Игральные карты «1 сорт». художник а.и. шарлемань. 1862 г.
Техническое развитие Александровский мануфактуры, при которой находилась Карточная фабрика, тормозилось общими экономи-
2 Подробнее об этой колоде: Принцева ГА. Игральные карты со сценами охоты Александра II.//При Дворе русских императоров. - СПб. 2005.
ческими условиями крепостной России. В 1859 году Опекунский совет попытался продать убыточное предприятие в частные руки, но покупателей не нашлось, и в 1860-м году Александровская мануфактура как казённое заведение прекратила своё существование. Единственной действующей её частью оставалась именно Карточная фабрика, которую решили сохранить в ведении Воспитательного дома, построить для неё новое помещение и в корне изменить организацию работы и управления.
В связи с общей реорганизацией работы фабрики наконец-то взялись и за обновление устаревших карточных «ликов». К решению этого вопроса подошли достаточно серьёзно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили известным художникам, в частности академику живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шар-лемань). Шарлемань создал четыре проекта новых игральных карт, одни из которых, ставшие широко известными под названием «Атласные», вот уже в течение полутора веков остаются самыми популярными в России.
А.И. Шарлемань в своём самом удачном проекте не создал принципиально нового карточного стиля. Его эскиз явился результатом исключительно мастерской переработки рисунков, которые использовались ещё в XVIII и начале XIX веков на русских карточных фабриках в производстве самых массовых карт.
Авторский эскиз Шарлеманя показывает не только высокое профессиональное мастерство художника, но и прекрасное понимание им специфики именно карточной графики. Рисунки фигур абсолютно безупречны и очень хорошо вписаны в формат игральной карты, неброское горизонтальное разделение не режет фигуру. Но, пожалуй, самым ценным является то, что в привычные рисунки карточных персонажей художник сумел вдохнуть душу, наполнить облик королей, дам и валетов неподдельным величием и достоинством. Решение сложной задачи создания прочной взаимосвязи содержания и
14 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
формы, придания карточным рисункам художественной целостности удалось автору в полной мере.
Созданные новые эскизы предназначались для изготовления карт первого сорта и не назывались «Атласными». Само понятие «атласные» относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. Карты, изготовленные на такой бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже.
Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении «Атласных» карт, карт «1 сорт», «2 сорт» и «Безиг», а также карт «Экстра» уже в 30-х годах 20 века. Постепенно собственное название «Атласные» прочно закрепилось за игральными картами с рисунками Шарлеманя.
* * *
Кроме рисунков, получивших название «Атласные», Шарлемань создал ещё три эскиза карточных колод, показывающих высоту творческого воображения художника, его незаурядную фантазию. В этих эмоциональных работах художник попытался выйти за рамки устоявшейся, отшлифованной веками отвлечённо-символьной системы карточной иерархии, сломать её каноническую неподвижность, наполнить рисунки драматическим действием и движением.