Высокий Ренессанс в Венеции.

Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит верность традициям Ренессанса.

ДжорджиоБарбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510), первый в Венеции обратился к литературным и мифологическим темам. Объектом поклонения для него были пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело. Его лучшие произведения были исполнены в масляной технике. В картине «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Он владеет тонкой и богатой палитрой. Изображение «Спящей Венеры» изящно, свободно и не лишено чувственной прелести. Но лицо целомудренно строго, в сравнение с ним Тициановские Венеры кажутся языческими богинями.

Тициан Вечеллио (1477?-1576) создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал с портретом. Около 1520 года герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан воспевает античность, воплощает дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры».

Тициан много пишет на мифологические сюжеты. В 1545 году появляется его первый вариант «Данаи». Даная соответствует античным идеалам красоты. Толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия.

К концу жизни Тициана его творчество претерпевает изменения. Он ещё много пишет на античные сюжеты, но всё чаще обращается к христианским темам мучинечств, в которых языческая жизнерадостность сменяется трагическим мироощущением («Бичевание Христа», «Оплакивание»).

В конце XV века в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Это видно в творчестве двух крупнейших художников Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (1528-1588) суждено было стать последним певцом праздничной Венеции XVI века. Он чаще пишет большие картины маслом на холсте, алтарные образа для церкви. Всё что он написал это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа.

Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника – ЯкопоРобусти, известного как Тинторетто (1518-1594). Он был прекрасным колористом. Его многочисленные произведения, в основном на темы мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения. Уже в первой известной картине «Чудо святого Марка» он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период.

Многие работы Тициана пронизаны ощущением одиночества, поглощенности человека пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы, что глубоко чуждо гуманистическому искусству Высокого Возрождения.

2. Академизм и антиакадемизм в русской живописи. «Передвижники».

Понятие академизм в искусстве:

Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. «Салонные» художники, насаждали в искусстве пышность, эротику, эклетику, поверхностную развлекательность и внешнюю виртуозность.

Словом «академизм» часто определяют два различных художественных явления- академический классицизм конца XVIII - начала XIX века и академизм середины-второй половины XIX века.

К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугро, Шарля Барга во Франции, ЛуиджиМуссини в Италии, Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в западной Европе, США и России возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Художники

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, «Портрет неизвестной прекрасной незнакомки», «И. И. Шишкина» и др. Его знаменитая картина «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику.

Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей антиакадемической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников.им написанные ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Некрасова, А. Д. Литовченко, Софьи Николаевны Крамской и множество других. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Художник в свое время набрал небывалую популярность, исходя из этого ему часто поручали заказ портрета, соответственно портреты его кистей постоянно дорожали при его жизни.

Перов Василий Григорьевич (PerovVasilyGrigorevich), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников». Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872). Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок.

Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у Сергея Константиновича Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 годах в Париже (как пенсионер Академии художеств). Василий Григорьевич Перов испытал особое влияние творчества Павла Андреевича Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.

В зрелые годы колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и в картине с кабаком закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой бытовой среде подобие земного ада.

Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры («Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Владимир Иванович Даль», «Историк Михаил Петрович Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).

Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).

В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят.Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).

Александр Андреевич Иванов (1806—1858) — русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор полотна «Явление Христа народу».

Александр Иванов родился в семье художника Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.

Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 г., в Петербурге, в семье обрусевшего немца Брюлло. Отец был искусным скульптором-резчиком и писал интересные миниатюры.

Любовь к рисованию проявилась у Карла еще в детстве. Взрослым часто казалось, что карандаш является естественным продолжением руки “Карлуши”.

Когда мальчику исполнилось десять лет, его приняли в столичную художественную Академию. В ее стенах Брюллов Карл Павлович провел двенадцать лет.

Начало творческого пути

Закончив обучение на “отлично”, молодой художник продемонстрировал свою независимость. Он отказался оставаться в стенах академии и в 1819 г. поселился в мастерской своего старшего брата, который был активным участником возведения Исаакиевского собора.

В это время Карл Павлович писал портреты на заказ. Основными его заказчиками были меценаты А. Дмитриев-Мамонов и П. Кикин. По их просьбе, Брюллов написал такие картины, как “Эдип и Антигона” и “Раскаяние Полиника”.

Эти картины пользовались огромным успехом. За них юного художника наградили четырехлетней пенсионной поездкой в Италию. Поездка состоялась летом 1822 г., и продлилась 12 лет – до 1834г.

В Италии

В итальянских музеях Брюллов изучал живопись выдающихся художников прошлых лет. Больше всего его поразила “Афинская школа” Рафаэля. В течение 4 лет Брюллов работал над ее копией. Итоговый результат поразил не только “коллег по кисти”, но и критиков.

