Игральные карты «рококо». 1911 г.
Одной из первых колод, эскизы которых были заказаны немецким рисовальщикам, стали карты «Рококо». Продолжающие «линию» «Средневековых» карт, «Рококо», тем не менее, разительно отличались в культурно-эстетическом плане от колоды «Fancy», также входившей, как нам известно, в линейку «средневековых ремейков».
Сам стиль рококо, в котором выполнена эта колода, - «инфан террибль», оставленный напоследок Европе угасавшим в первой поло-вине XVIII века барокко. Название «рококо» происходит от французского «рокайль» - «завиток, ракушка». Полученные в наследство от
30 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
барокко тяжёлая вычурность и стремление к чрезмерной слащавости смягчились в рококо до ленивого гедонизма и интимно-салонной будуарности. От художественных образов рококо словно веет ароматами придворных интриг и бесконечных балов-маскарадов с фальшивыми пастухами и пастушками, столь любимыми при дворе «Короля-Солнца» Людовика XIV. Суть эпохи рококо весьма точно передала однажды мадам де Помпадур, числившаяся у вышеупомянутого короля в фаворитках: «После нас хоть потоп!».
Дыхание рококо чувствуется в каждой маленькой детали этой колоды, начиная с причудливых картушей из лиственных плетей вокруг знаков мастей на тузовых картах и заканчивая мягкими, округлыми очертаниями лиц карточных фигур, как будто сошедших с картин Ватто, Буше и Фрагонара. Техника хромолитографии позволила передать множество дробных, мелких костюмных и орнаментальных деталей, на которые так падок рококо - набивные узоры на кружеве и ткани, вычурные изгибы и переплетения на кольцах и брошах карточной «знати». Создаётся впечатление, что прорисована каждая бусинка в ожерелье на шее бубновой дамы, каждая ворсинка горностаевой мантии на плечах червового короля, каждая складка щегольских «инкруаяблей», завязанных бантами под подбородками бубнового и червового валетов.
В стиле рококо выполнено и цветовое решение карт. Здесь нет интенсивных, мажорных тонов - «правят балом» приглушенные, бледные тона перлово-серого, сизого цвета, оттенок крабового мяса, «пепельная роза» и жухлая зелень надломленной, но брошенной ветки. С высокой художественной точностью передана фактура блестящих и бликующих тканей - шелка, атласа, парчи, в которую облачены короли, дамы и валеты. Пасторально-опереточные выражения карточных лиц в окружении большого количества золота и пурпура производят какое-то «душное» впечатление излишества и лицемерной кукольности, что весьма импонирует как частной теме карточных изображе-
мий, так и общей теме карт и карточной игры, а особенно - пасьянса!
Люди, сведущие в нюансах историко-временного путешествия карт среди людей и любящие их таинственный мир, до сих пор до конца не определились ни со временем, ни с местом появления пасьянса как особого вида карточной игры. Для одних - это Швеция, для других- Франция. Однако никто не отрицает того факта, что во времена Луи XIV карточный пасьянс был самым популярным способом времяпрепровождения среди королевской дворни: ещё бы - кому же не хотелось погадать на новую фаворитку веселого французского короля! Дамское «шу-шу», кофе с коньяком, горящие любовным румянцем щеки и блестящие от возбуждения глаза: разложится - непременно повезет, не разложится - «Карты врут! Нет в жизни счастья!».
Атмосферу придворных интриг и адреналинового ожидания «сбычи мечт» карты «Рококо» умудрялись создавать даже в советскую эпоху -тогда эта колода выпускалась исключительно в формате пасьянсной, и уже социалистические кумушки терпеливо («пасьянс» с французского - «терпение») раскладывали карточную колоду, мысленно желая своим заклятым «подружкам», чтоб «не сошлось».