Игральные карты «1 сорт». художник а.и. шарлемань. 1862 г.

Техническое развитие Александровский мануфактуры, при кото­рой находилась Карточная фабрика, тормозилось общими экономи-

2 Подробнее об этой колоде: Принцева ГА. Игральные карты со сценами охоты Александра II.//При Дворе русских императоров. - СПб. 2005.

ческими условиями крепостной России. В 1859 году Опекунский совет попытался продать убы­точное предприятие в частные руки, но покупате­лей не нашлось, и в 1860-м году Александровская мануфактура как казённое заведение прекратила своё существование. Единственной действующей её частью оставалась именно Карточная фабри­ка, которую решили сохранить в ведении Воспи­тательного дома, построить для неё новое поме­щение и в корне изменить организацию работы и управления.

В связи с общей реорганизацией работы фабрики наконец-то взя­лись и за обновление устаревших карточных «ликов». К решению этого вопроса подошли достаточно серьёзно. Разработку новых ри­сунков игральных карт доверили известным художникам, в частности академику живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шар-лемань). Шарлемань создал четыре проекта новых игральных карт, одни из которых, ставшие широко известными под названием «Ат­ласные», вот уже в течение полутора веков остаются самыми попу­лярными в России.

А.И. Шарлемань в своём самом удачном проекте не создал прин­ципиально нового карточного стиля. Его эскиз явился результатом исключительно мастерской переработки рисунков, которые исполь­зовались ещё в XVIII и начале XIX веков на русских карточных фа­бриках в производстве самых массовых карт.

Авторский эскиз Шарлеманя показывает не только высокое про­фессиональное мастерство художника, но и прекрасное понимание им специфики именно карточной графики. Рисунки фигур абсолют­но безупречны и очень хорошо вписаны в формат игральной карты, неброское горизонтальное разделение не режет фигуру. Но, пожа­луй, самым ценным является то, что в привычные рисунки карточ­ных персонажей художник сумел вдохнуть душу, наполнить облик королей, дам и валетов неподдельным величием и достоинством. Ре­шение сложной задачи создания прочной взаимосвязи содержания и

14 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




           
  игральные карты «1 сорт». художник а.и. шарлемань. 1862 г. - student2.ru   игральные карты «1 сорт». художник а.и. шарлемань. 1862 г. - student2.ru
    игральные карты «1 сорт». художник а.и. шарлемань. 1862 г. - student2.ru
 

игральные карты «1 сорт». художник а.и. шарлемань. 1862 г. - student2.ru

формы, придания карточным рисункам художественной целостности удалось автору в полной мере.

Созданные новые эскизы предназначались для изготовления карт первого сорта и не назывались «Атласными». Само понятие «атласные» относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Для придания картам улучшенного вида бумага, на ко­торой они печатались, предварительно натиралась тальком на специ­альных талечных машинах. Карты, изготовленные на такой бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже.

Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении «Атласных» карт, карт «1 сорт», «2 сорт» и «Безиг», а также карт «Экстра» уже в 30-х годах 20 века. Постепенно собственное название «Атласные» прочно закрепилось за игральными картами с рисунками Шарлеманя.

* * *

Кроме рисунков, получивших название «Атласные», Шарлемань создал ещё три эскиза карточных колод, показывающих высоту твор­ческого воображения художника, его незаурядную фантазию. В этих эмоциональных работах художник попытался выйти за рамки устояв­шейся, отшлифованной веками отвлечённо-символьной системы кар­точной иерархии, сломать её каноническую неподвижность, напол­нить рисунки драматическим действием и движением.

Наши рекомендации