Творчество художника в эти годы было достаточно плодотворным. В 1827 г. была создана картина “Итальянский полдень”, в 1832 г. – “Вирсавия”.

Являясь выдающимся живописцем, Брюллов создал немало светских портретов. Одной из самых ярких портретных работ является “Всадница”.

Брюллов был признан при жизни. На Родину он вернулся уже будучи живым классиком.

Передвижники

В 1863 году в Академии художеств разразился скандал, равных которому не было с момента создания этого учебного заведения. Четырнадцать выпускников, допущенных к конкурсу на золотую медаль Академии, отказались писать картины на заявленную Советом Академии тему. Художники попросили дать им право свободного выбора сюжета и, получив отказ, они приняли решение оставить Академию. Этот скандал вошел в историю как «бунт четырнадцати». А его участники впоследствии стали известнейшими художниками: И. Крамской. К. Маковский, А. Корзухин и др.

Что же толкнуло художников к такому поступку? Дело в том, что уже давно Академия перестала быть передовым учебным заведением, каким она была в XVIII веке. В Академии требовали делать только то, «что положено». Молодые художники рисовали бесконечную череду картин на античные и религиозные сюжеты, выполняли заказы двора. Известен случай, когда император Николай I потребовал от художника: «Повернуть голову собаки в другую сторону!». И это требование пришлось выполнить. «Искусство не свободно!» - именно такой вывод делали многие молодые художники.

Между тем, времена менялись. С приходом к власти нового императора Александра II была ослаблена цензура. Отмена крепостного права и Великие реформы вызвали серьезные изменения в русском обществе. Молодые художники считали, что живопись должна отражать эти изменения.

Уйдя из Академии художеств, поначалу они создали художественную артель, заработки в которой были общими. Только так они могли выжить. В 1864 году члены артели устроили в Нижнем Новгороде свою единственную выставку. В 1870 году на основе артели было создано Товарищество передвижных художественных выставок или Товарищество передвижников.

Передвижные выставки должны были познакомить русское общество с современной живописью, помочь художникам продавать их произведения. Вход на выставки был платным. Первая выставка была принята с восторгом. После этого выставки стали ежегодными. В России не было ни одного крупного художника, который не принимал бы участие в передвижных выставках. Крамской, Перов, Левитан, Суриков, Шишкин, Верещагин, Васнецов, Поленов, и другие. Программ передвижников включала два принципа: реализм и народность.

Передвижники - художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в ходе борьбы передовых художественных сил страны за демократические идеалы и в противовес официальному центру искусства - петербургской АХ. Развивая лучшие традиции Артели художников, испытывая постоянное воздействие общественных и эстетических взглядов революционных демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, передвижники решительно порвали с канонами и идеалистической эстетикой академизма. Освободившись от регламентации и опеки АХ, они организовали внутреннюю жизнь ТПХВ на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. С 1871 ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах.

Избрав основой своего искусства творческий метод критического реализма, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы; стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на религиозные сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы. В 1870-80-х гг., в пору своего расцвета, искусство передвижников развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины. В творчестве передвижников критический реализм в русском изобразительном искусстве достиг своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство передвижников служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству передвижников.

ТПХВ объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. Васнецов и В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Экспонентами выставок ТПХВ были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии художественной деятельности передвижников играл критик-демократ В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Авторитет и общественное влияние ТПХВ неуклонно росли. Реакционная критика и АХ, вынужденные отказаться от первоначальной тактики зажима и травли передвижников, делали попытки подчинить себе их деятельность, оживить с их помощью академическую школу. В 1890-х гг. в состав АХ вошли видные передвижники (Репин, Маковский, Шишкин и др.). В числе передвижников были художники Украины (К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко), Латвии (К. Гун), Армении (В. Суреньянц) и другие, оказавшие большое влияние на развитие своих национальных школ по пути реализма, народности и демократических идеалов. Огромное значение для русского реалистического искусства имела педагогическая деятельность Перова, Репина, Маковского, Крамского, Саврасова. Куинджи, Савицкого, Поленова и др.

На рубеже XIX и XX вв. искусство ряда передвижников стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос. ТПХВ теряло былое общественное влияние, но основное ядро передвижников до конца сохранило верность реализму и демократическим идеалам. В 1890-1900-х гг. в творчестве передовой группы передвижников проявились социалистические идеи, отразившие развитие рабочего движения, рождались элементы социалистического искусства (Н. А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др.). Многие передвижники, войдя в советскую художественную культуру, явились носителями великих реалистических традиций XIX в. и помогли формированию искусства социалистического реализма. ТПХВ распалось в 1923. Его члены влились преимущественно в АХРР, продолжая в новых исторических условиях служить народу.

3.Реализм в западноевропейской живописи.

Наши рекомендации