Игральные карты «для царства польского». 1861 г.
Ещё в 1815 году, после Венского конгресса, переделившего границы в Европе, часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в состав Российской империи под названием Царства Польского, а русский император Александр 1 стал ещё и польским королём. Это присоединение вызвало необходимость выпуска для новоприобретённых польских губерний особых игральных карт. В специальном
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
положении 1819 года при заведении Карточной фабрики отмечалось: «С уничтожением впредь карточных частных фабрик и откупов, предоставляется одному Воспитательному дому производство карточного изделья и продажи игральных карт; равномерно Польские кампии, тарок, гадательные, детские и тому подобные, где в какой провинции какие употребляются».
Вероятно, с самого начала работы Карточной фабрики наряду с привычными для нашего глаза картами с французской системой мастей, начали изготавливаться колоды, которые в «Правилах управления фабрикой» именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт были рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствовали дамы, но были, помимо короля, ещё две «мужские» персоны - вышник и нижник (применительно к традиции русских карт это были как бы валет старший и валет младший).
Основой рисунков карт «Для царства Польского» является старинная, пережившая века колода так называемого старого баварского стиля (Altbayerische Bild). Эта колода с выразительными, легко узнаваемыми фигурами в течение долгого времени изготавливалась на польских карточных фабриках, где классически-грубоватым рисункам было придано определённое изящество.
На Петербургской Карточной фабрике изображения для этой колоды были коренным образом «русифицированы». Русские гравёры, сохранив в неизменности вплоть до мельчайших деталей позы и атрибуты карточных фигур, сами рисунки выполнили в том же художественном стиле, что и карты второго разбора образца 1850 года. Может показаться, что рисунки обеих колод выполнены одним мастером - настолько сходна манера исполнения! Но изменился не только художественный стиль карт, было принципиально изменено их смысловое содержание.
Карточные фигуры вышник и нижник изображены в военной форме русской армии времён Петра I. Художник прекрасно знал реалии
периода правления первого русского императора и весьма точно обмундировал своих героев. Штаны солдатам полагались длиной чуть ниже колен. Обувь - башмаки с чулками. Цвет кафтанов так же соответствует действительности: Преображенскому полку был положен темно-зеленый, Семёновскому - синий, Бутырскому и Лефортовскому - малиновый.
Если фигурные карты, подвергнутые внешней переделке, в точности сохранили свою внутреннюю структуру, то карты очковые, так же украшенные собственными миниатюрами, получили ряд новых сюжетов, имевших глубокий подтекст и отражавших состояние русско-польских отношений. Рисунки на очковых картах должны были напоминать покорённым полякам о славных победах русского оружия в войнах как века нынешнего, так и минувшего. На картах виней были показаны бравые русские гренадёры, скачущие верхом, стреляющие из пушки и отдыхающие после боя с бутылкой вина в руках. На семёрке жлудей бойкий француз со шпагой в руке отважно сражается с... зайцем, а на жлудевой десятке карикатурная обезьяна в знаменитой наполеоновской шляпе с плюмажем гадает на картах. Но самой запоминающейся в этой колоде является шестёрка бубенцов - выразительная аллегория русских побед. На этой карте на высоком древке победно развивается российский флаг, украшенный двуглавым орлом. Под ним на коленях стоят два закованных в кандалы плачущих турка, покорно складывающих к основанию флага бунчук с полумесяцем, турецкий флаг и снятую с головы шляпу. Среди всех изготавливаемых Карточной фабрикой карт «польская» колода имела самую низкую цену, ниже, чем карты третьего разбора. Сравнительная дешевизна карт для Царства Польского объясняется тем, что производились они в относительно небольшом количестве и в России спросом не пользовались, так как были не французской, а немецкой системы мастей.
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