Программа обучающего сбора вожатых и воспитателей
МБУ ДОЛ «Чайка»Светлоярского муниципального района Волгоградской области¹
Муниципальное бюджетное учреждение детский оздоровительный лагерь «Чайка» Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Автор: Сержантова Олеся Анатольевна, заместитель директора МБУ ДОЛ «Чайка».
Сюда приходили люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно.
А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Введение
Детский оздоровительный лагерь «Чайка» Светлоярского района проводит обучающие занятия (занятия «Школы вожатых») для вожатых с 2011 года. Традиционно в феврале мы организуем на базе Светлоярского молодёжного центра «Электроник» торжественное мероприятие, посвященное открытию очередного учебного года в «Школе вожатых», на котором собираются друзья лагеря «Чайка» - активные дети, опытные вожатые и воспитатели, партнёры лагеря по воспитательной работе, представители власти. Учениками «Школы вожатых» становятся вожатые-новички, а также активные подростки 14-17 лет, планирующие в дальнейшем стать вожатыми. Занятия проходят два-три раза в месяц и заканчиваются вожатским обучающим сбором в последних числах мая, на которых собираются не только вожатые, но и воспитатели, а также другие педагоги лагеря. В сборах обязательно принимает участие организация-партнёр с лицензией на право ведения образовательной деятельности. В 2017 году впервые сбор стал двухдневным. Программу этого сбора мы представляем вашему вниманию.
Цель сбора: методическая и практическая подготовка вожатых к организации работы по воспитанию и оздоровлению детей и подростков в условиях лагеря.
Задачи:
-Разработать основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления детей в отряде.
- Способствовать развитию навыков работы с методической литературой.
- Развивать навыки игровой, спортивно-оздоровительной и оформительскойдеятельности.
- Подготовить к стрессовым ситуациям, к решению различных проблем.
________________
¹ ©Сержантова О.А.
- Сплотить вожатский коллектив каждой смены.
- Помочь раскрыть каждому участнику творческие и организаторские способности.
- Познакомить с основными педагогическими принципами работы педотряда «Феникс».
- Познакомить с территорией лагеря, правилами и традициями, режимом дня, санитарными правилами и нормами.
Продолжительность сбора:2 дня.
Участники сбора:вожатые и воспитатели, еще не имеющие опыта работы в ДОЛ «Чайка» или имеющие небольшой опыт работы (1-3 смены). Участниками сбора становятся как ученики «Школы вожатых», так и вожатые, и воспитатели, недавно написавшие заявление о приёме на работу в МБУ ДОЛ «Чайка».
Организаторы сбора:
- администрация МБУ ДОЛ «Чайка»;
- опытные участники педотряда «Феникс».
Всего участников и организаторов: 80 человек.
Приглашенные участники мероприятия:методист ГБДОУ «Зелёная волна» Е.А. Егорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ВГСПУ Н.И. Тихоненков, специалисты МУ "Городской оздоровительный центр для детей и молодежи "Орлёнок" - организация-партнёр с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Содержание программы. Этапы реализации
1. Подготовительный этап: апрель-май 2017 г. На этом этапе формируется группа «Организаторов», включающая в себя помимо представителей администрации лагеря также старших вожатых летнего сезона 2017 г., старшего воспитателя, опытных вожатых, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, звукооператора. Предполагается, что старший вожатый смены и 2 опытных вожатых становятся «вожатыми» для своего «отряда» - педагогического состава 1,2,3,4 смены. Так как в летнем сезоне 2017 г. в ДОЛ «Чайка» в каждой смене планировался свой старший вожатый, то такое деление было практически оправданным. Также из «Организаторов» выделялись «Педагоги» - те члены педагогического отряда, которые готовили практические и теоретические занятия для участников сбора на следующие темы:
- Наша миссия. Педагогические принципы и основные направления воспитательной работы ДОЛ «Чайка».
- Организация дня в ДОЛ «Чайка»
- Правила пребывания работников в ДОЛ «Чайка». Трудовая дисциплина. Этические правила общения педагогов. Нормы и требования техники безопасности.
- Особенности работы с родителями.
- Практикум для звукооператоров, ранее не работавших в ДОЛ «Чайка»: знакомство с аудио- и видеоаппаратурой лагеря.
- Подготовка творческого номера к общелагерному мероприятию.
- Технология проведения «Свечки».
- Практикум «Подвижные игры».
- Практикум «Устройство отрядного уголка».
- Механизм позиционирования вожатого.
- Обеспечение безопасности детей в детском оздоровительном лагере.
- Разрешение конфликтов в детском коллективе.
