Краткое описание коллективно-творческого дела
Воспитанники старшего отряда знакомят своих младших товарищей с произведениями детской литературы. Результат дела – фотоиллюстрации (иллюстрации в виде фотографического снимка) к выбранным произведениям, среди которых члены жюри выбирают лучшие. Над созданием фотоиллюстраций работают три творческие группы, состоящие из организаторов (старших детей) и участников (младших детей).
Ход проведения коллективно-творческого дела
Этап I. Постановка целей и задач. День 1
На этом этапе педагоги обсуждают с детьми старшего отряда (организаторами) проблему непопулярности чтения среди детей и способы решения этой проблемы. Вожатые предлагают создать вместе с детьми из младшего отряда фотоиллюстрации к известным детским произведениям. Обсуждение происходит с помощью следующих вопросов:
- Зачем нам это нужно? Зачем это нужно ребятам из младшего отряда? Почему важно читать? Каков будет результат нашего дела? Какого результата мы хотим достичь? Как фотографирование в костюме героев послужит пропаганде чтения? Почему мы не можем просто прийти к малышам и сказать, что читать – это важно?
Педагогический приём: Вожатые намеренно не затрагивают вопрос популярности чтения среди молодёжи, обсуждение идёт только на уровне «детской» проблемы «на равных» с подростками. Во время обсуждения подростки самостоятельно приходят к выводу о том, что они сами мало читают и плохо знают произведения детской литературы.
В процессе обсуждения подростки приходят к следующим ответам. Читать нужно для того, чтобы развиваться, чтобы расширять кругозор, развивать интеллект. Об этом обязательно нужно рассказать малышам. Нам это нужно для того, чтобы развиваться самим: больше узнать о детской литературе, научиться планировать, организовывать других людей, стать более самостоятельными, потому что это поможет нам в будущем. Для того, чтобы малыши нас услышали, им должно быть интересно. Фотографироваться в костюмах литературных героев весело и интересно, тем более что в наше время дети очень любят делать фото. Они поучаствуют в этом мероприятии и захотят прочитать книгу. После мероприятия останутся фотографии – их можно распечатывать и дарить детям и родителям, выкладывать в соцсетях.
Этап II. Планирование. День 1
Совместная с детьми разработка плана подготовки к мероприятию с помощь наводящих вопросов:
Как получить яркую фотоиллюстрацию?
Как заинтересовать детей?
Можно ли сделать хорошую фотоиллюстрацию, ничего не зная о героях и авторе произведения?
Как рассказать детям о произведениях детской литературы?
Будет ли им интересно просто слушать?
Как вам самим удобнее воспринимать информацию? Только слушать или еще и смотреть?
Умеем ли мы фотографировать?
Знаем ли мы, что такое иллюстрация? Сможем ли это объяснить детям?
Кто нам сможет помочь в подготовке мероприятия?
Что мы будем делать с фотографиями?
В процессе обсуждения дети приходят к следующим выводам:
Для того чтобы рассказать «малышам» о детской литературе и выбрать произведения для фотоиллюстрирования, необходимо самим познакомиться с произведениями и авторами.
Нужно понять, что такое иллюстрация.
Нужно научиться фотографировать.
Необходимо подобрать или изготовить костюмы.
Для повышения интереса – собственного и участников мероприятия («малышей») - нужно устроить соревнование – разделиться на группы и готовить фотоиллюстрации к разным произведениям.
Необходимо попросить помощи у других членов педагогического отряда – фотографа, библиотекаря, костюмера.
Необходимо поговорить с вожатыми младшего отряда о том, что интересно малышам.
Необходимо провести анкетирование у малышей, каких литературных героев они знают, а каких нет.
Таким образом, готовится следующий план действий, и выбираются ответственные. План может выглядеть таким образом:
1. Мастер-класс по фотографированию.
2. «Библиотечные встречи» - занятие для организаторов в библиотеке лагеря на тему «Шедевры детской литературы».
3. Занятие с педагогом дополнительного образования (руководителем кружка рисования) на тему «Что такое иллюстрация?».
4. Приглашение педагогов лагеря для работы в жюри.
5. Анкетирование детей из младшего отряда на знание произведений детской литературы. Анализ анкет.
6. Разделение организаторов на три группы. Выборы командира каждой группы, распределение ролей и обязанностей внутри группы. Назначение ответственных вне групп: за анкетирование, оформление и т.п.
7. Выбор трёх произведений для демонстрации детям и фотоиллюстрирования.
8. Подготовка и проведение театрализованного представления «Кто живёт в стране Литературии?».
9. Разделение малышей – участников мероприятия на группы.
10. Экскурсия с малышами в библиотеку для получения информации о работе библиотеки, о выбранных произведениях для фотоиллюстрирования.
11. Выбор с малышами момента сюжета произведения для фотоиллюстрирования.
12. Работа с костюмером лагеря, самостоятельная работа по подготовке и созданию костюмов.
13. Создание фотозон.
14. Фотографирование.
15. Работа жюри конкурса.
16. Награждение победителей на одном из общелагерных мероприятий.
17. Распечатывание фотографий, вручение фотографий родителям участников мероприятия.
18. Освещение хода мероприятия и итогов конкурса фотоиллюстраций в лагерной газете и в группах лагеря в социальных сетях в сети интернет.
19. Анализ мероприятия совместно с участниками.
20. Анализ мероприятия организаторами.