Физическая оптика. Учебник.Ахманов С.А.
По материалам сайтов: http://ru.wikipedia.org, svetolov.ru, diyprojector.info, gobz.narod.ru, de.ifmo.ru
Основы Электротехники.
Электротехника является для любого художника по свету фундаментальной дисциплиной, без тщательного изучения которой, в принципе невозможна любая практическая деятельность.
Крайне важно знать, что ни один осветитель не может быть допущен к самостоятельной практической деятельности без изучения и получения соответствующей группы допуска
следующих дисциплин:
Правил устройства электроустановок (ПУЭ)
Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ)
Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. (ПТБ)
Данные правила обязательны для всех потребителей электроэнергии независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Тщательное изучение основ электротехники выходит за пределы компетенции данного пособия, как по причине обширности материала, так и по причине доступности методически выверенных методических материалов по «Основам электротехники».
Читателям предлагается самостоятельно изучить следующие разделы электротехники:
Электрический заряд. Закон Кулона.
Электродвижущая сила.
Напряжение.
Электрический ток. Постоянный и переменный электрический ток.
Проводники. Диэлектрики.
Электрический ток в проводниках, газах, полупроводниках.
Закон Ома.
Сопротивление.
Сила тока.
Потребляемая мощность.
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Электрические схемы.
Активная и индуктивная нагрузка.
Расчёты потребляемой мощности и нагрузки.
Художественная часть постановочного освещения.
Свет в сценическом пространстве, является неотъемлемым и гармоничным компонентом общего художественного решения спектакля или концерта.
Как невозможно создать полноценное сценическое произведение без художественного света, так и невозможно оценивать световое решение в отрыве от режиссёрского и сценографического замысла, музыки и актерской игры.
Как ни парадоксально, но свет в спектакле должен быть «невидим». Впрочем, звук должен быть «неслышим», режиссёр должен «раствориться в актёре», а актер, в свою очередь, интегрироваться в общей идее произведения.
Любое настоящее произведение искусства должно быть подобно звучанию слаженного оркестра, когда слушатель воспринимает музыку, но особо не задумывается о том, какой инструмент исполняет ту или иную партию. Цельное произведение характеризуется принципом «не убавить, не прибавить».
С точки зрения художника по свету, «идеальный спектакль» тот, когда зритель не выделяет свет в отдельный компонент сценического действия. Но идеальный спектакль требует идеального режиссёра. На практике, все мы несовершенны, все живые люди, со своими амбициями, комплексами и претензиями:
режиссер ищет новое слово, актёры потихоньку «звездят», свет и звук живут своей отдельной жизнью.
Значит ли это, что художественно разбалансированный спектакль обречён на провал? Искусство вещь парадоксальная, бывают случаи, когда нарушение всех канонов и запретов приводит не к разрушительному, а созидательному взрыву.
В любом случае, решение проблемы и выбор остаётся за художником.
Единственное пожелание коллегам: нарушение канонов –подразумевает знание этих канонов.
Ценность Чёрногоквадрата Малевича, не в прямоугольнике на холсте, а в харизме мастерского рисовальщика и живописца, пославшего всё и вся и поставившего жирную точку в живописи. На Малевиче история живописи закончилась и началась история дизайна. Впрочем, может всё наоборот.
Канонические функции постановочного света и его компоненты:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
а) Свет работает с остальными компонентами спектакля или концерта. многофункциональный универсальный инструмент в режиссёрском замысле спектакля или визуализационный музыкальный инструмент в общей канве концерта.
Свет обладает свойствами музыкального инструмента в оркестре: солирует, служит фоном, заполняет паузы, молчит.
б) Свет работает с временным измерением. поддержка темпоритма спектакля или концерта, один из инструментов для создания четырехмерного пространства. По аналогии с музыкальными инструментами – ритмсекция оркестра. Ритм+ акценты.
в) Свет работает с объемом и пространством.
поддержка глубины пространства, создание объема предметов, главный инструмент для создания трехмерности пространства.
г) Свет работает с чувствами зрителя. Синестетический ( сопереживательный) инструмент эмоциональной окраски спектакля или концерта.
УТИЛИТАРНЫЕ
а) освещение актеров, танцоров, музыкантов
б) освещение декораций, обозначения места и времени действия
в) освещение воздуха и пространства между предметами
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
Свет, в зависимости от поставленных задач обладает собственной энергетикой, харизмой, драматургией. Свет, как любой жанр современного искусства имеет признаки знаковости. Свет может быть реалистичным, гиперреалистичным,символичным и сюрреалистичным. В практике, широко распространён свет в стиле «поп-арт».