Инструкция для старших вожатых: Ваша задача - встретить вожатых и воспитателей своей смены, провести игры на знакомство, на создание комфортной обстановки, на раскрытие творческого потенциала, подготовить номер к вечернему мероприятию, провести свечку, провести отрядное дело, рассказать идею своей смены и объяснить мероприятия план-сетки. Сценарий отрядного дела, разработки свечек и игр на знакомство выложить в нашей группе «Школа вожатых» в соцсети «Вонтакте». Вечернее мероприятие планируем на тему "Вот оно какое, наше лето!". Идея для вечерки: инсценировать песню по теме смены. Еще обязательно готовим игры для костра и дискотеки. Какие еще интересные вещи можно рассказать новеньким вожатым? Какие флеш-мобы, фотоакции, игры провести? Ориентация всего сбора - в первую очередь на отрядные дела.
2. Основной этап. Проведение сбора.
Участники сбора становятся «детьми» и объединяются в отряды – четыре отряда по количеству смен – под руководством «вожатых» - старших вожатых и опытных членов педотряда.
План сбора
№ п/п | Время | Наименование мероприятия | Ответственный | Место проведения | Примечания |
13 мая | |||||
10.00-11.00 | Совещание организаторов, подготовка к сбору, получение постельного белья, получение галстуков | Беседка у «канцелярки» | Голубые галстуки у вожатых | ||
11.00 – 12.00 | Регистрация участников сбора, оформление документов в кадровой службе лагеря | Вожатые | У ворот лагеря | Участников сбора встречаем так, как обычно встречаем детей: знакомимся, повязываем галстук, читаем инструкцию по ТБ, играем. | |
12.00 – 13.00 | Размещение в корпусах, игры на знакомство, на снятие эмоционального напряжения. Придумывание названия отряда. Подготовка отрядного уголкаю | Вожатые отрядов | Беседки, территория у корпусов | Заранее определяемся, где отрядное место. | |
12.00 – 13.00 | Практикум для звукооператоров, ранее не работавших в ДОЛ «Чайка»: знакомство с аудио- и видеоаппаратурой лагеря. | Опытный звукооператор | Ди-джейская | ||
13.00 -13.20. | Общий сбор. Приветствие. Объявление о работе «Вожатской почты». (В столовой вешается почтовый ящик, в который вожатые на протяжении всего сбора кладут записки с вопросами, которые наиболее их волнуют). Демонстрация видеоматериалов о лагере. | Директор, заместитель директора, звукооператор. | Столовая | Нужен экран, проектор, звуковая аппаратура | |
13.20-14.00 | Занятие: «Наша миссия. Педагогические принципы и основные направления воспитательной работы ДОЛ «Чайка» (Приложение 1) | Заместитель директора | Столовая | Нужен экран, проектор, звуковая аппаратура | |
14.10 – 17.00 | Обучающая вертушка: 1 этап: занятие с методистом ГБДОУ «Зелёная волна» Е.А. Егоровой 2 этап: занятие с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики ВГСПУ Н.И. Тихоненковым «Планирование работы в отряде» 3 этап: занятие «Организация дня в ДОЛ «Чайка». Работа с графиком». 4 этап: занятие «Правила пребывания работников в лагере. Особенности работы с родителями» | Е.А. Егорова Н.И. Тихоненков Специалисты МУ ОЦ «Орлёнок» Заместитель директора Директор | 1 этап – веранда столовой 2 этап – столовая 3 этап – беседка 6 отряда 4 этап - беседка у «канцелярки» | На каждом этапе – по отряду Отряды идут на занятия, как на «вертушке», по маршрутному листу Одно занятие – 40 мин. | |
17.00-17.40 | Работа по отрядам. Обсуждение план-сетки смены. Распределение ответственных. | Вожатые отрядов | Беседки, столовая, веранда столовой | Нужны распечатанные план-сетки по количеству людей в отряде | |
17.40-19.00 | Обучающая вертушка: 1 этап: Занятие «Обеспечение безопасности детей в детском оздоровительном лагере» 2 этап: Занятие «Разрешение конфликтов в детском коллективе». Практикум по разбору трудных ситуаций. | Старший воспитатель Педагог-психолог | Столовая Беседка | На каждом этапе – два отряда: 1 отряд + 2 отряд и 3 отряд + 4 отряд Каждое занятие – 40 мин. | |
19.00-19.30 | Ужин | Старший воспитатель | Столовая | ||
