Интересно, что после надстройки до высоты 81 метра в 1600 году, колокольня была самым высоким зданием Москвы до начала 18 века.
Постепенно вокруг колокольни появлялись новые здания. Так, в 1532—1552 годах итальянский архитектор Петрок Малый построил церковь, которая после преобразования в 17 веке в звонницу получила название Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов дополнил ансамбль Филаретовой пристройкой — звонницей с шатровым верхом.
В 1812 году, когда Москва была захвачена французами, Наполеон приказал снять позолоченный крест, однако его подопечные так и не смогли это сделать, и крест в итоге упал. Интересно, что французам мешала огромная стая ворон, летавшая над крестом. Во время своего отступления войска Наполеона взорвали колокольню, однако ее основание — столп — устоял, а вот звонница и Филаретова пристройка полностью разрушились. Спустя три года их возвели снова.
Модерн архитектура 20-го века
Архитекту́рамоде́рна (архитектураар-нуво) —архитектурныйстиль, получившийраспространениевЕвропев 1890-е—1910-егодыврамкаххудожественногонаправлениямодерн. Архитектурумодернаотличаетотказотклассическихлинийиугловвпользуболеедекоративных (необарочных, неоготических[1], неорусских[2]) линий при использовании новых материалов таких как металл[3], бетон, железобетон[2][4] и стекло[5].
Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год)[6], высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты[4] и промышленные павильоны.
Особняк Рябушинского
"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.
В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий.
Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Оплывшие формы наружных порталов и крылец вместе с узорами оконных рам и ограды предвещают плавность форм внутреннего пространства.
Интерьеры дома спланированы рационально, внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Композиция помещений группируется вокруг парадной 12-метровой лестницы-волны.
В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, животных надводного и подводного мира: черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки, мозаика пола изображает водную зыбь, рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд с нерасторопной улиткой.
В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году
Здание ярославского вокзала
Место для расположения станции выбиралось с большим трудом. Предлагалось разместить вокзал у Сухаревой башни, у Крестовской заставы, или вообще его не строить, а отправлять поезда с уже существовавшего вокзала Петербурго-Московской железной дороги. После долгих споров решили строить вокзал на Каланчёвской площади.
Проектирование вокзала было поручено архитектору М.Ю. Левестаму, однако, его проект не одобрило Правление дороги. Окончательный проект вокзала составил архитектор Р.И. Кузьмин. Это было небольшое П-образное изящное двухэтажное здание с башенкой в середине, близкое по архитектуре вокзалу Петербурго-Московской железной дороги. Вокзал был тупикового типа с раздельными платформами для прибытия и отправления поездов. Новая железная дорога, названная Троицкой, была открыта в 1862 году. Для освящения вокзала был приглашён митрополит Филарет, который раньше никогда не видел ни железной дороги, ни поезда. Поэтому специально для него от поезда отцепили паровоз и он совершил несколько манёвров по станции, что крайне заинтересовало митрополита.
С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. Полностью сохранился фасад, выходящий на Каланчёвскую площадь, но были надстроены боковые корпуса, что создало довольно нелепую композицию из небольшого центрального объёма и значительно превышающих его по размерам боковых корпусов.
Здание вокзала включило в себя элементы древнерусской архитектуры, творчески осознанные и переработанные мастером. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с килем-козырьком и полукруглыми башенками по бокам – все эти элементы перетекают друг в друга и создают неповторимый былинно-эпический образ здания. Удачное расположение башен приводит к совершенно разному восприятию здания из разных точек Каланчёвской площади.
Здание гостиницы метрополь
Грандиозное сооружение, в создании которого участвовали Мамонтов, Врубель, Андреев, Коровин, Поленов, Кекушев, пережило пожар, революционный штурм, советскую эпоху и вошло в новый век отелем категории 5 звезд.
После пожара 1812 г. это место долго пустовало. Затем Театральная площадь была организована по проекту О. Бове. В 1838 г. участок на льготных условиях покупает купец П.И. Челышев. До 1898 г. здесь стояли «Челыши»: «Чего-чего не было в этом доме: и трактир, и полпивная, и бани, и закусочная, и мелкие мастерские».
Здание «Метрополя» — грандиозное сооружение: крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. На первый взгляд, отель выбивается из ансамбля площади, но арочные своды фасада продолжаются на здании Малого театра, а башенки на крыше продолжают линию, начатую Третьяковским проездом, и подхватываются Китай-городом и Историческим музеем. По двум главным фасадам тянется лента изумительных по пластике барельефов Андреева «Времена года». Над окнами третьего этажа — мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Фасады украшают 23 мозаичных панно. Самое большое — «Принцесса Греза» Врубеля — находится по фасаду Театрального проезда. Пять больших панно Головина расположены по углам здания, авторство маленьких панно не установлено. Решетку балкона проектировал М.М. Перетяткович.
В 1901 г., когда внешняя отделка подходила к концу, в «Метрополе» вспыхнул пожар. Барельефы и панно не пострадали, но Мамонтов, бывший тогда под следствием, не мог позволить себе роскошного строительства. Метрополь» спас Кекушев, составивший более дешевый проект. К 1903 г. тут разместился отель, 10 магазинов, 11 залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады, а также двухзальный кинотеатр «Модерн».
«Метрополь» был закрыт на реставрацию с 1986 до 1991 г. Сейчас это пятизвездочный отель.