не изготовлением денег, а заготовлением ценных блан­ков в интересах Всевеликого Войска Донского, атаманом которо­го являлся небезызвестный генерал П.Н. Краснов. Наряду с 5% краткосрочными обязательствами, папиросными бандеролями и почтовыми марками одним из видов продукции ЭЗЦБ было изго­товление «казачьих» игральных карт, сюжеты для которых приду­мал сам Краснов.

Надо сказать, что Н.П. Краснов, генерал Русской императорской армии и недолгий атаман Донской республики, которую он впослед­ствии планировал сделать самостоятельным государством, был по­борником донской автономии и весьма увлекался созданием всего «казачьего». Донскую область он переименовал во Всевеликое Вой­ско Донское, утвердил написанную им самим же конституцию, при­казал изготовить «казачий» Георгиевский крест, на котором вместо Святого Георгия был изображён казак в донском «национальном» костюме и т.д.

«Донская колода» в полной мере соответствует своему названию. В виде королей на картах изображены донские атаманы, дамы представ­лены в образе донских казачек, а валеты - молодых казаков. Четыре масти этой колоды показывают историю Дона на протяжении четырёх столетий. Фигурные карты бубновой масти изображены в костюмах XVI века, трефовые - XVII, червовые - XVIII и пиковые - XIX. Тузы также украшены рисунками, соответствующими эпохе. Например,





РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




       
  игральные карты «донские». 1918 г. - student2.ru
 
    игральные карты «донские». 1918 г. - student2.ru

игральные карты «донские». 1918 г. - student2.ru

на тузе треф показан Донской герб, который был ещё до Петра I -«Елень, стрелою поражён, но не покорён», кстати, также вос­становленный Красновым как официальный символ казачьей республики.

Недолгое правление атамана Краснова закончилось 15 февраля 1919 года, когда он был вынужден уйти в отставку и покинуть Дон. А не­задолго до этого, 2 февраля 1919 года состоялось заседание Особого Совещания при Главнокомандующем Вооруженными Силами Юга России, на котором И.И. Шипов, последний Управляющий Госбанка, предложил повысить производительность Ростовской Экспедиции по Изготовлению Денежных Бланков, отобрав у Новочеркасской Экспе­диции все печатные станки, на которых штамповались карты для ата­мана Краснова. Так Краснов остался без карт, а на Дону появились качественные деньги.

Донские игральные карты очень редки. Единственный комплект­ный образец сохранился в альбоме, носящим название «Образцы ра­бот экспедиции Заготовления Ценных Бланков Всевеликого Войска Донского», г. Новочеркасск, 1919 г.».

Наши рекомендации