20.00 – 21.00 | Вечернее мероприятие «Вот оно какое, наше лето!» - инсценировка песен на тему смены (презентация смены и отряда) В конце мероприятия – исполнение под караоке основных лагерных песен «Ты, да я, да мы с тобой», «Разговоры…», «Я вожатый, ты вожатый», «Перевал» (или между номерами) | Вожатые Звукооператор | Эстрада | Вожатые каждого отряда проводят игры с залом | |
21.00 – 22.00 | Дискотека. Объяснение правил пребывания детей и взрослых на дискотеке. Танцевальные баттлы. Разучивание лагерных танцев. | Старший воспитатель Звукооператор Вожатые | Костровая | ||
22.00-22.30 | Костёр. Разучивание костровой речевки. | Костровая | |||
22.30 – 23.30 | Подведение итогов дня. «Свечки» в отрядах | Вожатые | |||
23.30 – 00.00 | Подготовка ко сну | ||||
00.00 | ОТБОЙ | ||||
14 мая | |||||
7.30 | ПОДЪЁМ | ||||
8.00-8.15 | Зарядка | Инструктор по физкультуре Звукооператор | Стадион | ||
8.15-9.00 | Игра на местности «Разведшкола» (ознакомление новеньких вожатых с территорией) Начало – с костровой. | Вожатый | Территория лагеря | ||
9.00 – 9.30 | Завтрак | Старший воспитатель | |||
9.30. – 10.00 | Линейка. Подведение итогов прошедшего дня, награждение отличившихся, планирование следующего дня. | Вожатый | Линейка | ||
10.00-11.30 | Занятие «Методика проведения коллективно-творческого дела» (Приложение 2) | Заместитель директора Старший воспитатель | Столовая. Веранда столовой. | Занятия параллельно у двух групп – 1,2 отряда и 3,4 отряда | |
11.30-12.30. | Отрядное дело в каждом отряде | Вожатые | Корпуса, беседки | ||
12.30-13.00 | Обед | Старший воспитатель | Столовая | ||
13.00 – 14.20 | Обучающая вертушка: 1 этап: занятие «Подготовка творческого номера к общелагерному мероприятию» 2 этап: «Технология проведения «Свечки» | эстрада веранда столовой | На каждом этапе – два отряда: 1 отряд + 2 отряд и 3 отряд + 4 отряд Каждое занятие – 40 мин. | ||
14.20 – 14.40 | Танцевальный флеш-моб | Звукооператор | Костровая | ||
14.40 – 16.00 | Обучающая вертушка: 1 этап: Практикум «Подвижные игры» 2 этап: Практикум «Устройство отрядного уголка» | Инструктор по физкультуре Вожатый | баскетбольная площадка столовая | На каждом этапе – два отряда: 1 отряд + 3 отряд и 2 отряд + 4 отряд В столовой нужен проектор и экран, канцтовары | |
16.00 – 16.30 | Занятие «Механизм позиционирования вожатого» (Приложение 3) | Заместитель директора | Столовая | Для всех отрядов | |
16.30-17.30 | Оргсборы в отрядах. Игры-рефлексии. Заполнение анкет. Раздача методического материала | Вожатые | Беседки | ||
17.30-18.30 | Общий сбор. Подведение итогов. Ответы на вопросы «Вожатской почты». Орлятский круг. Общая песня. Фотографирование. | Директор Заместитель директора Вожатые | Столовая | ||
15. | 18.30 | Отъезд |
По итогам сборов каждый участник получает: копилка форм отрядных дел (распечатка), «Вожатская копилка» на DWD-диске, памятки для трудоустройства и прохождения медицинского осмотра.
3. Заключительный этап. На этом этапе организаторы проводят анализ сбора. Вожатые отмечают, как отряд принимал участие в ходе сбора, активность каждого, выполнение поставленных целей и задач.
- Что удалось сделать?
- Каков результат совместной работы? Достигли ли поставленных целей и задач?
- Что не получилось и почему?
- Кому скажем «спасибо»?
- Что изменим и что добавим при организации и проведении вожатского сбора – 2018?
- Что или кто привлекли внимание?
- С какими проблемами можем столкнуться в работе летом? Как это предотвратить?
Ожидаемые результаты:
Участники сбора познакомься друг с другом, с территорией лагеря, с правилами, педагогическими принципами и традициями МБУ ДОЛ «Чайка». Почувствуют себя увереннее, раскроют свой творческий потенциал, получат возможность проявить свои организаторские способности. Смогут подготовиться к будущим сложным и проблемным ситуациям. Получат конкретные знания и умения, которые будут необходимы им в работе с детьми. Познакомятся с план-сеткой смены и получат необходимые объяснения старшего вожатого, смогут спланировать отрядные мероприятия. Приобретут практические навыки разных игр – от игр на знакомство до подвижных. Получат информацию, о том, где искать и как использовать методические материалы.
Приложение 1