Физическая оптика. Учебник.Ахманов С.А.

По материалам сайтов: http://ru.wikipedia.org, svetolov.ru, diyprojector.info, gobz.narod.ru, de.ifmo.ru

Основы Электротехники.

Электротехника является для любого художника по свету фундаментальной дисциплиной, без тщательного изучения которой, в принципе невозможна любая практическая деятельность.

Крайне важно знать, что ни один осветитель не может быть допущен к самостоятельной практической деятельности без изучения и получения соответствующей группы допуска

следующих дисциплин:

Правил устройства электроустановок (ПУЭ)

Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ)

Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. (ПТБ)

Данные правила обязательны для всех потребителей электроэнергии независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Тщательное изучение основ электротехники выходит за пределы компетенции данного пособия, как по причине обширности материала, так и по причине доступности методически выверенных методических материалов по «Основам электротехники».

Читателям предлагается самостоятельно изучить следующие разделы электротехники:

Электрический заряд. Закон Кулона.

Электродвижущая сила.

Напряжение.

Электрический ток. Постоянный и переменный электрический ток.

Проводники. Диэлектрики.

Электрический ток в проводниках, газах, полупроводниках.

Закон Ома.

Сопротивление.

Сила тока.

Потребляемая мощность.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Электрические схемы.

Активная и индуктивная нагрузка.

Расчёты потребляемой мощности и нагрузки.

Художественная часть постановочного освещения.

Свет в сценическом пространстве, является неотъемлемым и гармоничным компонентом общего художественного решения спектакля или концерта.

Как невозможно создать полноценное сценическое произведение без художественного света, так и невозможно оценивать световое решение в отрыве от режиссёрского и сценографического замысла, музыки и актерской игры.

Как ни парадоксально, но свет в спектакле должен быть «невидим». Впрочем, звук должен быть «неслышим», режиссёр должен «раствориться в актёре», а актер, в свою очередь, интегрироваться в общей идее произведения.

Любое настоящее произведение искусства должно быть подобно звучанию слаженного оркестра, когда слушатель воспринимает музыку, но особо не задумывается о том, какой инструмент исполняет ту или иную партию. Цельное произведение характеризуется принципом «не убавить, не прибавить».

С точки зрения художника по свету, «идеальный спектакль» тот, когда зритель не выделяет свет в отдельный компонент сценического действия. Но идеальный спектакль требует идеального режиссёра. На практике, все мы несовершенны, все живые люди, со своими амбициями, комплексами и претензиями:

режиссер ищет новое слово, актёры потихоньку «звездят», свет и звук живут своей отдельной жизнью.

Значит ли это, что художественно разбалансированный спектакль обречён на провал? Искусство вещь парадоксальная, бывают случаи, когда нарушение всех канонов и запретов приводит не к разрушительному, а созидательному взрыву.

В любом случае, решение проблемы и выбор остаётся за художником.

Единственное пожелание коллегам: нарушение канонов –подразумевает знание этих канонов.

Ценность Чёрногоквадрата Малевича, не в прямоугольнике на холсте, а в харизме мастерского рисовальщика и живописца, пославшего всё и вся и поставившего жирную точку в живописи. На Малевиче история живописи закончилась и началась история дизайна. Впрочем, может всё наоборот.

Канонические функции постановочного света и его компоненты:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

а) Свет работает с остальными компонентами спектакля или концерта. многофункциональный универсальный инструмент в режиссёрском замысле спектакля или визуализационный музыкальный инструмент в общей канве концерта.

Свет обладает свойствами музыкального инструмента в оркестре: солирует, служит фоном, заполняет паузы, молчит.

б) Свет работает с временным измерением. поддержка темпоритма спектакля или концерта, один из инструментов для создания четырехмерного пространства. По аналогии с музыкальными инструментами – ритмсекция оркестра. Ритм+ акценты.

в) Свет работает с объемом и пространством.

поддержка глубины пространства, создание объема предметов, главный инструмент для создания трехмерности пространства.

г) Свет работает с чувствами зрителя. Синестетический ( сопереживательный) инструмент эмоциональной окраски спектакля или концерта.

УТИЛИТАРНЫЕ

а) освещение актеров, танцоров, музыкантов

б) освещение декораций, обозначения места и времени действия

в) освещение воздуха и пространства между предметами

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

Свет, в зависимости от поставленных задач обладает собственной энергетикой, харизмой, драматургией. Свет, как любой жанр современного искусства имеет признаки знаковости. Свет может быть реалистичным, гиперреалистичным,символичным и сюрреалистичным. В практике, широко распространён свет в стиле «поп-арт».

Наши рекомендации