Колода «географические карты россии». 1830 г.
Через несколько лет после заведения Карточной фабрики в её мастерских была изготовлена совершенно необычная карточная колода. Создателем этих карт был К.М. Грибанов. Особенность колоды в том, что на самом деле она не предназначена для полноценной карточной игры, а представляет собой скорее учебное географическое пособие, что, собственно, и следовало из её пол-
ного названия: «Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением вёрст от двух столиц для пользы юношества».
Константин Михайлович Грибанов, выпускник Академии художеств, попавший на службу в Министерство финансов, стал свидетелем той огромной работы, которая велась в двадцатых годах XIX века по упорядочению различных сторон земского хозяйства как основного источника доходов государства. В русле этой работы в 1821 году под руководством инженера-полковника В.Т. Пядышева в Военно-Топографическом депо Главного штаба был создан «Географический атлас Российской империи, царства Польского и Великого княжества Финляндского...», содержавший новейшее административное деление государства. Вот этот самый атлас, а также модные в то время педагогические идеи «взаимного обучения» вдохновили Грибанова на создание этих уникальных карт, при помощи которых география родного государства преподавалась ученикам ланкастерских школ, возникших в России ещё в середине десятых годов XIX столетия.
Каждая карта была иллюстрирована географическими изображениями с обеих сторон - лицевой и затыльной. Лицевая сторона карты была разделена на четыре поля. В верхнем левом поле помещались название и герб губернии, в верхнем правом - изображение игральной карты, в нижнем левом - перечень крупнейших городов губернии, в нижнем правом - изображение традиционного для губернии наряда (как правило, показан народный женский костюм). На затылях карт - рисунки всех 60 листов уже упоминавшегося нами «Географического атласа Российской империи...». За основу изображения гербов губерний Грибановым были взяты рисунки «Манифеста о полном гербе Всероссийской империи», составленные по указу императора Павла І в 1800 году, а также опубликованный в 1826 году «Реестр высочайше утвержденным гербам Российской империи по 1825 год».
В январе 1828 года Грибанов передаёт акварельные эскизы своих карт и просьбу о материальной поддержке «сего благого предприя-
10 РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ
тия» самой императрице Марии Федоровне. С её высочайшего соизволения в 1831 году Карточная фабрика выпускает две тысячи колод, которые в октябре этого же года поступают в свободную продажу в Главном карточном магазине.
Грибанов очень ревностно относился к созданию этой колоды: основные художественные процессы - гравировка медных досок, ручная раскраска акварелью отпечатанных рисунков производились отобранными самим художником мастерами. Но, к сожалению, при всем изяществе рисунка и тонкой акварельной раскраске «географические» карты не годились для настоящей игры, так как затыли у них не были одинаковыми. Нельзя сказать, что автор не думал об этом, когда проектировал свою колоду... Скорее всего, Константин Михайлович таким образом намеренно подчеркнул, что его «изобретение» призвано «более обучать», а не развлекать1.
* * *
Спрос на карты производства «картной фабрики» быстро рос. В 1 846 году ставился даже вопрос о строительстве нового карточного предприятия на базе Петергофской казённой бумажной фабрики. Однако потом решили увеличить производительность Карточной фабрики Александровской мануфактуры, а также улучшить её техническое оснащение. Уже в начале 1830-х гг. затыли, пятна и фигуры карт наносились машинами; вводилось механическое разрезание листов.
Количество выпускаемых карт росло, качество же оставалось сравнительно невысоким. Не прекращались жалобы, например, на то, что «карты оказываются с дырами и расклеенными», приходят в негодность от первой же растасовки, что краска на затылях глазетных карт пачкает руки и сукно. На отчете Карточной фабрики за 1847 год император Николай I своей рукой написал: «Заметить, что карты весьма дурно делаются!».
1 Подробнее об этой колоде: Миролюбива Г.А. «Географические карты для юношества», сочинённые Константином Грибановым (1827-1831).// «На рубеже двух эпох» (1801-1825* 1825-1855). Тезисы докладов Второй Царскосельской научной конференции. СПб. 1996.
Модернизацию производства ускорил казус, случившийся с колодой карт, попавшей лично в руки императору 3 сентября 1850 года: несколько карт из этой колоды в начале игры расслоились прямо в руках у государя! После августейшего негодования на фабрике тут же были устроены специальные вальцы для проката карточных листов, раньше просто прессовавшихся вручную.
Но если качество производимых карт хоть как-то улучшалось, то необходимые новшества в их художественном оформлении вводились с трудом. В 1830-х годах на фабрике пытались изготовить колоду карт по рисункам известного карточного фабриканта Делярю и даже отпечатали пробные образцы, но эта инициатива не получила развития. Характерна резолюция царя Николая I на докладе о разработке новых карт: «Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки».